Читают Пушкина студенты

 ДИАНА КАН 

Новая тра­ди­ция несколь­ко лет назад появи­лась в Орен­бург­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те. Тра­ди­ция зна­ме­но­вать нача­ло  учеб­но­го года чте­ни­ем сти­хов, в осо­бен­но­сти пуш­кин­ских, у  памят­ни­ка Пет­ру Рыч­ко­ву, кото­рый укра­ша­ет  уни­вер­си­тет­скую пло­щадь.

ЗАЧИНАТЕЛЕМ это­го дей­ства стал несколь­ко лет назад пре­по­да­ва­тель Орен­бург­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, он же извест­ный орен­бург­ский писа­тель и жур­на­лист, совет­ник губер­на­то­ра Орен­бург­ской обла­сти по куль­ту­ре Павел Геор­ги­е­вич Рыков. Кому, как не моло­дым, любить и читать сти­хи? И вот сту­ден­ты вдох­но­вен­но декла­ми­ру­ют Цве­та­е­ву, Бло­ка, Эду­ар­да Аса­до­ва… Хотя фаво­ри­том  сту­ден­че­ских поэ­ти­че­ских пред­по­чте­ний был и оста­ёт­ся Алек­сандр Сер­ге­е­вич. Когда оче­ред­ная девуш­ка про­из­но­сит: «Уны­лая пора, очей оча­ро­ва­нье…», по тол­пе слу­ша­те­лей про­хо­дит лёг­кий сме­шок, ибо день сто­ит сол­неч­ный, ника­кой «уны­лой поры» окрест не наблю­да­ет­ся. Но «очей оча­ро­ва­нье» вполне реаль­но при­сут­ству­ет!  Мно­же­ство оча­ро­ва­тель­ных деву­шек, вдох­но­вен­но чита­ю­щих сти­хи. Чем не «очей оча­ро­ва­нье»?..

Поэ­ти­че­ская палит­ра тут весь­ма широ­ка, мно­гие высту­па­ю­щие  в совер­шен­стве вла­де­ют ино­стран­ны­ми язы­ка­ми. А пото­му декла­ма­ция сти­хов на  англий­ском, немец­ком и фран­цуз­ском язы­ках тут весь­ма неред­ка. Впро­чем, язык поэ­зии един!  И, как при­ня­то в моло­дёж­ных ауди­то­ри­ях, мик­су­ет­ся всё  со всем в кон­тек­сте откры­то­сти все­му, что спо­соб­но пле­нить  эсте­ти­че­ский вкус. Пуш­кин в фор­ма­те это­го меро­при­я­тия – не дог­ма, а ори­ен­тир хоро­ше­го вку­са. К тому же Алек­сандр Сер­ге­е­вич,  конеч­но, не может и не дол­жен быть фигу­рой умол­ча­ния в Орен­бур­ге! Орен­бург, как под­черк­нул в сво­ём выступ­ле­нии Павел  Рыков – один из немно­гих в Рос­сии «пуш­кин­ских горо­дов». Согла­си­тесь, что пуш­кин­ский фак­тор, конеч­но, при­да­ёт наше­му горо­ду некий эсте­ти­че­ский и куль­тур­ный шарм и лоск. Алек­сандр Сер­ге­е­вич  был чело­век живо­го нра­ва и лёг­кий на подъ­ём.   Но тем не менее немно­го вы назо­вё­те горо­дов, кро­ме Моск­вы и  Санкт-Петербурга, свя­зан­ных с име­нем Пуш­ки­на? Пяти­горск – да!  Бах­чи­са­рай — несо­мнен­но… А ещё, конеч­но, Киши­нёв и Одес­са… Впро­чем, эти двое теперь  уже за пре­де­ла­ми Рос­сии.  Есть леген­дар­ный дон-жуанский спи­сок Пуш­ки­на, состо­я­щий более, чем из ста «пунк­тов». А вот если  соста­вить такой спи­сок увле­че­ний Поэта не из чис­ла жен­щин, а из чис­ла горо­дов,  кото­рые оча­ро­вал он или кото­рые оча­ро­ва­ли его, спи­сок не будет столь длин­ным. И  Орен­бург в этом  спис­ке будет едва ли не на пер­вых ролях. Не будет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что Пуш­ки­на и Орен­бур­га была вза­им­ная при­язнь. И когда брон­зо­вый Рыч­ков на уни­вер­си­тет­ской пло­ща­ди ОГУ смот­рит на декла­ми­ру­ю­щих пуш­кин­ские стро­ки моло­дых людей – это зна­чит, что осень, что «очей оча­ро­ва­нье», что новый учеб­ный год начал­ся!

Фото авто­ра


Кан Диа­на Ели­се­ев­на — поэтес­са, автор книг: «Висо­кос­ная вес­на», «Сог­ди­а­на», «Бак­трий­ский гори­зонт», «Под­дан­ная рус­ских захо­лу­стий», «Меж­ду­ре­чье», «Поку­да гово­рю я о люб­ви», «Обре­чён­ные на сла­ву» — а так­же мно­гих пуб­ли­ка­ций в цен­траль­ных и реги­о­наль­ных изда­ни­ях Рос­сии — все­рос­сий­ских мос­ков­ских жур­на­лах, мос­ков­ских и реги­о­наль­ных газе­тах. Так­же сти­хи Диа­ны Кан печа­та­лись на стра­ни­цах реги­о­наль­ных жур­на­лов. Твор­че­ство Диа­ны Кан пред­став­ле­но на мно­гих элек­трон­ных сай­тах: «Камер­тон», «Моло­ко», Парус», «Гости­ный двор», «Рус­ский Крест», «Рус­ское Вос­кре­се­ние», «Рос­сий­ский писа­тель» и т.д. Сти­хи Диа­ны Кан вклю­че­ны в поэ­ти­че­ские анто­ло­гии: «Молит­вы рус­ских поэтов» (Москва), «Поэ­ти­че­ский Олимп» (Москва), «Анто­ло­гия рус­ской поэ­зии ХХ века» (Москва) и мно­гие дру­гие.
Окон­чи­ла Мос­ков­ский госу­ни­вер­си­тет им. М.В. Ломо­но­со­ва и Выс­шие лите­ра­тур­ные кур­сы (ВЛК) Мос­ков­ско­го лите­ра­тур­но­го инсти­ту­та.
Член редак­ци­он­ных сове­тов рос­сий­ских литературно-художественных и общественно-политических жур­на­лов: «Подъ­ём» (Воро­неж), «Ари­на» (Ниж­ний Нов­го­род), «Аргамак-Татарстан» (Казань), «Гости­ный Двор» (Орен­бург), «Дон» (Ростов-на-Дону), «Новый ени­сей­ский лите­ра­тор» (Крас­но­ярск), элек­трон­но­го жур­на­ла «Парус» (Москва) и мно­гих дру­гих.
Два­жды лау­ре­ат все­рос­сий­ской еже­год­ной пре­мии жур­на­ла «Наш совре­мен­ник» по ито­гам года (номи­на­ция поэ­зии). Лау­ре­ат все­рос­сий­ской пре­мии «Тра­ди­ция» за серию пуб­ли­ка­ций сти­хов о Рос­сии высо­ко­го граж­дан­ско­го зву­ча­ния. Лау­ре­ат все­рос­сий­ской пре­мии «Импер­ская куль­ту­ра» в номи­на­ции «Поэ­зия» за кни­гу сти­хов «Меж­ду­ре­чье». Лау­ре­ат Самар­ской област­ной губерн­ской пре­мии в обла­сти лите­ра­ту­ры. Лау­ре­ат пре­мии жур­на­ла «Гости­ный Двор». Лау­ре­ат Самар­ской реги­о­наль­ной лите­ра­тур­ной пре­мии «Рус­ское эхо». Лау­ре­ат Самар­ской реги­о­наль­ной поэ­ти­че­ской пре­мии им. Вик­то­ра Баг­ро­ва. Лау­ре­ат Все­рос­сий­ской лите­ра­тур­ной пре­мии им. свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го в номи­на­ции «Осо­бая пре­мия — Слу­же­ние Рос­сии» (Санкт-Петербург). Лау­ре­ат пре­мии жур­на­ла «Аргамак-Татарстан». Лау­ре­ат Все­рос­сий­ской Пуш­кин­ской пре­мии «Капи­тан­ская доч­ка».
Рабо­та­ет мето­ди­стом в Орен­бург­ском област­ном Доме лите­ра­то­ров име­ни С.Т. Акса­ко­ва.
Член Сою­за писа­те­лей Рос­сии.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.