Кого люблю…

 АНДРЕЙ ЮРЬЕВ 

Ска­жу сра­зу – по сугу­бо лич­ным при­чи­нам я не писал про­зу 12 лет и сти­хи 22 года, пото­му попасть на сек­цию про­зы семи­на­ра моло­дых писа­те­лей было нисколь­ко не зазор­но, наобо­рот. Пред­вку­шая по памя­ти дол­гие поси­дел­ки с чте­ни­ем тек­стов вслух (как было в 1996 году в Клу­бе Твор­че­ской Моло­де­жи «Яиц­кий Мост», в кото­ром я имел честь состо­ять адми­ни­стра­то­ром), я запас­ся тер­пе­ни­ем и доб­ро­же­ла­тель­но­стью…

Айдар Хуса­и­нов (редак­тор уфим­ской газе­ты «Исто­ки») оша­ра­шил с ходу сво­ей непри­выч­ной тео­ри­ей твор­че­ства, соглас­но кото­рой выхо­дит, что каж­дый пишу­щий стра­да­ет неко­то­рой душев­ной болью и выплес­ки­ва­ет ее на бума­гу. Дескать, застряв­шие в лич­ных пере­жи­ва­ни­ях ста­но­вят­ся гра­фо­ма­на­ми, пере­шед­шие к осмыс­ле­нию общих зако­но­мер­но­стей бытия – начи­на­ю­щи­ми писа­те­ля­ми, а научив­ши­е­ся из боли стро­ить миры оби­та­ния пер­со­на­жей – масте­ра­ми. Одни участ­ни­ки семи­на­ра дели­лись рас­пе­чат­ка­ми сво­их неболь­ших про­из­ве­де­ний с кол­ле­га­ми, полу­чая весь­ма субъ­ек­тив­ные, силь­но раз­ня­щи­е­ся, но от того еще более инте­рес­ные впе­чат­ле­ния и мне­ния; дру­гие были вынуж­де­ны зачи­тать тек­сты вслух – спор­ное начи­на­ние, посколь­ку слу­ша­ю­щим при­хо­ди­лось излишне напря­гать вни­ма­ние и память. А ведь для кон­струк­тив­ной кри­ти­ки необ­хо­ди­ма ясность созна­ва­ния! Пора­зи­ла глу­би­ной осмыс­ле­ния про­чи­тан­но­го Мария Моск­ви­на (Орен­бург), ей участ­ни­ки заня­тия еди­но­глас­но посо­ве­то­ва­ли начать про­фес­си­о­наль­но писать обзо­ры книг. Нестан­дарт­ным взгля­дом на твор­че­ство кол­лег делил­ся изда­тель анде­гра­унд­но­го жур­на­ла «Дека­дент» (Орен­бург) Вла­ди­слав Нау­мов, став­ший в ито­ге «побе­ди­те­лем» семи­нар­ско­го сприн­та. Про­за­ик из Ново­тро­иц­ка Окса­на Васи­лье­ва не смог­ла спра­вить­ся с эмо­ци­я­ми и выра­зить пол­но­вес­ное мне­ние, тем не менее, она так­же была отме­че­на вни­ма­ни­ем мэтров – а кро­ме Хуса­и­но­ва, сек­цию вели Вера Лаври­на (Кеме­ро­во) и Свет­ла­на Васи­лен­ко (Москва, пер­вый сек­ре­тарь СРП).

Пиши­те хоть об ино­пла­не­тя­нах, хоть о про­бле­мах лич­ной жиз­ни – делай­те это кра­си­во, увле­чен­но, страст­но! Лите­ра­ту­ра — не про­сто «для глаз», она «для слу­ха», как и музы­ка, ее про­го­ва­ри­ва­ют, она долж­на хоро­шо зву­чать!

Лич­но мне осо­бо инте­рес­но ста­ло мне­ние Лаври­ной о про­из­ве­де­ни­ях семи­на­ри­стов, посколь­ку она нахо­ди­ла плю­сы даже в про­валь­ных рабо­тах. После пер­во­го заня­тия неко­то­рые участ­ни­ки, забыв про пред­сто­я­щий ужин и, сле­дом – твор­че­ский вечер, обра­ти­лись к Вере Лео­ни­довне с самы­ми глав­ны­ми для моло­до­го авто­ра вопро­са­ми – сто­ит ли им вооб­ще писать про­зу и если рас­ти, то в каком клю­че вести повест­во­ва­ния даль­ше… Не менее обсто­я­тель­но рас­смат­ри­ва­ла рас­ска­зы, новел­лы и гла­вы пове­стей Свет­ла­на Вла­ди­ми­ров­на. Баш­кор­то­стан­ский гость не для всех при­ят­но пора­жал при­ме­не­ни­ем сво­ей тео­рии, одна­ко, одна­ко… Сло­жи­лось впе­чат­ле­ние, что из-за боль­шо­го объ­е­ма мате­ри­а­ла для кри­ти­ки не все тек­сты были поня­ты вполне. Попав­шие под «раз­бор поле­тов» авто­ры ино­гда недо­умен­но реа­ги­ро­ва­ли на «недо­чи­тан­ность» — «Да вот же эта сце­на, это сло­во, этот образ!» Это гово­рит об одном – мэт­рам необ­хо­ди­мо боль­ше вре­ме­ни на под­го­тов­ку ко встре­че с моло­ды­ми, весь­ма рани­мы­ми еще, людь­ми.

Это впе­чат­ле­ние сло­жи­лось не толь­ко у меня. Нау­мов на объ­яв­ле­нии ито­гов семи­на­ра высту­пил с корот­кой речью, заявив, что «всё создан­ное вами надо раз­ру­шить и на облом­ках стро­ить наше, новое».

Кто ока­зал­ся сим­па­ти­чен мне? Мария Моск­ви­на с ее зари­сов­ка­ми из жиз­ни вра­чей «Ско­рой помо­щи». Моза­и­ка корот­ких сюже­тов, из кото­рой скла­ды­ва­ет­ся цель­ный обзор пред­ста­ви­те­лей этой слож­ной про­фес­сии. Хоро­ший стиль без изли­шеств и пустот, запо­ми­на­ю­щи­е­ся собы­тия и реак­ции их участ­ни­ков. Почему-то фор­ма про­из­ве­де­ния не устро­и­ла мэтров, хотя на после­ду­ю­щем вече­ре Хуса­и­нов читал подоб­ные же «отрыв­ки», сти­ли­зо­ван­ные под афо­риз­мы.

К дру­гим авто­рам у меня одна пре­тен­зия – язык. Пиши­те хоть об ино­пла­не­тя­нах, хоть о про­бле­мах лич­ной жиз­ни – делай­те это кра­си­во, увле­чен­но, страст­но (выра­же­ние С. Васи­лен­ко)! Лите­ра­ту­ра — не про­сто «для глаз», она «для слу­ха», как и музы­ка, ее про­го­ва­ри­ва­ют, она долж­на хоро­шо зву­чать! При чте­нии одних вещей воз­ни­ка­ет кис­ло­род­ное голо­да­ние от затя­ну­то­сти и невоз­мож­но­сти вздох­нуть сво­бод­но, дру­гих – кис­ло­род­ная инток­си­ка­ция от слиш­ком поспеш­ной речи. Най­ти «золо­тую сере­ди­ну» — зада­ча авто­ра, не чита­те­ля, не надо об этом забы­вать. Даже не вни­ка­ю­щие в глу­би­ны автор­ско­го замыс­ла при чте­нии под­со­зна­тель­но улав­ли­ва­ют созву­чия, инто­на­ции и могут отме­тить – чита­ет­ся лег­ко. Гово­рю это как отме­чен­ный руко­вод­ством семи­на­ра (да и сото­ва­ри­ща­ми по перу) в первую оче­редь за «мастер­ский стиль».

Уди­ви­ла одна нема­ло­важ­ная деталь. Отме­че­ны руко­вод­ством сек­ции ока­за­лись те, кому были направ­ле­ны наи­бо­лее серьез­ные кри­ти­че­ские посы­лы. «Кого люб­лю, того бью?»

И еще. Хочет­ся уточ­нить. Пони­ма­е­те, есть то, что есть. Есть то, как вы это вос­при­ни­ма­е­те. Есть то, как вы осо­зна­е­те вос­при­ня­тое. Есть то, как вы об этом гово­ри­те и пише­те. Нако­нец, есть то, как вас пони­ма­ют. Види­те, как важ­на и слож­на ВАША роль?

Кто любит, тот любим….


ЮРЬЕВ Андрей Ген­на­дье­вич родил­ся в 1974 году в Печо­ре (Рес­пуб­ли­ка Коми), в 1996 году окон­чил элек­тро­тех­ни­че­ский факуль­тет Орен­бург­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, рабо­тал дизайнером-верстальщиком в орен­бург­ских газе­тах и в Фон­де Эффек­тив­ной Поли­ти­ки (Москва).
С 1993 по 1995 год – вока­лист и автор тек­стов песен груп­пы «Лич­ная Соб­ствен­ность». Лау­ре­ат спе­ци­аль­но­го дипло­ма «За фило­со­физм лири­ки» област­но­го поэ­ти­че­ско­го кон­кур­са «Яиц­кий Мост – 96». Повесть «Те, Кого Ждут» вошла в сбор­ник «Про­за – то, чем мы гово­рим» (Сара­тов, 2000), пуб­ли­ка­ции в газе­те «Орен­бур­жье» и аль­ма­на­хах «Баш­ня», «Гости­ный двор». Побе­ди­тель кон­кур­са «Орен­бург­ский край — XXI век» в номи­на­ции «Авто­граф» в 2014 году. Диплом «За фило­соф­ское осмыс­ле­ние темы оди­но­че­ства» в номи­на­ции «Про­за» Все­рос­сий­ско­го лите­ра­тур­но­го кон­кур­са «Сти­ли­сты добра». Лау­ре­ат Акса­ков­ской пре­мии в номи­на­ции «Луч­шее худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние для детей и юно­ше­ства» за кни­гу «Юрки­ны беды».

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.