Кого люблю…

 АНДРЕЙ ЮРЬЕВ 

Скажу сразу – по сугубо личным причинам я не писал прозу 12 лет и стихи 22 года, потому попасть на секцию прозы семинара молодых писателей было нисколько не зазорно, наоборот. Предвкушая по памяти долгие посиделки с чтением текстов вслух (как было в 1996 году в Клубе Творческой Молодежи «Яицкий Мост», в котором я имел честь состоять администратором), я запасся терпением и доброжелательностью…

Айдар Хусаинов (редактор уфимской газеты «Истоки») ошарашил с ходу своей непривычной теорией творчества, согласно которой выходит, что каждый пишущий страдает некоторой душевной болью и выплескивает ее на бумагу. Дескать, застрявшие в личных переживаниях становятся графоманами, перешедшие к осмыслению общих закономерностей бытия – начинающими писателями, а научившиеся из боли строить миры обитания персонажей – мастерами. Одни участники семинара делились распечатками своих небольших произведений с коллегами, получая весьма субъективные, сильно разнящиеся, но от того еще более интересные впечатления и мнения; другие были вынуждены зачитать тексты вслух – спорное начинание, поскольку слушающим приходилось излишне напрягать внимание и память. А ведь для конструктивной критики необходима ясность сознавания! Поразила глубиной осмысления прочитанного Мария Москвина (Оренбург), ей участники занятия единогласно посоветовали начать профессионально писать обзоры книг. Нестандартным взглядом на творчество коллег делился издатель андеграундного журнала «Декадент» (Оренбург) Владислав Наумов, ставший в итоге «победителем» семинарского спринта. Прозаик из Новотроицка Оксана Васильева не смогла справиться с эмоциями и выразить полновесное мнение, тем не менее, она также была отмечена вниманием мэтров – а кроме Хусаинова, секцию вели Вера Лаврина (Кемерово) и Светлана Василенко (Москва, первый секретарь СРП).

Пишите хоть об инопланетянах, хоть о проблемах личной жизни – делайте это красиво, увлеченно, страстно! Литература — не просто «для глаз», она «для слуха», как и музыка, ее проговаривают, она должна хорошо звучать!

Лично мне особо интересно стало мнение Лавриной о произведениях семинаристов, поскольку она находила плюсы даже в провальных работах. После первого занятия некоторые участники, забыв про предстоящий ужин и, следом – творческий вечер, обратились к Вере Леонидовне с самыми главными для молодого автора вопросами – стоит ли им вообще писать прозу и если расти, то в каком ключе вести повествования дальше… Не менее обстоятельно рассматривала рассказы, новеллы и главы повестей Светлана Владимировна. Башкортостанский гость не для всех приятно поражал применением своей теории, однако, однако… Сложилось впечатление, что из-за большого объема материала для критики не все тексты были поняты вполне. Попавшие под «разбор полетов» авторы иногда недоуменно реагировали на «недочитанность» — «Да вот же эта сцена, это слово, этот образ!» Это говорит об одном – мэтрам необходимо больше времени на подготовку ко встрече с молодыми, весьма ранимыми еще, людьми.

Это впечатление сложилось не только у меня. Наумов на объявлении итогов семинара выступил с короткой речью, заявив, что «всё созданное вами надо разрушить и на обломках строить наше, новое».

Кто оказался симпатичен мне? Мария Москвина с ее зарисовками из жизни врачей «Скорой помощи». Мозаика коротких сюжетов, из которой складывается цельный обзор представителей этой сложной профессии. Хороший стиль без излишеств и пустот, запоминающиеся события и реакции их участников. Почему-то форма произведения не устроила мэтров, хотя на последующем вечере Хусаинов читал подобные же «отрывки», стилизованные под афоризмы.

К другим авторам у меня одна претензия – язык. Пишите хоть об инопланетянах, хоть о проблемах личной жизни – делайте это красиво, увлеченно, страстно (выражение С. Василенко)! Литература — не просто «для глаз», она «для слуха», как и музыка, ее проговаривают, она должна хорошо звучать! При чтении одних вещей возникает кислородное голодание от затянутости и невозможности вздохнуть свободно, других – кислородная интоксикация от слишком поспешной речи. Найти «золотую середину» — задача автора, не читателя, не надо об этом забывать. Даже не вникающие в глубины авторского замысла при чтении подсознательно улавливают созвучия, интонации и могут отметить – читается легко. Говорю это как отмеченный руководством семинара (да и сотоварищами по перу) в первую очередь за «мастерский стиль».

Удивила одна немаловажная деталь. Отмечены руководством секции оказались те, кому были направлены наиболее серьезные критические посылы. «Кого люблю, того бью?»

И еще. Хочется уточнить. Понимаете, есть то, что есть. Есть то, как вы это воспринимаете. Есть то, как вы осознаете воспринятое. Есть то, как вы об этом говорите и пишете. Наконец, есть то, как вас понимают. Видите, как важна и сложна ВАША роль?

Кто любит, тот любим….


ЮРЬЕВ Андрей Геннадьевич родился в 1974 году в Печоре (Республика Коми), в 1996 году окончил электротехнический факультет Оренбургского госуниверситета, работал дизайнером-верстальщиком в оренбургских газетах и в Фонде Эффективной Политики (Москва).
С 1993 по 1995 год – вокалист и автор текстов песен группы «Личная Собственность». Лауреат специального диплома «За философизм лирики» областного поэтического конкурса «Яицкий Мост – 96». Повесть «Те, Кого Ждут» вошла в сборник «Проза – то, чем мы говорим» (Саратов, 2000), публикации в газете «Оренбуржье» и альманахах «Башня», «Гостиный двор». Победитель конкурса «Оренбургский край — XXI век» в номинации «Автограф» в 2014 году. Диплом «За философское осмысление темы одиночества» в номинации «Проза» Всероссийского литературного конкурса «Стилисты добра». Лауреат Аксаковской премии в номинации «Лучшее художественное произведение для детей и юношества» за книгу «Юркины беды».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.