Семинарская палитра

 МНЕНИЯ СОБРАЛА ДИАНА КАН 

Завер­шил­ся Меж­ре­ги­о­наль­ный семинар-совещание моло­дых писа­те­лей «Мы вырос­ли в России-2017», став­ший уже одним из лите­ра­тур­ных брен­дов Орен­бур­жья. В нынеш­ний год он собрал более пяти­де­ся­ти писа­те­лей само­го раз­но­го воз­рас­та из самых раз­ных реги­о­нов Рос­сии. Три насы­щен­ных дня – семи­нар­ские заня­тия, встре­чи с чита­те­ля­ми, лите­ра­тур­ные вече­ра, поэ­ти­че­ские поедин­ки и так далее – ста­ли уже лите­ра­тур­ной исто­ри­ей, той стро­кой, кото­рую Орен­бур­жье впи­са­ло в лите­ра­тур­ную лето­пись Рос­сии. Сего­дня мы реши­ли пред­ста­вить палит­ру впе­чат­ле­ний от семинара-совещания от раз­ных участ­ни­ков. Что­бы палит­ра мне­ний полу­чи­лась раз­но­век­тор­ной, мы реши­ли предо­ста­вить сло­во как руко­во­ди­те­лям мастер-классов, так и тем, кто был, ска­жем так, по дру­гую сто­ро­ну лите­ра­тур­ной «бар­ри­ка­ды» — семи­на­ри­стов, чьи тек­сты ста­ли пред­ме­том при­сталь­но­го вни­ма­ния и обсуж­де­ния. А ещё мы реши­ли дать сло­во тем, во имя кого, соб­ствен­но, рабо­та­ют писа­те­ли – нашим чита­те­лям, то есть самым про­дви­ну­тым чита­те­лям – биб­лио­те­ка­рям.


Андрей Расторгуев (Екатеринбург)

Поэт, член Сою­за писа­те­лей Рос­сии, руко­во­ди­тель одно­го из семи­на­ров поэ­зии

Вер­нул­ся из Бугу­рус­ла­на, где 21–23 сен­тяб­ря при под­держ­ке Мини­стер­ства куль­ту­ры и внеш­них свя­зей Орен­бург­ской обла­сти вновь про­шел меж­ду­на­род­ный семинар-совещание моло­дых писа­те­лей «Мы вырос­ли в Рос­сии». Участ­ни­ки и руко­во­ди­те­ли — от Кеме­ро­ва до Сама­ры по парал­ле­ли и от Ека­те­рин­бур­га до Ураль­ска по мери­ди­а­ну. Так что с захо­дом в рус­ский Север­ный Казах­стан плюс Донецк, гости из кото­ро­го  сре­ди про­че­го еще раз под­твер­ди­ли, что Дон­басс и в совет­ское вре­мя нико­гда не был укра­ин­ским как мини­мум в этно­куль­тур­ном смыс­ле. Участ­ни­ки были как начи­на­ю­щие, так и уже опе­рив­ши­е­ся — напри­мер, твор­че­ски вполне само­род­ная Оль­га Хапи­ло­ва из посел­ка Темир-Тау, что в Кеме­ров­ской обла­сти. На семи­на­рах (один — про­за­и­ков и два — поэтов) гово­ри­ли, конеч­но, не толь­ко про тех­ни­ку, но и про рус­скую лите­ра­ту­ру и куль­ту­ру в целом — тра­ди­ци­он­ную и в совре­мен­ном изво­де. И про то, разу­ме­ет­ся, как жить — без это­го выбо­ра насто­я­щей лите­ра­ту­ры тоже не быва­ет. За такую неча­стую ныне воз­мож­ность – поклон Вита­лию Мол­ча­но­ву и его кол­ле­гам по Област­но­му Дому лите­ра­то­ров им. С.Т. Акса­ко­ва. Как зача­стую в послед­нее вре­мя, вме­сте рабо­та­ли пред­ста­ви­те­ли двух писа­тель­ских сою­зов. Союз рос­сий­ских писа­те­лей в пер­вом лице пред­ста­ви­ла его пер­вый сек­ре­тарь Свет­ла­на Васи­лен­ко, а от  Сою­за писа­те­лей Рос­сии по ран­гу мож­но назвать его сек­ре­та­ря Нину Яго­дин­це­ву. Ито­ги под­ве­ли в Акса­ко­во, побы­вав в музее писа­те­ля, где перед  тра­ди­ци­он­ным лите­ра­тур­ным празд­ни­ком его име­ни сно­ва рас­цвел алень­кий цве­то­чек, и высту­пив в мест­ной шко­ле…


Нина Ягодинцева (Челябинск)

Сек­ре­тарь Сою­за писа­те­лей Рос­сии, поэтес­са, док­тор куль­ту­ро­ло­гии, руко­во­ди­тель поэ­ти­че­ско­го семи­на­ра

Фести­валь «Мы вырос­ли в Рос­сии», в этом году отме­тив­ший своё пер­вое деся­ти­ле­тие, — яркое собы­тие для писа­те­лей Южно­го Ура­ла и Рос­сии. И его важ­ней­шая, цен­траль­ная часть — Сове­ща­ние моло­дых лите­ра­то­ров. Мы ста­ра­ем­ся реко­мен­до­вать на это Сове­ща­ние наших луч­ших ребят, рас­ту­щих, пер­спек­тив­ных, — и они полу­ча­ют под­держ­ку, очень важ­ную для них. Были в нашей «бугу­рус­лан­ской» копил­ке и изда­ние кни­ги по ито­гам семи­на­ра, и пер­вые пуб­ли­ка­ции в кол­лек­тив­ном сбор­ни­ке по ито­гам фести­ва­ля, и твор­че­ские сти­пен­дии на изда­ние книг.
В этом году состав наше­го поэ­ти­че­ско­го семи­на­ра был очень инте­рес­ным, и раз­го­вор состо­ял­ся серьёз­ный. Есть хоро­шее ощу­ще­ние, что уро­вень работ в целом год от года рас­тёт. В нашем семи­на­ре все участ­ни­ки актив­но высту­па­ли со сво­и­ми оцен­ка­ми и реко­мен­да­ци­я­ми моло­дым кол­ле­гам, и эта живая заин­те­ре­со­ван­ность — очень хоро­ший знак для ново­го лите­ра­тур­но­го поко­ле­ния. Они гото­вы учить­ся, это им нра­вит­ся, это им инте­рес­но. Но учить­ся — фор­ме, пото­му что каж­дый при­хо­дит со сво­им, уни­каль­ным содер­жа­ни­ем. Хотя был и нюанс, когда двое моло­дых авто­ров в ответ на кри­ти­ку про­сто пред­ло­жи­ли нам, руко­во­ди­те­лям, при­нять их таки­ми, какие они есть (вклю­чая про­бле­мы с рус­ским язы­ком, логи­кой тек­ста и пр.) Вот эта тен­ден­ция — выстав­лять лите­ра­тур­ную негра­мот­ность в каче­стве аль­тер­на­тив­но­го искус­ства — серьёз­но насто­ра­жи­ва­ет, посколь­ку сего­дня она наблю­да­ет­ся прак­ти­че­ски вез­де, отво­ё­вы­ва­ет себе про­стран­ство доста­точ­но агрес­сив­но. Лите­ра­тур­ная «демо­кра­тия» в конеч­ном ито­ге озна­ча­ет смерть лите­ра­ту­ры — искус­ство иерар­хич­но не пото­му, что одни лите­ра­то­ры выше дру­гих (не нам изме­рять линей­кой эти высо­ты), а пото­му, что даёт ощу­ще­ние, а затем и пони­ма­ние высо­ты духа, пер­спек­ти­вы роста. Отсут­ствие иерар­хии в искус­стве, в лите­ра­ту­ре — гибель в пучи­нах само­вы­ра­же­ния.
Семи­нар фести­ва­ля «Мы вырос­ли в Рос­сии» даёт не толь­ко чёт­кое ощу­ще­ние совре­мен­ной лите­ра­тур­ной иерар­хии, но и пока­зы­ва­ет путь на более высо­кие «сту­пень­ки», и помо­га­ет на них под­нять­ся. Этим он дра­го­це­нен для совре­мен­но­го лите­ра­тур­но­го про­цес­са в Рос­сии. Фести­валь свя­зы­ва­ет моло­дёжь с исто­ри­че­ски­ми кор­ня­ми рус­ской лите­ра­ту­ры: ска­зоч­ное осен­нее Акса­ко­во остав­ля­ет впе­чат­ле­ние на всю жизнь.
Празд­ник в Акса­ков­ской усадь­бе каж­дый год — раз­ный. В этом году его укра­си­ла поэ­ти­че­ская дуэль моло­дых актё­ров и поэтов, и ауди­то­рии было очень труд­но выбрать меж­ду искус­ством худо­же­ствен­ной интер­пре­та­ции тек­стов — и искус­ством живой искрен­но­сти автор­ских сти­хов. Но глав­ное — зри­те­ли поня­ли, сколь важ­но и то, и дру­гое.
Огром­ное, сер­деч­ное спа­си­бо всем орга­ни­за­то­рам, тем, кто уже 10 лет под­дер­жи­ва­ет свет Акса­ков­ской осе­ни, соби­ра­ет нас в дру­же­ский круг твор­че­ских семи­на­ров, дарит дра­го­цен­ное обще­ние!


Ольга Хапилова (Кемерово)

Поэтес­са, участ­ник семи­на­ра поэ­зии

Два дня пути. Ско­рый поезд Крас­но­ярск – Ана­па. Воору­жив­шись пер­вым томом кни­ги Ана­то­лия Ива­но­ва «Веч­ный зов», уста­но­вив в ста­ту­се на «Одно­класс­ни­ках» пес­ню из одно­имён­но­го кино­филь­ма «Зем­ля род­ная, помни нас – и всех, и каж­до­го отдель­но!» и при­хва­тив с собой для сме­ло­сти супру­га, я отпра­ви­лась в Бугу­рус­лан на Меж­ре­ги­о­наль­ный семинар-совещание моло­дых писа­те­лей «Мы вырос­ли в Рос­сии». Бес­край­ние рав­ни­ны за окном почти на всём про­тя­же­нии сле­до­ва­ния поез­да – поля, кусты, берё­зо­вые кол­ки. Дико­вин­ка для уро­жен­цев Гор­ной Шории, рельеф­ной мест­но­сти на юге Куз­бас­са. Лишь на одном неболь­шом отрез­ке пути нам пока­за­лись Ураль­ские горы: соп­ки, покры­тые тай­гой, ска­ли­стые утё­сы над изви­ли­сты­ми река­ми – до боли зна­ко­мый  вид. Из далё­ко­го дет­ства вспом­нил­ся образ Хозяй­ки Мед­ной горы, зелё­ной ящер­ки в цар­ской короне, вла­де­ю­щей несмет­ны­ми под­зем­ны­ми богат­ства­ми и откры­ва­ю­щей их толь­ко самым достой­ным тру­же­ни­кам.  На подъ­ез­де к Бугу­рус­ла­ну мы впер­вые уви­де­ли сте­пи Орен­бур­жья с их вели­че­ствен­ны­ми кур­га­на­ми. Сам город встре­тил нас исто­ри­че­ским зда­ни­ем вок­за­ла. Нака­нуне поезд­ки на одном из теле­ка­на­лов нам попал­ся фильм о Граж­дан­ской войне «Крас­ная пло­щадь», в кото­ром упо­ми­нал­ся Бугу­рус­лан, как один из цен­тров бое­вых дей­ствий. Очень живо пред­ста­ви­лись эше­ло­ны того вре­ме­ни на стан­ции.  После раз­ме­ще­ния в гости­ни­це у нас ещё оста­ва­лось сво­бод­ное вре­мя до заня­тий семи­на­ра, и мы реши­ли погу­лять по горо­ду. Нам повез­ло позна­ко­мить­ся ещё с одним исто­ри­че­ским момен­том. Ока­зы­ва­ет­ся, во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны и в пер­вые после­во­ен­ные годы здесь нахо­ди­лось все­со­юз­ное Цен­траль­ное спра­воч­ное бюро, с помо­щью кото­ро­го мно­гие граж­дане нашей стра­ны смог­ли отыс­кать сво­их род­ных и близ­ких, ока­зав­ших­ся в эва­ку­а­ции. Неда­ром за горо­дом закре­пи­лось выра­же­ние «Город надеж­ды – Бугу­рус­лан»… Мно­го и мно­го ещё мог­ли бы и хоте­ли мы выне­сти из это­го горо­да, если бы все мыс­ли и пере­жи­ва­ния наши не были на пред­сто­я­щем семи­на­ре. О, это были про­сто физи­че­ские стра­да­ния!.. Чуть поз­же, уже на заня­ти­ях, я полу­чи­ла объ­яс­не­ние сво­е­му состо­я­нию. Руко­во­ди­тель сек­ции поэ­зии Диа­на Ели­се­ев­на Кан обра­ти­лась к моло­дым авто­рам со сло­ва­ми о том, что мы вста­ли сей­час на опас­ный путь лите­ра­ту­ры, кото­рый может ока­зать­ся и губи­тель­ным в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва. Ведь Антон Пав­ло­вич Чехов полу­чил смер­тель­ное обостре­ние болез­ни имен­но после про­ва­ла сво­е­го про­из­ве­де­ния. Даже сам семи­нар начал­ся для нас неожи­дан­но – про­грамм­ки не было, и, по сло­вам более опыт­ных участ­ни­ков, заня­тия пред­по­ла­га­лись толь­ко на сле­ду­ю­щие два дня. Пред­став­ля­е­те себе наше состо­я­ние, когда мы (здесь я пишу про авто­ров из Куз­бас­са), собрав­шись поехать про­сто на озна­ко­ми­тель­ное откры­тие семи­на­ра, попа­ли сра­зу на заня­тия сек­ций! Мину­ты с момен­та нача­ла заня­тия до раз­бо­ра моей руко­пи­си были про­сто невы­но­си­мы. Руко­во­ди­те­ли выгля­де­ли очень стро­ги­ми. Состо­я­ние на гра­ни инфарк­та или инсуль­та, поверь­те меди­ку. Кра­ем гла­за смот­рю за мужем – он уми­ра­ет вме­сте со мной. До сих пор ощу­ща­ет­ся некий после­с­трес­со­вый син­дром. Бла­го­дар­на масте­рам, что ско­ро вызва­ли меня на раз­бор, не затя­ги­вая эти ощу­ще­ния. Так­же бла­го­дар­на за бла­го­склон­ное отно­ше­ние к мое­му твор­че­ству. Безо вся­ко­го лукав­ства, не ожи­да­ла это­го. Даже после ито­гов семи­на­ра, посе­ще­ния пре­крас­но­го музея Сер­гея Тимо­фе­е­ви­ча Акса­ко­ва (кото­рый заслу­жи­ва­ет осо­бо­го про­стран­но­го отзы­ва), уча­стия в празд­нич­ных меро­при­я­ти­ях и уже воз­вра­ще­ния домой меня не остав­ля­ет чув­ство свя­зан­но­го со всем этим вол­не­ния. Навер­ное, нема­ло вре­ме­ни ещё долж­но прой­ти, что­бы Бугу­рус­лан­ские собы­тия улег­лись в голо­ве и серд­це.


Антон Горынин (Оренбург)

Про­за­ик, дра­ма­тург, член Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей

В моём вос­при­я­тии Меж­ре­ги­о­наль­ный семинар-совещание «Мы вырос­ли в Рос­сии» меро­при­я­тие, преж­де все­го, рабо­чее и архи­по­лез­ное. При­чём как для моло­дых авто­ров, так и для руко­во­ди­те­лей семи­на­ра. Так уж вышло, что на сего­дняш­ний день я могу гово­рить от лица и тех и дру­гих. В про­шлом году мне дове­лось быть семи­на­ри­стом и стать «луч­шим про­за­и­ком», на этот раз посчаст­ли­ви­лось попасть в чис­ло руко­во­ди­те­лей семи­на­ра про­зы. Почёт­но, ответ­ствен­но, не уют­но, страш­но­ва­то. Одна­ко, бла­го­да­ря дели­кат­но­сти и про­фес­си­о­на­лиз­му дру­гих руко­во­ди­те­лей Свет­ла­ны Васи­лен­ко (г. Москва), Айда­ра Хуса­и­но­ва (г. Уфа) и Веры Лаври­ной (г. Кеме­ро­во) я всё-таки смог настро­ит­ся и вне­сти ясность в соб­ствен­ное отно­ше­ние к тек­стам семи­на­ри­стов и выдать по каж­дой рабо­те внят­ное и (я очень на это наде­юсь) полез­ное мне­ние. Сто­ит отме­тить, что все пред­став­лен­ные в этом году про­за­и­че­ские про­из­ве­де­ния были достой­ны­ми само­го при­сталь­но­го чита­тель­ско­го вни­ма­ния, но насто­я­щим откры­ти­ем семи­на­ра про­зы ста­ли Андрей Юрьев (г. Орен­бург), Антон Ермо­лин (г. Челя­бинск) и Вла­ди­слав Нау­мов (г. Орен­бург), послед­ний и стал побе­ди­те­лем семи­на­ра. В бли­жай­шее вре­мя у Вла­ди­сла­ва вый­дет дебют­ная кни­га. Так что, как гово­рит­ся, запом­ни­те это имя. А ещё реко­мен­дую запом­нить имя новотрой­чан­ки Окса­ны Васи­лье­вой  — глав­ной сопер­ни­цы Вла­ди­сла­ва Нау­мо­ва за зва­ние луч­ше­го про­за­и­ка семи­на­ра. Пер­вый сек­ре­тарь Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей Свет­ла­на Васи­лен­ко при­ме­ти­ла Окса­ну ещё на про­шлом семи­на­ре, на этот раз Союз готов выде­лить грант на изда­ние кни­ги авто­ра из Ново­тро­иц­ка.

По моим наблю­де­ни­ям, не все моло­дые авто­ры гото­вы адек­ват­но (это зна­чит с поль­зой) вос­при­ни­мать кри­ти­ку сво­их опу­сов. А зря. Начи­на­ю­щим писа­те­лям хочет­ся ска­зать сле­ду­ю­щее: при­ни­май­те уча­стие в подоб­ных меро­при­я­ти­ях и не оби­жай­тесь, а впи­ты­вай­те всё, что вам гово­рят масте­ра и дру­гие семи­на­ри­сты – при­го­дит­ся. Точ­но при­го­дит­ся, по себе знаю. При­ни­май­те к све­де­нию любые мне­ния и реко­мен­да­ции, ана­ли­зи­руй­те всё это и… делай­те по-своему. Каким имен­но уро­ком масте­ра сто­ит вос­поль­зо­вать­ся в том или ином слу­чае, вам под­ска­жет Ваша Твор­че­ская Инту­и­ция.   


Василий Миронов (Оренбург)

Поэт, член Орен­бург­ско­го област­но­го лит­объ­еди­не­ния име­ни С.Т. Акса­ко­ва, участ­ник семи­на­ра поэ­зии

В завер­шив­шим­ся недав­но в Бугу­рус­лане Орен­бург­ской обла­сти меж­ре­ги­о­наль­ном семинаре-совещании моло­дых писа­те­лей «Мы вырос­ли в Рос­сии» при­ни­маю уча­стие не в пер­вый раз, и вновь пора­до­вал­ся тому, что такое полез­ное собы­тие орга­ни­зо­ва­но, при под­держ­ке реги­о­наль­ной вла­сти, Орен­бург­ским Домом лите­ра­то­ров… Может быть, широ­кой обще­ствен­но­стью семи­нар  заме­чен и не был, но, тем не менее, его мас­штаб­ность для моло­до­го писа­те­ля, кото­рый толь­ко вылу­пил­ся из скор­лу­пы домаш­не­го твор­че­ства и недав­но стал на  кры­ло – оче­вид­на. Дело в том, что сам семи­нар, а так­же свя­зан­ные с ним собы­тия, поз­во­ли­ли уто­лить позна­ва­тель­ный голод о поэ­ти­че­ском искус­стве, кото­рое, как пред­став­ля­ет­ся, пере­да­ет­ся от учи­те­ля к уче­ни­ку при непо­сред­ствен­ном обще­нии, где-то даже на неося­за­е­мом, чув­ствен­ном, ирра­ци­о­наль­ном уровне. Пора­до­ва­ла дру­же­ствен­ная атмо­сфе­ра дове­рия и вза­и­мо­под­держ­ки участ­ни­ков, кото­рых набра­лось вну­ши­тель­ное чис­ло. Их сове­ты, а так­же настав­ле­ния руко­во­ди­те­лей семи­на­ра, поз­во­ли­ли с про­фес­си­о­наль­ной точ­ки зре­ния взгля­нуть на своё твор­че­ство, отве­тить на вопрос: то ли я тво­рю, то ли вытво­ряю? Для меня ста­ло неот­вра­ти­мо­стью осо­зна­ние того, что я застрял где-то посе­ре­дине меж­ду эти­ми край­но­стя­ми. Одна­ко, одоб­ри­тель­ное и несколь­ко насто­ра­жи­ва­ю­щее под­бад­ри­ва­ние Сер­гея Сал­да­е­ва, одно­го из руко­во­ди­те­лей семи­на­ра и инте­рес­ней­ше­го собе­сед­ни­ка, в мой адрес, мол: «Тебя за пани­кёр­ское настро­е­ние рас­стре­лять надо!», доба­ви­ло мне опти­миз­ма и уве­рен­но­сти, заста­ви­ло излов­чить­ся и вырвать перо из кры­льев за спи­ной, уси­лен­но застро­чить на бума­ге оче­ред­ное сти­хо­тво­ре­ние. Еще боль­ше твор­че­ских сил при­дал вопрос Сер­гея о том, опуб­ли­ко­вал ли я кни­гу сти­хов, посколь­ку он неод­но­крат­но рас­ска­зы­вал, что сочи­ня­ет эпи­грам­мы лишь на обна­ро­до­ван­ные таким обра­зом сти­хи. Тру­дить­ся, тру­дить­ся и ещё раз тру­дить­ся над сло­вом – вот основ­ная мысль, кото­рую я полу­чил на семи­на­ре. Как к это­му отне­сёт­ся вет­ре­ная поэ­ти­че­ская Муза – я не знаю, захо­чет ли вка­лы­вать вме­сте со мной — тоже неиз­вест­но. Но, в отли­чие от Музы, Сер­гей Сал­да­ев все­гда наче­ку и у меня, бла­го­да­ря семинару–совещанию «Мы вырос­ли в Рос­сии 2017» теперь есть сто­про­цент­ная воз­мож­ность про­сла­вить­ся или сво­им твор­че­ством, или его. Вре­мя пока­жет.


Диана Кан (Оренбург)

Поэтес­са, член Сою­за писа­те­лей Рос­сии, руко­во­ди­тель Орен­бург­ско­го област­но­го лит­объ­еди­не­ния им.С.Т.Аксакова

Сама я на заре твор­че­ской туман­ной юно­сти не была изба­ло­ва­на уча­сти­ем в каких бы то ни было семинарах-совещаниях моло­дых писа­те­лей. Дове­лось побы­вать лишь на одном таком меро­при­я­тии – это был Все­рос­сий­ский семинар-совещание в Москве в нача­ле 1994 года. Я бы не назва­ла его удач­ным для себя, ибо на том семи­на­ре меня, вопре­ки ожи­да­ни­ям, не при­ня­ли в  Союз писа­те­лей Рос­сии. Но как поня­ла с года­ми, это было хоро­шо, пото­му что для меня реб­ром встал вопрос – дока­зать свою твор­че­скую состо­я­тель­ность. Поэто­му все­гда, обра­ща­ясь к семи­на­ри­стам, гово­рю – в любом слу­чае вы в выиг­ры­ше. Если авто­ра похва­лят и отме­тят, как пер­спек­тив­но­го – у него могут вырас­ти кры­лья. Если поругают-покритикуют, у авто­ра появит­ся твор­че­ский задор, что даже более нуж­но для твор­че­ства. А пото­му про­ве­де­ние в Орен­бур­жье Меж­ре­ги­о­наль­но­го семинара-совещания моло­дых писа­те­лей «Мы вырос­ли в Рос­сии» явля­ет­ся делом госу­дар­ствен­ной важ­но­сти. Такие меро­при­я­тия не толь­ко впи­сы­ва­ют реги­о­наль­ный лите­ра­тур­ный про­цесс в кон­текст обще­рос­сий­ско­го, но и при­да­ют реги­о­ну ста­тус лите­ра­тур­но­го края. И хоро­шо, что реги­о­наль­ная власть это осо­зна­ёт. Лич­но для меня семи­нар открыл ново­го талант­ли­во­го авто­ра – Оль­гу Хапи­ло­ву, само­быт­ную поэтес­су из Сиби­ри, попав­шую в наш семи­нар поэ­зии. Читая Хапи­ло­ву, поне­во­ле удив­ля­ешь­ся, что Оль­га не член писа­тель­ско­го про­фес­си­о­наль­но­го сою­за. По ана­ло­гии вспом­ни­лось, как в своё вре­мя, более полу­ве­ка назад, семи­нар моло­дых писа­те­лей в Чите открыл нико­му тогда не извест­но­го моло­до­го, даже юно­го на тот момент, Вален­ти­на Рас­пу­ти­на, буду­ще­го наше­го клас­си­ка. Думаю, что и в жиз­ни Оль­ги Хапи­ло­вой семи­нар «Мы вырос­ли в Рос­сии» ста­нет некой пло­щад­кой для твор­че­ско­го стар­та в про­фес­си­о­наль­ную  лите­ра­ту­ру. И Оль­га будет вспо­ми­нать семи­нар «Мы вырос­ли в Рос­сии» с бла­го­дар­но­стью, а семи­нар будет гор­дить­ся (как гор­дит­ся нын­че Рас­пу­ти­ным Чита!), что открыл тако­го заме­ча­тель­но­го авто­ра для чита­те­лей Рос­сии.  Семи­нар «Мы вырос­ли в Рос­сии»  уда­чен  балан­сом «хоро­во­да и ого­ро­да» — писа­те­ли, сле­дуя про­грам­ме меро­при­я­тия, успе­ва­ют  «пора­бо­тать в ого­ро­де», т.е. обсу­дить руко­пи­си авто­ров в фор­ма­те семи­нар­ских заня­тия. Это та лите­ра­тур­ная кух­ня, кото­рая мало инте­рес­на чита­те­лям, но имен­но на ней варит­ся то, что при­зва­но стать каче­ствен­ным «лите­ра­тур­ным про­дук­том». И в то же вре­мя, пора­бо­тав на лите­ра­тур­ном ого­ро­де, поэты и писа­те­ли поучаст­во­ва­ли и в «хоро­во­де», в  меро­при­я­ти­ях Акса­ков­ско­го празд­ни­ка. Это были твор­че­ские вече­ра, поэ­ти­че­ский поеди­нок «Актё­ры про­тив Поэтов» и так далее. Све­сти всё толь­ко к лите­ра­тур­ной  кухне и «ого­ро­ду» – зна­чит, обде­лить чита­те­ля. Поста­вить во гла­ву угла «хоро­во­ды» вокруг чита­те­ля – обде­лить вни­ма­ни­ем ремес­ло. Оста­ёт­ся соблю­дать баланс и соче­тать одно с дру­гим – на бла­го писа­тель­ско­му реме­с­лу и для удо­воль­ствия пуб­ли­ки.


Сергей Салдаев (Оренбург)

Поэт-пародист. Член Сою­за Рос­сий­ских Писа­те­лей, руко­во­ди­тель семи­на­ра поэ­зии

Семи­нар моло­дых писа­те­лей «Мы вырос­ли в Рос­сии» в нынеш­нем году про­хо­дил, как все­гда пло­до­твор­но и доста­точ­но бур­но. Я могу писать об этом с уве­рен­но­стью, пото­му что не пер­вый год при­ни­маю уча­стие в этом меро­при­я­тии. Пишу­щая моло­дёжь тре­бу­ет при­сталь­но­го вни­ма­ния и ува­же­ния к себе. Нуж­но посто­ян­но пом­нить, что необ­хо­ди­мость рабо­ты с начи­на­ю­щи­ми авто­ра­ми – оче­вид­на и полез­на. А ина­че поэзо-графоманские рула­ды со стра­ниц книг, аль­ма­на­хов, жур­на­лов про­ле­зут к вам в «гости». Да и напрочь испор­тят настро­е­ние, остав­ляя горечь от про­чи­тан­но­го!

Те моло­дые авто­ры поэ­зии и про­зы, что дове­ри­лись отдать на обсуж­де­ние свои про­из­ве­де­ния, посту­пи­ли, смею ска­зать, вдум­чи­во и вер­но. Ну где ещё воз­мож­но полу­чить ком­пе­тент­ную оцен­ку и доб­рый совет? Я не буду пере­чис­лять всех руко­во­ди­те­лей семи­на­ра. Доста­точ­но назвать несколь­ких, это: пер­вый сек­ре­тарь Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей Свет­ла­на Васи­лен­ко, извест­ные поэты Вита­лий Мол­ча­нов, Нина Яго­дин­це­ва, Андрей Рас­тор­гу­ев, Диа­на Кан. Для людей, сле­дя­щих за совре­мен­ным лите­ра­тур­ным про­цес­сом, их авто­ри­тет высок и бес­спо­рен.

То, что имен­но на нашей орен­бург­ской зем­ле семи­нар «Мы вырос­ли в Рос­сии» про­хо­дит с несо­мнен­ной поль­зой уже деся­тый раз, гово­рит об уровне и пре­сти­же, кото­рый он зара­бо­тал за эти годы сре­ди сво­их мно­го­чис­лен­ных участ­ни­ков.


Анастасия Устинова (Самара)

Член Сою­за писа­те­лей Рос­сии, руко­во­ди­тель народ­но­го лит­объ­еди­не­ния «Отчий Дом», участ­ник семи­на­ра поэ­зии

Фести­валь в Бугу­рус­лане я посе­щаю уже чет­вер­тый раз. В моей жиз­ни он стал отправ­ной точ­кой для мно­же­ства зна­комств, для пере­осмыс­ле­ний себя и лите­ра­ту­ры в целом, и для нара­щи­ва­ния сво­ей бое­вой мощи. Едва пере­сту­пив номер гости­ни­цы, я по при­выч­ке под­да­юсь оча­ро­ва­нию. Обмен мне­ни­я­ми, выступ­ле­ния, появ­ле­ния на пуб­ли­ке все­гда были заня­ти­я­ми, спо­соб­ны­ми тро­нуть мою душу: биб­лио­теч­ные ауди­то­рии манят тиши­ной, в гости­ни­це гудят раз­го­во­ры, а участ­ни­ки семи­на­ров идут с руко­пи­ся­ми и пап­ка­ми напе­ре­вес мимо фигур­ных живых изго­ро­дей уют­но­го акса­ков­ско­го поме­стья. Они, как и руко­во­ди­те­ли сек­ций, есть часть мое­го боль­шо­го вдох­но­ве­ния из-за того, как они упор­но рабо­та­ют над собой и зани­ма­ют­ся тем, что явля­ет­ся их стра­стью. Все мы раз­ные, но стре­мим­ся к еди­ной цели – про­явить во всей пол­но­те свою твор­че­скую сущ­ность. Я полю­би­ла клас­си­че­ское сти­хо­сло­же­ние еще со школь­ной ска­мьи за стро­гие кано­ны, и порой при­зна­ние на выбран­ном попри­ще мне необ­хо­ди­мо, как воз­дух. Думаю, что в этом я не ори­ги­наль­на, стрем­ле­ние к обще­нию с собра­тья­ми по перу и про­фес­си­о­наль­но­му при­зна­нию есть часть любой твор­че­ской сущ­но­сти. Фести­валь длил­ся несколь­ко дней, и это­го было доста­точ­но, что­бы насла­дить­ся атмо­сфе­рой спол­на, и душев­но пооб­щать­ся с кол­ле­га­ми. Ведь не зря гово­рил один из руко­во­ди­те­лей про­шлых лет Андрей Щербак-Жуков, что «важ­но не про­сто стать писа­те­лем, но и заста­вить дру­гих сми­рить­ся со сво­им суще­ство­ва­ни­ем в лите­ра­ту­ре». Вот за такие инте­рес­ные и поучи­тель­ные зна­ком­ства с таки­ми неор­ди­нар­ны­ми писа­те­ля­ми и лич­но­стя­ми, как Свет­ла­на Васи­лен­ко, Пётр Крас­нов, Нина Яго­дин­це­ва, Ната­лья Кожев­ни­ко­ва, Вита­лий Мол­ча­нов, Айдар Хуса­и­нов, Фарид Нагим, Сер­гей Сал­да­ев, Денис Дома­рёв, Вяче­слав Мои­се­ев, Сер­гей Хому­тов… (всех сра­зу и не упом­нишь!)  я бла­го­дар­на семи­на­ру «Мы вырос­ли в Рос­сии». Неиз­вест­но, как сло­жит­ся у каж­до­го из нас, семи­на­ри­стов, твор­че­ская судь­ба, но все эти люди уже по фак­ту ста­ли частью нашей био­гра­фии.


Наталья Кукушкина (Оренбург)

Сту­дент­ка архитектурно-строительного факуль­те­та Орен­бург­ско­го госу­ни­вер­си­те­та. Член Област­но­го лит­объ­еди­не­ния име­ни С.Т.Аксакова, участ­ник семи­на­ра про­зы

На Меж­ре­ги­о­наль­ном семинаре-совещании «Мы вырос­ли в Рос­сии» я побы­ва­ла впер­вые, даже пра­виль­нее ска­зать, это был пер­вый посе­щен­ный мною столь мас­штаб­ный семи­нар. Чест­но при­знать­ся, как начи­на­ю­щий автор, я очень пере­жи­ва­ла, накру­чи­ва­ла себя, счи­тая, что не достой­на была при­е­хать в Бугу­рус­лан в силу сво­ей неопыт­но­сти. Меня даже бро­си­ло в дрожь, когда семи­на­рист­кой ожи­да­ла кри­ти­ку по пово­ду сво­ей про­зы. К моей радо­сти, опа­се­ния так и оста­лись лишь глу­пы­ми мыс­ля­ми, пото­му что мой рас­сказ, хотя и был рас­кри­ти­ко­ван в пух и в прах, полу­чил сто­я­щие, обос­но­ван­ные, полез­ные сове­ты и отзы­вы. Для меня имен­но такая дру­же­ствен­ная кри­ти­ка ста­ла мак­си­маль­но полез­ной. Думаю, столь счаст­ли­вой, как в эти дни, я бываю крайне ред­ко. Еще меня уди­ви­ла при­род­ная веж­ли­вость семи­на­ри­стов и самих руко­во­ди­те­лей, ведь мно­гие из них после подо­шли и изви­ни­лись, пере­жи­вая, что я не пра­виль­но мог­ла понять их сло­ва и нена­ро­ком оби­деть­ся на их  выска­зан­ные мне­ния. Я была пора­же­на! Вдо­ба­вок ко все­му мне посчаст­ли­ви­лось после обсуж­де­ния на семи­на­ре про­зы попасть на семи­нар к поэтам и отту­да выне­сти нема­ло цен­ных сове­тов. Услы­шан­ные про­из­ве­де­ния, дол­гая поезд­ка до Бугу­рус­ла­на, зна­ком­ства, вита­ю­щая твор­че­ская атмо­сфе­ра про­бу­ди­ли жела­ние тво­рить, и я напи­са­ла доста­точ­но мно­го сти­хов. Для меня эта поезд­ка ста­ла очень пло­до­твор­ным путе­ше­стви­ем!

Не менее зна­чи­мой ока­за­лась дру­же­ствен­ная, при­ят­ная обста­нов­ка. Бла­го­да­ря про­ве­ден­но­му семи­на­ру я нашла мно­го хоро­ших дру­зей, позна­ко­ми­лась с заме­ча­тель­ны­ми людь­ми. А самое глав­ное я наконец-то поня­ла, в каком направ­ле­нии и жан­ре хочу писать даль­ше. Семи­нар «Мы вырос­ли в Рос­сии» навсе­гда оста­нет­ся зна­чи­мым собы­ти­ем в моей твор­че­ской жиз­ни. Я искренне бла­го­дар­на и счаст­ли­ва, что смог­ла побы­вать на нем. Это было неза­бы­ва­е­мо!


Алёна Масловская

Биб­лио­те­карь Ста­ро­узе­лин­ской сель­ской биб­лио­те­ки Бугу­рус­лан­ско­го рай­о­на

Госте­при­им­ная  Бугу­рус­лан­ская зем­ля с 21 по 23 сен­тяб­ря была твор­че­ской пло­щад­кой для име­ни­тых и начи­на­ю­щих поэтов и писа­те­лей, акте­ров и худож­ни­ков.  И как все­гда, мы с  удо­воль­стви­ем ждём на этой зем­ле участ­ни­ков семи­на­ра моло­дых писа­те­лей «Мы вырос­ли в Рос­сии». «Акса­ков­ские дни в Орен­бур­жье»… Как сим­во­лич­но, что обще­ние моло­дых авто­ров с про­фес­си­о­наль­ны­ми писа­те­ля­ми уже шестой раз про­хо­дит под сенью Акса­ков­ской осе­ни. Про­шли твор­че­ские встре­чи с чита­те­ля­ми, кото­рые заста­ви­ли посмот­реть на поэ­зию совсем по-другому. С огром­ным инте­ре­сом мы слу­ша­ли моло­дых поэтов, мно­гие из кото­рых пора­зи­ли  неор­ди­нар­но­стью сво­е­го выступ­ле­ния и автор­ско­го чте­ния. Жаль толь­ко что эти меро­при­я­тия про­хо­дят в город­ских биб­лио­те­ках, а сель­ские биб­лио­те­ки и их чита­те­ли оста­ют­ся пока «за кад­ром». Думаю, что и сель­чане, живу­щие дале­ко от рай­цен­тра (а Бугу­рус­лан­ский рай­он очень тер­ри­то­ри­аль­но немал!)  с удо­воль­стви­ем бы при­ня­ли моло­дых поэтов в сво­их сель­ских биб­лио­те­ках. Ведь понят­но же, что лите­ра­ту­ра вос­тре­бо­ва­на не толь­ко в горо­дах, но и в сель­ской глу­бин­ке! В этом году в рам­ках Акса­ков­ско­го празд­ни­ка впер­вые была про­ве­де­на лите­ра­тур­ная бит­ва «Актё­ры про­тив поэтов». Это было что-то!!! Впер­вые мож­но было срав­нить выступ­ле­ние про­фес­си­о­на­лов с автор­ским про­чте­ни­ем. Побе­ди­те­лей твор­че­ско­го про­ти­во­сто­я­ния акте­ров и поэтов опре­де­ля­ли по  апло­дис­мен­там зри­те­лей. И, конеч­но, пуб­ли­ка не жале­ла ладо­ней! Как хоро­шо, что вме­сте с чита­те­ля­ми писа­те­ли в эти вдох­но­вен­ные осен­ние дни могут  побро­дить по Акса­ков­ской усадь­бе — полю­бо­вать­ся липо­вой алле­ей,  озе­ром Люб­ви, отве­дать заме­ча­тель­ный Акса­ков­ский мед, чай и варе­нье, изго­тов­лен­ное по рецеп­ту семей­ства Акса­ко­вых. Этот рецепт  пере­да­ет­ся из поко­ле­ния в поко­ле­ние жите­ля­ми Акса­ко­ва. Могут оку­нуть­ся в атмо­сфе­ру 19 века, пере­сту­пив  порог дома-музея Акса­ко­вых. Осо­бен­но это важ­но для наше­го моло­до­го поко­ле­ния, что­бы моло­дые люди ощу­ти­ли себя наслед­ни­ка­ми вели­ких тра­ди­ций и куль­ту­ры про­шло­го… Наблю­дая за посе­ти­те­ля­ми, пора­зи­лась тому, что совсем незна­ко­мые до это­го люди, выхо­дя из музея, обща­лись, дели­лись впе­чат­ле­ни­ем от уви­ден­но­го, слов­но они зна­ли друг дру­га все­гда. Пока писа­те­ли тру­ди­лись в рам­ках семи­на­ра «Мы вырос­ли в Рос­сии», биб­лио­теч­ные работ­ни­ки тоже вре­ме­ни не теря­ли, будучи актив­но задей­ство­ва­ны в Акса­ков­ском празд­ни­ке. Про­шёл II област­ной биб­лио­теч­ный эко­ло­ги­че­ский лагерь. Рабо­та­ла твор­че­ская пло­щад­ка «Акса­ков­ские сен­тяб­ри­ны», под­ве­ли ито­ги заоч­но­го кон­кур­са элек­трон­ных ресур­сов «Эко­ло­гия и биб­лио­те­ка». «Эко­ло­ги­че­ский мик­ро­фон» дал воз­мож­ность рас­ска­зать о рабо­те биб­лио­тек по эко­ло­ги­че­ско­му про­све­ще­нию насе­ле­ния. С энту­зи­аз­мом  все участ­ни­ки лаге­ря при­ня­ли уча­стие в мастер-классе «Алень­кий цве­то­чек». Свои эко­ло­ги­че­ские про­ек­ты пред­ста­ви­ли биб­лио­те­ка­ри Бугу­рус­лан­ско­го рай­о­на. Т.А. Семё­но­ва, биб­лио­те­карь Ной­кин­ской сель­ской биб­лио­те­ки, рас­ска­за­ла о рабо­те клу­ба «ЭКОС»  (эко­ло­гия, охра­на, спа­се­ние), а заве­ду­ю­щая Пронь­кин­ской сель­ской биб­лио­те­ки, И.М. Афонь­ки­на рас­ска­за­ла о про­ек­те «При­ро­да. Эко­ло­гия. Чело­век». И мне под ярким акса­ков­ским осен­ним сол­ныш­ком неволь­но вспом­ни­лось южное солн­це Туап­се, где совсем недав­но про­шёл XII Все­рос­сий­ский лагерь сель­ских биб­лио­те­ка­рей, где мне вме­сте с моей кол­ле­гой Верой Филип­по­вой из модель­ной биб­лио­те­ки Под­го­род­ней Покров­ки дове­лось пред­став­лять опыт рабо­ты биб­лио­тек Орен­бург­ской обла­сти кол­ле­гам из раз­ных реги­о­нов Рос­сии. И, конеч­но, я подроб­но рас­ска­за­ла рос­сий­ским кол­ле­гам  о тра­ди­ци­ях «обиль­но­го бла­го­сло­вен­но­го» Акса­ков­ско­го края, став­ше­го местом встре­чи, кото­рое забыть нель­зя!


Андрей Юрьев (Оренбург)

Лау­ре­ат Акса­ков­ской пре­мии в номи­на­ции «Луч­шее худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние для детей и юно­ше­ства» за кни­гу «Юрки­ны беды», участ­ник семи­на­ра про­зы

Ска­жу сра­зу – по сугу­бо лич­ным при­чи­нам я не писал про­зу 12 лет и сти­хи 22 года, пото­му попасть на сек­цию про­зы семи­на­ра моло­дых писа­те­лей было нисколь­ко не зазор­но, наобо­рот. Пред­вку­шая по памя­ти дол­гие поси­дел­ки с чте­ни­ем тек­стов вслух (как было в 1996 году в Клу­бе Твор­че­ской Моло­де­жи «Яиц­кий Мост», в кото­ром я имел честь состо­ять адми­ни­стра­то­ром), я запас­ся тер­пе­ни­ем и доб­ро­же­ла­тель­но­стью… Айдар Хуса­и­нов (редак­тор уфим­ской газе­ты «Исто­ки») оша­ра­шил с ходу сво­ей непри­выч­ной тео­ри­ей твор­че­ства, соглас­но кото­рой выхо­дит, что каж­дый пишу­щий стра­да­ет неко­то­рой душев­ной болью и выплес­ки­ва­ет ее на бума­гу. Дескать, застряв­шие в лич­ных пере­жи­ва­ни­ях ста­но­вят­ся гра­фо­ма­на­ми, пере­шед­шие к осмыс­ле­нию общих зако­но­мер­но­стей бытия – начи­на­ю­щи­ми писа­те­ля­ми, а научив­ши­е­ся из боли стро­ить миры оби­та­ния пер­со­на­жей – масте­ра­ми. Одни участ­ни­ки семи­на­ра дели­лись рас­пе­чат­ка­ми сво­их неболь­ших про­из­ве­де­ний с кол­ле­га­ми, полу­чая весь­ма субъ­ек­тив­ные, силь­но раз­ня­щи­е­ся, но от того еще более инте­рес­ные впе­чат­ле­ния и мне­ния; дру­гие были вынуж­де­ны зачи­тать тек­сты вслух – спор­ное начи­на­ние, посколь­ку слу­ша­ю­щим при­хо­ди­лось излишне напря­гать вни­ма­ние и память. А ведь для кон­струк­тив­ной кри­ти­ки необ­хо­ди­ма ясность созна­ва­ния! Пора­зи­ла глу­би­ной осмыс­ле­ния про­чи­тан­но­го Мария Моск­ви­на (Орен­бург), ей участ­ни­ки заня­тия еди­но­глас­но посо­ве­то­ва­ли начать про­фес­си­о­наль­но писать обзо­ры книг. Нестан­дарт­ным взгля­дом на твор­че­ство кол­лег делил­ся изда­тель анде­гра­унд­но­го жур­на­ла «Дека­дент» (Орен­бург) Вла­ди­слав Нау­мов, став­ший в ито­ге «побе­ди­те­лем» семи­нар­ско­го сприн­та. Про­за­ик из Ново­тро­иц­ка Окса­на Васи­лье­ва не смог­ла спра­вить­ся с эмо­ци­я­ми и выра­зить пол­но­вес­ное мне­ние, тем не менее, она так­же была отме­че­на вни­ма­ни­ем мэтров – а кро­ме Хуса­и­но­ва, сек­цию вели Вера Лаври­на (Кеме­ро­во) и Свет­ла­на Васи­лен­ко (Москва, пер­вый сек­ре­тарь СРП). Лич­но мне осо­бо инте­рес­но ста­ло мне­ние Веры Лаври­ной о про­из­ве­де­ни­ях семи­на­ри­стов, посколь­ку она нахо­ди­ла плю­сы даже в про­валь­ных рабо­тах. После пер­во­го заня­тия неко­то­рые участ­ни­ки, забыв про пред­сто­я­щий ужин и, сле­дом – твор­че­ский вечер, обра­ти­лись к Вере Лео­ни­довне с самы­ми глав­ны­ми для моло­до­го авто­ра вопро­са­ми – сто­ит ли им вооб­ще писать про­зу и если рас­ти, то в каком клю­че вести повест­во­ва­ния даль­ше… Не менее обсто­я­тель­но рас­смат­ри­ва­ла рас­ска­зы, новел­лы и гла­вы пове­стей Свет­ла­на Вла­ди­ми­ров­на Васи­лен­ко… Кто ока­зал­ся сим­па­ти­чен мне, как автор? Мария Моск­ви­на с ее зари­сов­ка­ми из жиз­ни вра­чей «Ско­рой помо­щи». Моза­и­ка корот­ких сюже­тов, из кото­рой скла­ды­ва­ет­ся цель­ный обзор пред­ста­ви­те­лей этой слож­ной про­фес­сии… К дру­гим авто­рам у меня одна пре­тен­зия – язык. Пиши­те хоть об ино­пла­не­тя­нах, хоть о про­бле­мах лич­ной жиз­ни – делай­те это кра­си­во, увле­чен­но, страст­но (выра­же­ние С. Васи­лен­ко)! Лите­ра­ту­ра — не про­сто «для глаз», она «для слу­ха», как и музы­ка, ее про­го­ва­ри­ва­ют, она долж­на хоро­шо зву­чать! При чте­нии одних вещей воз­ни­ка­ет кис­ло­род­ное голо­да­ние от затя­ну­то­сти и невоз­мож­но­сти вздох­нуть сво­бод­но, дру­гих – кис­ло­род­ная инток­си­ка­ция от слиш­ком поспеш­ной речи. Най­ти «золо­тую сере­ди­ну» — зада­ча авто­ра, не чита­те­ля, не надо об этом забы­вать. Даже не вни­ка­ю­щие в глу­би­ны автор­ско­го замыс­ла при чте­нии под­со­зна­тель­но улав­ли­ва­ют созву­чия, инто­на­ции и могут отме­тить – чита­ет­ся лег­ко. Гово­рю это как отме­чен­ный руко­вод­ством семи­на­ра (да и сото­ва­ри­ща­ми по перу) в первую оче­редь за «мастер­ский стиль».

Уди­ви­ла одна нема­ло­важ­ная деталь. Отме­че­ны руко­вод­ством сек­ции ока­за­лись те, кому были направ­ле­ны наи­бо­лее серьез­ные кри­ти­че­ские посы­лы. «Кого люб­лю, того бью?» И еще. Хочет­ся уточ­нить. Пони­ма­е­те, есть то, что есть. Есть то, как вы это вос­при­ни­ма­е­те. Есть то, как вы осо­зна­е­те вос­при­ня­тое. Есть то, как вы об этом гово­ри­те и пише­те. Нако­нец, есть то, как вас пони­ма­ют. Види­те, как важ­на и слож­на ВАША роль?


Наталья Кожевникова (Оренбург)

Поэтес­са, член Сою­за писа­те­лей Рос­сии, глав­ный редак­тор аль­ма­на­ха «Гости­ный Двор»:

«Попро­буй стать поэтом…»

Меж­ре­ги­о­наль­ный семинар-совещание моло­дых писа­те­лей «Мы вырос­ли в Рос­сии», бла­го­да­ря под­держ­ке мини­стер­ства куль­ту­ры и внеш­них свя­зей Орен­бург­ской обла­сти, про­во­дит­ся в Оренбурге-Бугуруслане-Аксаково уже не пер­вый год. И каж­дый раз 30–40 моло­дых лите­ра­то­ров из Орен­бур­га, Челя­бин­ска, Сама­ры, Кеме­ро­во, Ела­бу­ги и дру­гих реги­о­нов име­ют воз­мож­ность полу­чить не толь­ко ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную помощь в раз­бо­ре сво­их про­из­ве­де­ний, но и сти­пен­дию на изда­ние сво­ей соб­ствен­ной книж­ки, а то и реко­мен­да­цию в твор­че­ский Союз. 
Те 10–11 авто­ров, руко­пи­си кото­рых мы рас­смат­ри­ва­ли на семи­на­ре вме­сте с Ниной Яго­дин­це­вой, сек­ре­та­рём Сою­за писа­те­лей Рос­сии и поэтом-пародистом, чле­ном Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей Сер­ге­ем Сал­да­е­вым, были при­мер­но одно­го воз­рас­та, но не оди­на­ко­вой, так ска­зать, «опе­рён­но­сти». Двое — Ната­лья Бори­со­ва из Орен­бур­га и Ана­ста­сия Усти­но­ва из Сама­ры — на рав­ных, уже как чле­ны твор­че­ских Сою­зов, участ­во­ва­ли в обсуж­де­нии, но и сами чут­ко при­слу­ши­ва­лись к мне­нию руко­во­ди­те­лей семи­на­ра. Свет­ла­на Попо­ва (Ела­бу­га) при­е­ха­ла на семи­нар во вто­рой раз, в про­шлом году она ста­ла луч­шей моло­дой поэтес­сой и полу­чи­ла грант на изда­ние кни­ги от Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей. Кто-то из семи­на­ри­стов уже собрал сти­хи для пер­вой кни­ги, как Васи­лий Миро­нов (Орен­бург), а кто-то был в нача­ле пути…
И если они серьёз­но отно­сят­ся к сво­е­му твор­че­ству и гото­вы тру­дить­ся над Сло­вом, мы ждём их на сле­ду­ю­щем семи­на­ре.
А откры­ти­ем семи­на­ра я счи­таю орен­бург­скую поэтес­су Любовь Суха­ре­ву, актив­ную участ­ни­цу куль­тур­но­го про­ек­та «Дру­гая сре­да», при­знан­ную луч­шим моло­дым поэтом Меж­ре­ги­о­наль­но­го семинара-совещания «Мы вырос­ли в Рос­сии» (2017). Эту строч­ку из её сти­хо­тво­ре­ния «Радуй­тесь» я поста­ви­ла в заго­ло­вок сво­ей ста­тьи. 
Про­буй­те стать поэта­ми, писа­те­ля­ми, — хоте­ла бы я тоже ска­зать моло­дым сего­дняш­ним и буду­щим участ­ни­кам наше­го семи­на­ра. Не факт, конеч­но, что ста­не­те (лож­ка дёг­тя не поме­ша­ет, а раз­за­до­рит), но твор­че­ски­ми лич­но­стя­ми в каких-то дру­гих пла­нах буде­те обя­за­тель­но! А в заклю­че­ние — сти­хо­тво­ре­ние Любо­ви Суха­ре­вой, с блес­ком про­чи­тан­ное в шоу «Актё­ры про­тив поэтов» на сцене Акса­ков­ско­го празд­ни­ка.

Любовь Сухарева (Оренбург)

Радуйся

Радуй­ся.
Радуй­ся небу и тому, что сна­ру­жи,
И тому, что внут­ри.
Пусть оно дождит,
Моро­сит,
Невы­но­си­мо ску­лит,
Мажет сля­ко­тью и, кажет­ся, не отмыть.
Но ты сама выбра­ла «быть»
И не ныть.
Радуй­ся солн­цу, целуй золо­тые лучи,
Звёзд­ные рос­сы­пи пере­би­рай в ночи
И тому, о ком серд­це твоё кри­чит,
Радуй­ся, но мол­чи.
Радуй­ся пти­цам, что рвут­ся сквозь рёб­ра под пото­лок
И клю­ют в гла­за, и сби­ва­ют с ног.
И порою кажет­ся, что не встать…
Радуй­ся,
Что научи­лась терять, про­щать,
Солью зали­зы­вать раны.
Радуй­ся, что назы­ва­ют стран­ной.
Всё сомни­тель­но, мно­го­гран­но.
Откры­вай окна, гла­за, стра­ны,
Ухо­ди тихо, при­хо­ди незва­ной,
Тан­цуй на оста­нов­ках, пой в ван­ной.
Радуй­ся!
Радуй­ся, когда мор­щин­ки затя­нут твоё лицо,
Когда вре­мя туго сожмёт коль­цо
И уста­лость в тело вольёт свин­цом.
Радуй­ся, и не назы­вай кон­цом
То, что есть нача­ло иных миров.
Радуй­ся, что зна­ешь на вкус любовь,
Что пила её густой боже­ствен­ный сок.
Радуй­ся, что вся­ко­му есть свой срок.
Ты не можешь знать – для чего и кому всё это,
Но ты можешь влю­бить­ся в эту пла­не­ту
И попро­бо­вать стать поэтом.
Радуй­ся!

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Один комментарий к “Семинарская палитра”

  1. «Акса­ков­ская осень» дей­стви­тель­но зна­чи­мое меро­при­я­тие. Оно явля­ет­ся отправ­ной точ­кой для моло­дых поэтов и про­за­и­ков, масти­тых авто­ров вдох­нов­ля­ет на новое твор­че­ство. Не зря С. Т. Акса­ков ска­зал: «Обиль­ный край, бла­го­сло­вен­ный!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы робот? *