Семинарская палитра

 МНЕНИЯ СОБРАЛА ДИАНА КАН 

Завершился Межрегиональный семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России-2017», ставший уже одним из литературных брендов Оренбуржья. В нынешний год он собрал более пятидесяти писателей самого разного возраста из самых разных регионов России. Три насыщенных дня – семинарские занятия, встречи с читателями, литературные вечера, поэтические поединки и так далее – стали уже литературной историей, той строкой, которую Оренбуржье вписало в литературную летопись России. Сегодня мы решили представить палитру впечатлений от семинара-совещания от разных участников. Чтобы палитра мнений получилась разновекторной, мы решили предоставить слово как руководителям мастер-классов, так и тем, кто был, скажем так, по другую сторону литературной «баррикады» — семинаристов, чьи тексты стали предметом пристального внимания и обсуждения. А ещё мы решили дать слово тем, во имя кого, собственно, работают писатели – нашим читателям, то есть самым продвинутым читателям – библиотекарям.


Андрей Расторгуев (Екатеринбург)

Поэт, член Союза писателей России, руководитель одного из семинаров поэзии

Вернулся из Бугуруслана, где 21-23 сентября при поддержке Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области вновь прошел международный семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России». Участники и руководители — от Кемерова до Самары по параллели и от Екатеринбурга до Уральска по меридиану. Так что с заходом в русский Северный Казахстан плюс Донецк, гости из которого  среди прочего еще раз подтвердили, что Донбасс и в советское время никогда не был украинским как минимум в этнокультурном смысле. Участники были как начинающие, так и уже оперившиеся — например, творчески вполне самородная Ольга Хапилова из поселка Темир-Тау, что в Кемеровской области. На семинарах (один — прозаиков и два — поэтов) говорили, конечно, не только про технику, но и про русскую литературу и культуру в целом — традиционную и в современном изводе. И про то, разумеется, как жить — без этого выбора настоящей литературы тоже не бывает. За такую нечастую ныне возможность – поклон Виталию Молчанову и его коллегам по Областному Дому литераторов им. С.Т. Аксакова. Как зачастую в последнее время, вместе работали представители двух писательских союзов. Союз российских писателей в первом лице представила его первый секретарь Светлана Василенко, а от  Союза писателей России по рангу можно назвать его секретаря Нину Ягодинцеву. Итоги подвели в Аксаково, побывав в музее писателя, где перед  традиционным литературным праздником его имени снова расцвел аленький цветочек, и выступив в местной школе…


Нина Ягодинцева (Челябинск)

Секретарь Союза писателей России, поэтесса, доктор культурологии, руководитель поэтического семинара

Фестиваль «Мы выросли в России», в этом году отметивший своё первое десятилетие, — яркое событие для писателей Южного Урала и России. И его важнейшая, центральная часть — Совещание молодых литераторов. Мы стараемся рекомендовать на это Совещание наших лучших ребят, растущих, перспективных, — и они получают поддержку, очень важную для них. Были в нашей «бугурусланской» копилке и издание книги по итогам семинара, и первые публикации в коллективном сборнике по итогам фестиваля, и творческие стипендии на издание книг.
В этом году состав нашего поэтического семинара был очень интересным, и разговор состоялся серьёзный. Есть хорошее ощущение, что уровень работ в целом год от года растёт. В нашем семинаре все участники активно выступали со своими оценками и рекомендациями молодым коллегам, и эта живая заинтересованность — очень хороший знак для нового литературного поколения. Они готовы учиться, это им нравится, это им интересно. Но учиться — форме, потому что каждый приходит со своим, уникальным содержанием. Хотя был и нюанс, когда двое молодых авторов в ответ на критику просто предложили нам, руководителям, принять их такими, какие они есть (включая проблемы с русским языком, логикой текста и пр.) Вот эта тенденция — выставлять литературную неграмотность в качестве альтернативного искусства — серьёзно настораживает, поскольку сегодня она наблюдается практически везде, отвоёвывает себе пространство достаточно агрессивно. Литературная «демократия» в конечном итоге означает смерть литературы — искусство иерархично не потому, что одни литераторы выше других (не нам измерять линейкой эти высоты), а потому, что даёт ощущение, а затем и понимание высоты духа, перспективы роста. Отсутствие иерархии в искусстве, в литературе — гибель в пучинах самовыражения.
Семинар фестиваля «Мы выросли в России» даёт не только чёткое ощущение современной литературной иерархии, но и показывает путь на более высокие «ступеньки», и помогает на них подняться. Этим он драгоценен для современного литературного процесса в России. Фестиваль связывает молодёжь с историческими корнями русской литературы: сказочное осеннее Аксаково оставляет впечатление на всю жизнь.
Праздник в Аксаковской усадьбе каждый год — разный. В этом году его украсила поэтическая дуэль молодых актёров и поэтов, и аудитории было очень трудно выбрать между искусством художественной интерпретации текстов — и искусством живой искренности авторских стихов. Но главное — зрители поняли, сколь важно и то, и другое.
Огромное, сердечное спасибо всем организаторам, тем, кто уже 10 лет поддерживает свет Аксаковской осени, собирает нас в дружеский круг творческих семинаров, дарит драгоценное общение!


Ольга Хапилова (Кемерово)

Поэтесса, участник семинара поэзии

Два дня пути. Скорый поезд Красноярск – Анапа. Вооружившись первым томом книги Анатолия Иванова «Вечный зов», установив в статусе на «Одноклассниках» песню из одноимённого кинофильма «Земля родная, помни нас – и всех, и каждого отдельно!» и прихватив с собой для смелости супруга, я отправилась в Бугуруслан на Межрегиональный семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России». Бескрайние равнины за окном почти на всём протяжении следования поезда – поля, кусты, берёзовые колки. Диковинка для уроженцев Горной Шории, рельефной местности на юге Кузбасса. Лишь на одном небольшом отрезке пути нам показались Уральские горы: сопки, покрытые тайгой, скалистые утёсы над извилистыми реками – до боли знакомый  вид. Из далёкого детства вспомнился образ Хозяйки Медной горы, зелёной ящерки в царской короне, владеющей несметными подземными богатствами и открывающей их только самым достойным труженикам.  На подъезде к Бугуруслану мы впервые увидели степи Оренбуржья с их величественными курганами. Сам город встретил нас историческим зданием вокзала. Накануне поездки на одном из телеканалов нам попался фильм о Гражданской войне «Красная площадь», в котором упоминался Бугуруслан, как один из центров боевых действий. Очень живо представились эшелоны того времени на станции.  После размещения в гостинице у нас ещё оставалось свободное время до занятий семинара, и мы решили погулять по городу. Нам повезло познакомиться ещё с одним историческим моментом. Оказывается, во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы здесь находилось всесоюзное Центральное справочное бюро, с помощью которого многие граждане нашей страны смогли отыскать своих родных и близких, оказавшихся в эвакуации. Недаром за городом закрепилось выражение «Город надежды – Бугуруслан»… Много и много ещё могли бы и хотели мы вынести из этого города, если бы все мысли и переживания наши не были на предстоящем семинаре. О, это были просто физические страдания!.. Чуть позже, уже на занятиях, я получила объяснение своему состоянию. Руководитель секции поэзии Диана Елисеевна Кан обратилась к молодым авторам со словами о том, что мы встали сейчас на опасный путь литературы, который может оказаться и губительным в прямом смысле этого слова. Ведь Антон Павлович Чехов получил смертельное обострение болезни именно после провала своего произведения. Даже сам семинар начался для нас неожиданно – программки не было, и, по словам более опытных участников, занятия предполагались только на следующие два дня. Представляете себе наше состояние, когда мы (здесь я пишу про авторов из Кузбасса), собравшись поехать просто на ознакомительное открытие семинара, попали сразу на занятия секций! Минуты с момента начала занятия до разбора моей рукописи были просто невыносимы. Руководители выглядели очень строгими. Состояние на грани инфаркта или инсульта, поверьте медику. Краем глаза смотрю за мужем – он умирает вместе со мной. До сих пор ощущается некий послестрессовый синдром. Благодарна мастерам, что скоро вызвали меня на разбор, не затягивая эти ощущения. Также благодарна за благосклонное отношение к моему творчеству. Безо всякого лукавства, не ожидала этого. Даже после итогов семинара, посещения прекрасного музея Сергея Тимофеевича Аксакова (который заслуживает особого пространного отзыва), участия в праздничных мероприятиях и уже возвращения домой меня не оставляет чувство связанного со всем этим волнения. Наверное, немало времени ещё должно пройти, чтобы Бугурусланские события улеглись в голове и сердце.


Антон Горынин (Оренбург)

Прозаик, драматург, член Союза российских писателей

В моём восприятии Межрегиональный семинар-совещание «Мы выросли в России» мероприятие, прежде всего, рабочее и архиполезное. Причём как для молодых авторов, так и для руководителей семинара. Так уж вышло, что на сегодняшний день я могу говорить от лица и тех и других. В прошлом году мне довелось быть семинаристом и стать «лучшим прозаиком», на этот раз посчастливилось попасть в число руководителей семинара прозы. Почётно, ответственно, не уютно, страшновато. Однако, благодаря деликатности и профессионализму других руководителей Светланы Василенко (г. Москва), Айдара Хусаинова (г. Уфа) и Веры Лавриной (г. Кемерово) я всё-таки смог настроится и внести ясность в собственное отношение к текстам семинаристов и выдать по каждой работе внятное и (я очень на это надеюсь) полезное мнение. Стоит отметить, что все представленные в этом году прозаические произведения были достойными самого пристального читательского внимания, но настоящим открытием семинара прозы стали Андрей Юрьев (г. Оренбург), Антон Ермолин (г. Челябинск) и Владислав Наумов (г. Оренбург), последний и стал победителем семинара. В ближайшее время у Владислава выйдет дебютная книга. Так что, как говорится, запомните это имя. А ещё рекомендую запомнить имя новотройчанки Оксаны Васильевой  — главной соперницы Владислава Наумова за звание лучшего прозаика семинара. Первый секретарь Союза российских писателей Светлана Василенко приметила Оксану ещё на прошлом семинаре, на этот раз Союз готов выделить грант на издание книги автора из Новотроицка.

По моим наблюдениям, не все молодые авторы готовы адекватно (это значит с пользой) воспринимать критику своих опусов. А зря. Начинающим писателям хочется сказать следующее: принимайте участие в подобных мероприятиях и не обижайтесь, а впитывайте всё, что вам говорят мастера и другие семинаристы – пригодится. Точно пригодится, по себе знаю. Принимайте к сведению любые мнения и рекомендации, анализируйте всё это и… делайте по-своему. Каким именно уроком мастера стоит воспользоваться в том или ином случае, вам подскажет Ваша Творческая Интуиция.   


Василий Миронов (Оренбург)

Поэт, член Оренбургского областного литобъединения имени С.Т. Аксакова, участник семинара поэзии

В завершившимся недавно в Бугуруслане Оренбургской области межрегиональном семинаре-совещании молодых писателей «Мы выросли в России» принимаю участие не в первый раз, и вновь порадовался тому, что такое полезное событие организовано, при поддержке региональной власти, Оренбургским Домом литераторов… Может быть, широкой общественностью семинар  замечен и не был, но, тем не менее, его масштабность для молодого писателя, который только вылупился из скорлупы домашнего творчества и недавно стал на  крыло – очевидна. Дело в том, что сам семинар, а также связанные с ним события, позволили утолить познавательный голод о поэтическом искусстве, которое, как представляется, передается от учителя к ученику при непосредственном общении, где-то даже на неосязаемом, чувственном, иррациональном уровне. Порадовала дружественная атмосфера доверия и взаимоподдержки участников, которых набралось внушительное число. Их советы, а также наставления руководителей семинара, позволили с профессиональной точки зрения взглянуть на своё творчество, ответить на вопрос: то ли я творю, то ли вытворяю? Для меня стало неотвратимостью осознание того, что я застрял где-то посередине между этими крайностями. Однако, одобрительное и несколько настораживающее подбадривание Сергея Салдаева, одного из руководителей семинара и интереснейшего собеседника, в мой адрес, мол: «Тебя за паникёрское настроение расстрелять надо!», добавило мне оптимизма и уверенности, заставило изловчиться и вырвать перо из крыльев за спиной, усиленно застрочить на бумаге очередное стихотворение. Еще больше творческих сил придал вопрос Сергея о том, опубликовал ли я книгу стихов, поскольку он неоднократно рассказывал, что сочиняет эпиграммы лишь на обнародованные таким образом стихи. Трудиться, трудиться и ещё раз трудиться над словом – вот основная мысль, которую я получил на семинаре. Как к этому отнесётся ветреная поэтическая Муза – я не знаю, захочет ли вкалывать вместе со мной — тоже неизвестно. Но, в отличие от Музы, Сергей Салдаев всегда начеку и у меня, благодаря семинару–совещанию «Мы выросли в России 2017» теперь есть стопроцентная возможность прославиться или своим творчеством, или его. Время покажет.


Диана Кан (Оренбург)

Поэтесса, член Союза писателей России, руководитель Оренбургского областного литобъединения им.С.Т.Аксакова

Сама я на заре творческой туманной юности не была избалована участием в каких бы то ни было семинарах-совещаниях молодых писателей. Довелось побывать лишь на одном таком мероприятии – это был Всероссийский семинар-совещание в Москве в начале 1994 года. Я бы не назвала его удачным для себя, ибо на том семинаре меня, вопреки ожиданиям, не приняли в  Союз писателей России. Но как поняла с годами, это было хорошо, потому что для меня ребром встал вопрос – доказать свою творческую состоятельность. Поэтому всегда, обращаясь к семинаристам, говорю – в любом случае вы в выигрыше. Если автора похвалят и отметят, как перспективного – у него могут вырасти крылья. Если поругают-покритикуют, у автора появится творческий задор, что даже более нужно для творчества. А потому проведение в Оренбуржье Межрегионального семинара-совещания молодых писателей «Мы выросли в России» является делом государственной важности. Такие мероприятия не только вписывают региональный литературный процесс в контекст общероссийского, но и придают региону статус литературного края. И хорошо, что региональная власть это осознаёт. Лично для меня семинар открыл нового талантливого автора – Ольгу Хапилову, самобытную поэтессу из Сибири, попавшую в наш семинар поэзии. Читая Хапилову, поневоле удивляешься, что Ольга не член писательского профессионального союза. По аналогии вспомнилось, как в своё время, более полувека назад, семинар молодых писателей в Чите открыл никому тогда не известного молодого, даже юного на тот момент, Валентина Распутина, будущего нашего классика. Думаю, что и в жизни Ольги Хапиловой семинар «Мы выросли в России» станет некой площадкой для творческого старта в профессиональную  литературу. И Ольга будет вспоминать семинар «Мы выросли в России» с благодарностью, а семинар будет гордиться (как гордится нынче Распутиным Чита!), что открыл такого замечательного автора для читателей России.  Семинар «Мы выросли в России»  удачен  балансом «хоровода и огорода» — писатели, следуя программе мероприятия, успевают  «поработать в огороде», т.е. обсудить рукописи авторов в формате семинарских занятия. Это та литературная кухня, которая мало интересна читателям, но именно на ней варится то, что призвано стать качественным «литературным продуктом». И в то же время, поработав на литературном огороде, поэты и писатели поучаствовали и в «хороводе», в  мероприятиях Аксаковского праздника. Это были творческие вечера, поэтический поединок «Актёры против Поэтов» и так далее. Свести всё только к литературной  кухне и «огороду» – значит, обделить читателя. Поставить во главу угла «хороводы» вокруг читателя – обделить вниманием ремесло. Остаётся соблюдать баланс и сочетать одно с другим – на благо писательскому ремеслу и для удовольствия публики.


Сергей Салдаев (Оренбург)

Поэт-пародист. Член Союза Российских Писателей, руководитель семинара поэзии

Семинар молодых писателей «Мы выросли в России» в нынешнем году проходил, как всегда плодотворно и достаточно бурно. Я могу писать об этом с уверенностью, потому что не первый год принимаю участие в этом мероприятии. Пишущая молодёжь требует пристального внимания и уважения к себе. Нужно постоянно помнить, что необходимость работы с начинающими авторами – очевидна и полезна. А иначе поэзо-графоманские рулады со страниц книг, альманахов, журналов пролезут к вам в «гости». Да и напрочь испортят настроение, оставляя горечь от прочитанного!

Те молодые авторы поэзии и прозы, что доверились отдать на обсуждение свои произведения, поступили, смею сказать, вдумчиво и верно. Ну где ещё возможно получить компетентную оценку и добрый совет? Я не буду перечислять всех руководителей семинара. Достаточно назвать нескольких, это: первый секретарь Союза российских писателей Светлана Василенко, известные поэты Виталий Молчанов, Нина Ягодинцева, Андрей Расторгуев, Диана Кан. Для людей, следящих за современным литературным процессом, их авторитет высок и бесспорен.

То, что именно на нашей оренбургской земле семинар «Мы выросли в России» проходит с несомненной пользой уже десятый раз, говорит об уровне и престиже, который он заработал за эти годы среди своих многочисленных участников.


Анастасия Устинова (Самара)

Член Союза писателей России, руководитель народного литобъединения «Отчий Дом», участник семинара поэзии

Фестиваль в Бугуруслане я посещаю уже четвертый раз. В моей жизни он стал отправной точкой для множества знакомств, для переосмыслений себя и литературы в целом, и для наращивания своей боевой мощи. Едва переступив номер гостиницы, я по привычке поддаюсь очарованию. Обмен мнениями, выступления, появления на публике всегда были занятиями, способными тронуть мою душу: библиотечные аудитории манят тишиной, в гостинице гудят разговоры, а участники семинаров идут с рукописями и папками наперевес мимо фигурных живых изгородей уютного аксаковского поместья. Они, как и руководители секций, есть часть моего большого вдохновения из-за того, как они упорно работают над собой и занимаются тем, что является их страстью. Все мы разные, но стремимся к единой цели – проявить во всей полноте свою творческую сущность. Я полюбила классическое стихосложение еще со школьной скамьи за строгие каноны, и порой признание на выбранном поприще мне необходимо, как воздух. Думаю, что в этом я не оригинальна, стремление к общению с собратьями по перу и профессиональному признанию есть часть любой творческой сущности. Фестиваль длился несколько дней, и этого было достаточно, чтобы насладиться атмосферой сполна, и душевно пообщаться с коллегами. Ведь не зря говорил один из руководителей прошлых лет Андрей Щербак-Жуков, что «важно не просто стать писателем, но и заставить других смириться со своим существованием в литературе». Вот за такие интересные и поучительные знакомства с такими неординарными писателями и личностями, как Светлана Василенко, Пётр Краснов, Нина Ягодинцева, Наталья Кожевникова, Виталий Молчанов, Айдар Хусаинов, Фарид Нагим, Сергей Салдаев, Денис Домарёв, Вячеслав Моисеев, Сергей Хомутов… (всех сразу и не упомнишь!)  я благодарна семинару «Мы выросли в России». Неизвестно, как сложится у каждого из нас, семинаристов, творческая судьба, но все эти люди уже по факту стали частью нашей биографии.


Наталья Кукушкина (Оренбург)

Студентка архитектурно-строительного факультета Оренбургского госуниверситета. Член Областного литобъединения имени С.Т.Аксакова, участник семинара прозы

На Межрегиональном семинаре-совещании «Мы выросли в России» я побывала впервые, даже правильнее сказать, это был первый посещенный мною столь масштабный семинар. Честно признаться, как начинающий автор, я очень переживала, накручивала себя, считая, что не достойна была приехать в Бугуруслан в силу своей неопытности. Меня даже бросило в дрожь, когда семинаристкой ожидала критику по поводу своей прозы. К моей радости, опасения так и остались лишь глупыми мыслями, потому что мой рассказ, хотя и был раскритикован в пух и в прах, получил стоящие, обоснованные, полезные советы и отзывы. Для меня именно такая дружественная критика стала максимально полезной. Думаю, столь счастливой, как в эти дни, я бываю крайне редко. Еще меня удивила природная вежливость семинаристов и самих руководителей, ведь многие из них после подошли и извинились, переживая, что я не правильно могла понять их слова и ненароком обидеться на их  высказанные мнения. Я была поражена! Вдобавок ко всему мне посчастливилось после обсуждения на семинаре прозы попасть на семинар к поэтам и оттуда вынести немало ценных советов. Услышанные произведения, долгая поездка до Бугуруслана, знакомства, витающая творческая атмосфера пробудили желание творить, и я написала достаточно много стихов. Для меня эта поездка стала очень плодотворным путешествием!

Не менее значимой оказалась дружественная, приятная обстановка. Благодаря проведенному семинару я нашла много хороших друзей, познакомилась с замечательными людьми. А самое главное я наконец-то поняла, в каком направлении и жанре хочу писать дальше. Семинар «Мы выросли в России» навсегда останется значимым событием в моей творческой жизни. Я искренне благодарна и счастлива, что смогла побывать на нем. Это было незабываемо!


Алёна Масловская

Библиотекарь Староузелинской сельской библиотеки Бугурусланского района

Гостеприимная  Бугурусланская земля с 21 по 23 сентября была творческой площадкой для именитых и начинающих поэтов и писателей, актеров и художников.  И как всегда, мы с  удовольствием ждём на этой земле участников семинара молодых писателей «Мы выросли в России». «Аксаковские дни в Оренбуржье»… Как символично, что общение молодых авторов с профессиональными писателями уже шестой раз проходит под сенью Аксаковской осени. Прошли творческие встречи с читателями, которые заставили посмотреть на поэзию совсем по-другому. С огромным интересом мы слушали молодых поэтов, многие из которых поразили  неординарностью своего выступления и авторского чтения. Жаль только что эти мероприятия проходят в городских библиотеках, а сельские библиотеки и их читатели остаются пока «за кадром». Думаю, что и сельчане, живущие далеко от райцентра (а Бугурусланский район очень территориально немал!)  с удовольствием бы приняли молодых поэтов в своих сельских библиотеках. Ведь понятно же, что литература востребована не только в городах, но и в сельской глубинке! В этом году в рамках Аксаковского праздника впервые была проведена литературная битва «Актёры против поэтов». Это было что-то!!! Впервые можно было сравнить выступление профессионалов с авторским прочтением. Победителей творческого противостояния актеров и поэтов определяли по  аплодисментам зрителей. И, конечно, публика не жалела ладоней! Как хорошо, что вместе с читателями писатели в эти вдохновенные осенние дни могут  побродить по Аксаковской усадьбе — полюбоваться липовой аллеей,  озером Любви, отведать замечательный Аксаковский мед, чай и варенье, изготовленное по рецепту семейства Аксаковых. Этот рецепт  передается из поколения в поколение жителями Аксакова. Могут окунуться в атмосферу 19 века, переступив  порог дома-музея Аксаковых. Особенно это важно для нашего молодого поколения, чтобы молодые люди ощутили себя наследниками великих традиций и культуры прошлого… Наблюдая за посетителями, поразилась тому, что совсем незнакомые до этого люди, выходя из музея, общались, делились впечатлением от увиденного, словно они знали друг друга всегда. Пока писатели трудились в рамках семинара «Мы выросли в России», библиотечные работники тоже времени не теряли, будучи активно задействованы в Аксаковском празднике. Прошёл II областной библиотечный экологический лагерь. Работала творческая площадка «Аксаковские сентябрины», подвели итоги заочного конкурса электронных ресурсов «Экология и библиотека». «Экологический микрофон» дал возможность рассказать о работе библиотек по экологическому просвещению населения. С энтузиазмом  все участники лагеря приняли участие в мастер-классе «Аленький цветочек». Свои экологические проекты представили библиотекари Бугурусланского района. Т.А. Семёнова, библиотекарь Нойкинской сельской библиотеки, рассказала о работе клуба «ЭКОС»  (экология, охрана, спасение), а заведующая Пронькинской сельской библиотеки, И.М. Афонькина рассказала о проекте «Природа. Экология. Человек». И мне под ярким аксаковским осенним солнышком невольно вспомнилось южное солнце Туапсе, где совсем недавно прошёл XII Всероссийский лагерь сельских библиотекарей, где мне вместе с моей коллегой Верой Филипповой из модельной библиотеки Подгородней Покровки довелось представлять опыт работы библиотек Оренбургской области коллегам из разных регионов России. И, конечно, я подробно рассказала российским коллегам  о традициях «обильного благословенного» Аксаковского края, ставшего местом встречи, которое забыть нельзя!


Андрей Юрьев (Оренбург)

Лауреат Аксаковской премии в номинации «Лучшее художественное произведение для детей и юношества» за книгу «Юркины беды», участник семинара прозы

Скажу сразу – по сугубо личным причинам я не писал прозу 12 лет и стихи 22 года, потому попасть на секцию прозы семинара молодых писателей было нисколько не зазорно, наоборот. Предвкушая по памяти долгие посиделки с чтением текстов вслух (как было в 1996 году в Клубе Творческой Молодежи «Яицкий Мост», в котором я имел честь состоять администратором), я запасся терпением и доброжелательностью… Айдар Хусаинов (редактор уфимской газеты «Истоки») ошарашил с ходу своей непривычной теорией творчества, согласно которой выходит, что каждый пишущий страдает некоторой душевной болью и выплескивает ее на бумагу. Дескать, застрявшие в личных переживаниях становятся графоманами, перешедшие к осмыслению общих закономерностей бытия – начинающими писателями, а научившиеся из боли строить миры обитания персонажей – мастерами. Одни участники семинара делились распечатками своих небольших произведений с коллегами, получая весьма субъективные, сильно разнящиеся, но от того еще более интересные впечатления и мнения; другие были вынуждены зачитать тексты вслух – спорное начинание, поскольку слушающим приходилось излишне напрягать внимание и память. А ведь для конструктивной критики необходима ясность сознавания! Поразила глубиной осмысления прочитанного Мария Москвина (Оренбург), ей участники занятия единогласно посоветовали начать профессионально писать обзоры книг. Нестандартным взглядом на творчество коллег делился издатель андеграундного журнала «Декадент» (Оренбург) Владислав Наумов, ставший в итоге «победителем» семинарского спринта. Прозаик из Новотроицка Оксана Васильева не смогла справиться с эмоциями и выразить полновесное мнение, тем не менее, она также была отмечена вниманием мэтров – а кроме Хусаинова, секцию вели Вера Лаврина (Кемерово) и Светлана Василенко (Москва, первый секретарь СРП). Лично мне особо интересно стало мнение Веры Лавриной о произведениях семинаристов, поскольку она находила плюсы даже в провальных работах. После первого занятия некоторые участники, забыв про предстоящий ужин и, следом – творческий вечер, обратились к Вере Леонидовне с самыми главными для молодого автора вопросами – стоит ли им вообще писать прозу и если расти, то в каком ключе вести повествования дальше… Не менее обстоятельно рассматривала рассказы, новеллы и главы повестей Светлана Владимировна Василенко… Кто оказался симпатичен мне, как автор? Мария Москвина с ее зарисовками из жизни врачей «Скорой помощи». Мозаика коротких сюжетов, из которой складывается цельный обзор представителей этой сложной профессии… К другим авторам у меня одна претензия – язык. Пишите хоть об инопланетянах, хоть о проблемах личной жизни – делайте это красиво, увлеченно, страстно (выражение С. Василенко)! Литература — не просто «для глаз», она «для слуха», как и музыка, ее проговаривают, она должна хорошо звучать! При чтении одних вещей возникает кислородное голодание от затянутости и невозможности вздохнуть свободно, других – кислородная интоксикация от слишком поспешной речи. Найти «золотую середину» — задача автора, не читателя, не надо об этом забывать. Даже не вникающие в глубины авторского замысла при чтении подсознательно улавливают созвучия, интонации и могут отметить – читается легко. Говорю это как отмеченный руководством семинара (да и сотоварищами по перу) в первую очередь за «мастерский стиль».

Удивила одна немаловажная деталь. Отмечены руководством секции оказались те, кому были направлены наиболее серьезные критические посылы. «Кого люблю, того бью?» И еще. Хочется уточнить. Понимаете, есть то, что есть. Есть то, как вы это воспринимаете. Есть то, как вы осознаете воспринятое. Есть то, как вы об этом говорите и пишете. Наконец, есть то, как вас понимают. Видите, как важна и сложна ВАША роль?


Наталья Кожевникова (Оренбург)

Поэтесса, член Союза писателей России, главный редактор альманаха «Гостиный Двор»:

«Попробуй стать поэтом…»

Межрегиональный семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России», благодаря поддержке министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, проводится в Оренбурге-Бугуруслане-Аксаково уже не первый год. И каждый раз 30-40 молодых литераторов из Оренбурга, Челябинска, Самары, Кемерово, Елабуги и других регионов имеют возможность получить не только квалифицированную помощь в разборе своих произведений, но и стипендию на издание своей собственной книжки, а то и рекомендацию в творческий Союз. 
Те 10-11 авторов, рукописи которых мы рассматривали на семинаре вместе с Ниной Ягодинцевой, секретарём Союза писателей России и поэтом-пародистом, членом Союза российских писателей Сергеем Салдаевым, были примерно одного возраста, но не одинаковой, так сказать, «оперённости». Двое — Наталья Борисова из Оренбурга и Анастасия Устинова из Самары — на равных, уже как члены творческих Союзов, участвовали в обсуждении, но и сами чутко прислушивались к мнению руководителей семинара. Светлана Попова (Елабуга) приехала на семинар во второй раз, в прошлом году она стала лучшей молодой поэтессой и получила грант на издание книги от Союза российских писателей. Кто-то из семинаристов уже собрал стихи для первой книги, как Василий Миронов (Оренбург), а кто-то был в начале пути…
И если они серьёзно относятся к своему творчеству и готовы трудиться над Словом, мы ждём их на следующем семинаре.
А открытием семинара я считаю оренбургскую поэтессу Любовь Сухареву, активную участницу культурного проекта «Другая среда», признанную лучшим молодым поэтом Межрегионального семинара-совещания «Мы выросли в России» (2017). Эту строчку из её стихотворения «Радуйтесь» я поставила в заголовок своей статьи. 
Пробуйте стать поэтами, писателями, — хотела бы я тоже сказать молодым сегодняшним и будущим участникам нашего семинара. Не факт, конечно, что станете (ложка дёгтя не помешает, а раззадорит), но творческими личностями в каких-то других планах будете обязательно! А в заключение — стихотворение Любови Сухаревой, с блеском прочитанное в шоу «Актёры против поэтов» на сцене Аксаковского праздника.

Любовь Сухарева (Оренбург)

Радуйся

Радуйся.
Радуйся небу и тому, что снаружи,
И тому, что внутри.
Пусть оно дождит,
Моросит,
Невыносимо скулит,
Мажет слякотью и, кажется, не отмыть.
Но ты сама выбрала «быть»
И не ныть.
Радуйся солнцу, целуй золотые лучи,
Звёздные россыпи перебирай в ночи
И тому, о ком сердце твоё кричит,
Радуйся, но молчи.
Радуйся птицам, что рвутся сквозь рёбра под потолок
И клюют в глаза, и сбивают с ног.
И порою кажется, что не встать…
Радуйся,
Что научилась терять, прощать,
Солью зализывать раны.
Радуйся, что называют странной.
Всё сомнительно, многогранно.
Открывай окна, глаза, страны,
Уходи тихо, приходи незваной,
Танцуй на остановках, пой в ванной.
Радуйся!
Радуйся, когда морщинки затянут твоё лицо,
Когда время туго сожмёт кольцо
И усталость в тело вольёт свинцом.
Радуйся, и не называй концом
То, что есть начало иных миров.
Радуйся, что знаешь на вкус любовь,
Что пила её густой божественный сок.
Радуйся, что всякому есть свой срок.
Ты не можешь знать – для чего и кому всё это,
Но ты можешь влюбиться в эту планету
И попробовать стать поэтом.
Радуйся!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Семинарская палитра: 1 комментарий

  1. «Аксаковская осень» действительно значимое мероприятие. Оно является отправной точкой для молодых поэтов и прозаиков, маститых авторов вдохновляет на новое творчество. Не зря С. Т. Аксаков сказал: «Обильный край, благословенный!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы робот? *