Осенённые Осенинами

 ДИАНА КАН 

Ночь Искусств в Орен­бург­ском Доме лите­ра­то­ров им. С.Т. Акса­ко­ва про­шла в фор­ма­те Осе­нин, искон­но­го сла­вян­ско­го празд­ни­ка при­вет­ствия Осе­ни и одно­вре­мен­но – про­ща­ния с ней. При­чём, Осе­ни­ны как-то логич­но пере­тек­ли в некий осен­ний бал поэ­зии и музы­ки со всей пола­га­ю­щей­ся по тако­му слу­чаю атри­бу­ти­кой – деко­ром из охри­стых листьев на окнах, зон­ти­ка­ми, обши­ты­ми золо­той лист­вой, вен­ка­ми из осен­них цве­тов, ягод и листьев на голо­вах поэтесс, све­ча­ми в сти­ли­зо­ван­ных осен­них под­свеч­ни­ках, буке­та­ми ряби­ны, в оби­лии укра­сив­ших камин­ный зал Дома лите­ра­то­ров…

КАМИН, кста­ти, устро­и­те­ли и участ­ни­ки Осе­нин пла­ни­ро­ва­ли зажечь по тако­му слу­чаю. Но так увлек­лись чте­ни­ем сти­хов, что забы­ли даже про камин. Впро­чем, было теп­ло и без него, пото­му что на празд­ни­ке слу­чил­ся насто­я­щий аншлаг. Даже сту­льев на всех не хва­ти­ло, мно­гие слу­ша­ли сти­хи стоя…

Лите­ра­ту­ра пото­му и ста­ла в Рос­сии госу­дар­ство­об­ра­зу­ю­щим фак­то­ром, что была изна­чаль­но собор­ной по опре­де­ле­нию.

Хочет­ся ска­зать «спа­си­бо» всем тем поэтам и сотруд­ни­кам Дома лите­ра­то­ров, кото­рые с таким  кре­а­ти­вом подо­шли к укра­ше­нию зала, ведь рек­ви­зит на таких меро­при­я­ти­ях – дело не послед­нее. Писатель-натуралист Юрий Полу­эк­тов бук­валь­но зава­лил камин­ный зал вет­вя­ми жар­кой ряби­ны со сво­ей сада, и допол­нил это ряби­но­вое вели­ко­ле­пие насто­я­щим соком вино­гра­да – тоже из сво­е­го сада. Дегу­ста­цию сока под одоб­ри­тель­ные воз­гла­сы собрав­ших­ся про­ве­ли на лите­ра­тур­ном чае­пи­тии, кото­рое ста­ло про­дол­же­ни­ем лите­ра­тур­но­го вече­ра – поэты сно­ва чита­ли сти­хи и гово­ри­ли о лите­ра­ту­ре… Поэтес­са Ири­на Лаври­на и редак­тор дет­ско­го жур­на­ла «Гости­ный Дво­рик» Юлия Стрель­ни­ко­ва укра­си­ли зал деко­ри­ро­ван­ны­ми листья­ми так, что поне­во­ле вспо­ми­на­лись сти­хи Пуш­ки­на про баг­рец и золо­то. Поэтес­сы Калам­каз Биты­мо­ва и Вале­рия Донец испек­ли вкус­ный хво­рост для чай­но­го сто­ла… И прак­ти­че­ски все поэтес­сы по тако­му слу­чаю соиз­во­ли­ли укра­сить себя вен­ка­ми из листьев и цве­тов.

Откры­ла вечер юная сак­со­фо­нист­ка Софья Мол­ча­но­ва, задав тон меро­при­я­тию, слов­но напо­ми­ная, что музы­ка и поэ­зия – две сестры-близнецы, и не могут суще­ство­вать одна без дру­гой. Затем свою выстав­ку кар­тин, наве­ян­ных Акса­ков­ски­ми моти­ва­ми, пре­зен­та­ция кото­рой была при­уро­че­на к Ночи Искусств, пред­ста­вил автор – лири­че­ский орен­бург­ский худож­ник Шле­юк.  Зазву­ча­ли сти­хи от извест­ных поэтов – Вита­лия Мол­ча­но­ва, Ната­лья Кожев­ни­ко­вой, Вяче­сла­ва Мои­се­е­ва, Пав­ла Рыко­ва… К поэ­ти­че­ско­му раз­го­во­ру под­клю­чи­лись моло­дые поэты и поэтес­сы, а так­же чле­ны област­но­го лит­объ­еди­не­ния им. С.Т. Акса­ко­ва. Прин­цип вече­ра был в его демо­кра­тиз­ме, воз­мож­ность почи­тать сти­хи дали абсо­лют­но всем, и даже самым неожи­дан­ным авто­рам, один из кото­рых про­чёл сти­хи в весь­ма эпа­таж­ной мане­ре… При­ят­но было видеть сре­ди собрав­ших­ся моло­дых поэтов из Орен­бург­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, кото­рые, хочет­ся наде­ять­ся, теперь про­ло­жи­ли доро­гу в Дом лите­ра­то­ров, при­зван­ный стать «орен­бург­ским оте­че­ством» всей пишу­щей бра­тии реги­о­на.

Для меня же было очень важ­но то, что вечер собрал людей само­го раз­но­го воз­рас­та – от совсем юных поэтесс Кати и Ксе­нии Моты­жен­ко­вых до убе­лён­ных седи­на­ми авто­ров. Лите­ра­ту­ра пото­му и ста­ла в Рос­сии госу­дар­ство­об­ра­зу­ю­щим фак­то­ром, что была изна­чаль­но собор­ной по опре­де­ле­нию. И когда лит­про­цесс пыта­ют­ся сег­мен­ти­ро­вать по воз­рас­там, про­фес­си­ям, кон­фес­си­ям и про­чее, она пере­ста­ёт выпол­нять свою самую глав­ную функ­цию – соби­ра­ния раз­ных поко­ле­ний, раз­ных людей в то еди­ное целое, что назы­ва­ет­ся народ Рос­сии.

Воз­вра­ща­ясь к Осе­ни, надо ска­зать, что по усло­ви­ям меро­при­я­тия при­сут­ству­ю­щие долж­ны были выбрать Коро­ле­ву Осень из при­сут­ству­ю­щих поэтесс. И вот тут, когда вста­ла речь о выбо­ре, мне­ния при­сут­ству­ю­щих раз­де­ли­лись настоль­ко, что коро­лев в ито­ге ока­за­лось три! Как гово­рит­ся, само­зва­нок нам не надо, коро­ле­вы будут три! Вновь выбран­ных коро­ле­ви­шен, моло­дых поэтесс, коро­но­ва­ли вен­ца­ми из охри­стых листьев под апло­дис­мен­ты собрав­ших­ся. Но самой глав­ной Коро­ле­вой празд­ни­ка была, конеч­но, Её Вели­че­ство Осень, кото­рой боль­шин­ство авто­ров посвя­ти­ли сти­хи, что чита­ли на вече­ре.


Диана Кан

КАН Диа­на Ели­се­ев­на – поэт, член Сою­за Писа­те­лей Рос­сии. Окон­чи­ла МГУ и ВЛК Мос­ков­ско­го Лит­ин­сти­ту­та. Автор книг: «Висо­кос­ная вес­на», «Под­дан­ная рус­ских захо­лу­стий», «Сог­ди­а­на», «Поку­да гово­рю я о люб­ви», «Обре­чён­ные на сла­ву». Лау­ре­ат мно­го­чис­лен­ных лите­ра­тур­ных пре­мий, в т.ч. Орен­бург­ской пре­мии им. В. Прав­ду­хи­на. (Гости­ный двор). Диа­на Кан роди­лась  в Узбе­ки­стане, в горо­де Тер­мез, с юно­сти мно­го лет жила в Орен­бур­ге, зани­ма­лась жур­на­ли­сти­кой, после жила в Москве, в Сама­ре, где рабо­та­ла руко­во­ди­те­лем лите­ра­тур­но­го объ­еди­не­ния «Отчий дом», сей­час ведет заня­тия лит­объ­еди­не­ния при Орен­бург­ском Доме лите­ра­то­ров.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.