СТИХОБОРЬЕ: дети на кривеньких… рифмах

 АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ 

Может быть, неча­ян­но, а то и зако­но­мер­но, на оче­ред­ной встре­че под фла­гом «Сти­хо­бо­рья» 17 нояб­ря 2017 года в Орен­бург­ской област­ной биб­лио­те­ке пре­об­ла­да­ли кри­ти­че­ская атмо­сфе­ра и горя­чий раз­го­вор вокруг пред­став­лен­ных кол­ле­га­ми новых сочи­не­ний.

ОСОБЕННО эмо­ци­о­наль­но побе­се­до­ва­ли посто­ян­ные участ­ни­ки Оль­га ВДОВЕНКО и Сер­гей Васи­лье­вич СЕДЕЛЬНИКОВ с посто­ян­ным же чле­ном жюри (а точ­нее обо­зна­чить эту роль – с веду­щим встре­чи) жур­на­ли­стом и поэтом Сер­ге­ем Алек­сан­дро­ви­чем САЛДАЕВЫМ. При этом мной был при­ве­дён недав­ний раз­го­вор с начи­на­ю­щим пии­том, пока­зав­шим новый «шедевр» в четы­ре строч­ки. Мной была про­яв­ле­на дер­зость ука­зать на шеро­хо­ва­то­сти в сти­хо­сло­же­нии. И было полу­че­на такая оправ­да­тель­ная отпо­ведь на кри­ти­ку. При­во­жу дослов­но.

«Сти­хи, как дети — какие роди­лись, такие и живут. Если нож­ки кри­вень­кие, живут с кри­вень­ки­ми. А нач­нешь выпрям­лять — мож­но и сло­мать, а то и вовсе убить. Мно­го пуб­ли­ку­ют вся­кой дох­лой хре­ни. Конеч­но быва­ют «сти­хи» сра­зу мерт­во­рож­ден­ные, там, конеч­но, есть где раз­гу­лять­ся пато­ло­го­ана­то­му пре­па­ри­руй от души, мож­но хоть десять ног при­шить (очень строй­ных).
А мои кара­пу­зы пус­кай на кри­вень­ких бега­ют».

Вот и в сти­хо­бор­ском раз­го­во­ре эти авто­ры пыта­лись обе­речь сво­их детей-сочинялок с кри­вень­ки­ми нож­ка­ми от кри­ти­ки. А нож­ки эти в сти­хах – риф­мы, напри­мер. Ну, как мож­но риф­мо­вать, напри­мер, Союз с Евро­со­ю­зом, а неза­да­чу с зада­чей?!

Сер­гей Сал­да­ев и Алек­сандр Сте­па­нов — жюри.
Высту­па­ет Алек­сандр Мав­лю­ка­ев.

Рас­суж­да­ем. Конеч­но, если ты сочи­нил и выбро­сил вещь в мусор – мож­но согла­сить­ся и с тем, что­бы сти­хи оста­лись кри­во­но­ги­ми. Но как пока­зы­вать их дру­гим, созна­вая их кри­во­но­гость? И не надо утвер­ждать, что сочи­няшь для себя. Такое не быва­ет по опре­де­ле­нию. Ты ж хочешь поде­лить­ся и обя­за­тель­но поде­лишь­ся сокро­вен­ны­ми мыс­ля­ми и чув­ства­ми с кем-то. Хотя бы с самым близ­ким по дому. А тут выно­сишь на слух кол­лег, и неко­то­рые из них име­ют опыт и в сти­хо­сло­же­нии и в редак­ту­ре! Это тебе может быть любим и дорог свой ребё­нок в любом состо­я­нии, а для окру­жа­ю­щих – не очень. И осо­бен­но тот, что на кри­вень­ких нож­ках! И для исправ­ле­ния ножек есть соот­вет­ству­ю­щая служ­ба: меди­цин­ская.

Еле­на Лев­чен­ко.

Такое раз­мыш­ле­ние полу­чи­лось вынуж­ден­но. К сожа­ле­нию, на этот раз жела­ю­щих «сорев­но­вать­ся» в сти­хо­сло­же­нии ока­за­лось немно­го, поэто­му при­шлось про­во­дить встре­чу в упро­щён­ном вари­ан­те: чте­ние и обсуж­де­ние каж­до­го сти­хо­тво­ре­ния. А собра­лось мало, на мой взгляд, по двум при­чи­нам.

Отра­да Кол­ба­нё­ва.

1. Опоз­дав­шая ров­но на неде­лю инфор­ма­ция о пред­сто­я­щей встре­че.

2. Вполне зако­но­мер­ная при­чи­на — мно­гие моло­дые сти­хо­твор­цы пред­по­чи­та­ют встре­чи в иных про­ек­тах и фор­мах. В основ­ном эти моло­дые творцы-«новаторы» увле­че­ны раз­ны­ми мод­ны­ми направ­ле­ни­я­ми пост­мо­дер­нист­ско­го тол­ка. Что не впи­сы­ва­ет­ся в рус­ло увле­че­ния сти­хо­бор­цев, под­дер­жи­ва­ю­щих, так ска­зать, тра­ди­ци­он­ные шко­лы, услов­но назы­ва­е­мые реа­лиз­мом… 

Сер­гей Седель­ни­ков.

Есть надеж­да, что впредь  «Сти­хо­бо­рье» смо­жет собрать люби­те­лей раз­ных направ­ле­ний, что поз­во­лит обсу­дить и то, и дру­гое.

В резуль­та­те настро­е­ния в жюри и в зале авто­рам за инте­рес­ные сти­хо­тво­ре­ния были пода­ре­ны биб­лио­теч­ки книг орен­бург­ских лите­ра­то­ров – Сер­гею СЕДЕЛЬНИКОВУ и Елене ЛЕВЧЕНКО. 

Вик­то­рия Щер­би­ни­на.

Оче­ред­ная такая встре­ча может состо­ять­ся в пред­по­след­нюю пят­ни­цу кон­ца года, 15 декаб­ря, там же в то же вре­мяна Совет­ской, 20.




СТЕПАНОВ Алек­сандр Дмит­ри­е­вич 
родил­ся 7 июня 1941 года в селе Воль­ная Солян­ка Кинель-Черкасского рай­о­на Куй­бы­шев­ской (ныне – Самар­ской) обла­сти. В 1961 году, окон­чив Куй­бы­шев­ское педа­го­ги­че­ское учи­ли­ще, неко­то­рое вре­мя рабо­тал дирек­то­ром Больше-Черниговского рай­он­но­го дома пио­не­ров той же обла­сти, по сов­ме­ще­нию пре­по­да­вал рус­ский язык и лите­ра­ту­ру в вечер­ней шко­ле. Затем слу­жил в армии, где в 1962 году соб­ствен­но и нача­лась осо­знан­ная лите­ра­тур­ная рабо­та. Под­бор­ка армей­ских сти­хов была опуб­ли­ко­ва­на в казах­стан­ском рес­пуб­ли­кан­ском жур­на­ле «Про­стор» (№6 июнь 1965 г.). А в 1988 году, живя в отде­лён­ной от союз­ных рес­пуб­лик Рос­сии, в селе Крас­ный Яр Самар­ской обла­сти, полу­чил тре­тью пре­мию в кон­кур­се одно­го сти­хо­тво­ре­ния того же казах­стан­ско­го жур­на­ла.
После армии А. Сте­па­нов заоч­но закон­чил факуль­тет жур­на­ли­сти­ки Казан­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, рабо­тал редак­то­ром пест­рав­ской рай­он­ной газе­ты, соб­ствен­ным кор­ре­спон­ден­том по Бугу­рус­ла­ну област­ной газе­ты «Южный Урал» в Орен­бур­жье. Там же, в Бугу­рус­лан­ском теат­ре дра­мы им. Н.В. Гого­ля в сезоне 1983–84 годов был постав­лен спек­такль «Алень­кий цве­то­чек» по его ори­ги­наль­ной инсце­ни­ров­ке сказ­ки писателя-земляка С.Т. Акса­ко­ва. После пере­ез­да в город Тольят­ти рабо­тал заме­сти­те­лем редак­то­ра город­ской газе­ты «Пло­щадь Сво­бо­ды».
Он – лау­ре­ат пре­мии Сою­за жур­на­ли­стов СССР 1976 года.Член Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей и Това­ри­ще­ства дет­ских и юно­ше­ских писа­те­лей Сою­за писа­те­лей Рос­сии, заслу­жен­ный работ­ник куль­ту­ры РФ. Изда­но 10 автор­ских сбор­ни­ков сти­хов, про­зы и очер­ков, мно­го пуб­ли­ка­ций в жур­на­лах и кол­лек­тив­ных сбор­ни­ках Рос­сии и зару­бе­жья.
В Самар­ской обла­сти Сте­па­нов удо­сто­ен лите­ра­тур­ной пре­мии за сбор­ник дет­ских сти­хов «Я живу в Солян­ке Воль­ной…» и вто­ро­го места в Меж­ду­на­род­ном кон­кур­се дет­ской и юно­ше­ской лите­ра­ту­ры им. А.Н. Тол­сто­го в номи­на­ции «Кни­ги пат­ри­о­ти­че­ских сти­хо­тво­ре­ний для детей и юно­ше­ства» по ито­гам 2005 года и бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Филан­троп» — 2010 г. Сего­дня писа­тель про­жи­ва­ет в горо­де Орен­бур­ге.    

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.