Гладить при 40 градусах

 АНДРЕЙ ЮРЬЕВ 

Есть нечто раз­дра­жа­ю­щее в неко­то­рых лите­ра­ту­ро­вед­че­ских изыс­ка­ни­ях. Серьез­ны­ми фило­ло­га­ми при­ня­то теперь счи­тать, что текст рож­да­ет­ся, попро­сту гово­ря, в под­со­зна­нии, а его содер­жа­ния кол­лек­тив­ны, и пото­му зада­ча твор­че­ской лич­но­сти – точ­ное вос­про­из­ве­де­ние полу­чен­но­го «посла­ния» из-за пре­де­лов инди­ви­ду­аль­но­го созна­ния. Вос­про­из­ве­де­ние – повтор и сли­че­ние. Оче­вид­но, что ста­но­вит­ся необ­хо­ди­мым нали­чие нала­жен­ных свя­зей меж­ду созна­ни­ем и бес­со­зна­тель­ным, выстро­ен­ность того, что Юнг назы­вал транс­цен­дент­ной функ­ци­ей – проч­но­го мости­ка меж­ду Я и Оно.

РАСКРЫТЬ меха­низ­мы твор­че­ства для пони­ма­ния воз­мож­но более широ­ко­го чис­ла чита­те­лей – бла­го­род­ная зада­ча, одна­ко что полу­ча­ем в дей­стви­тель­но­сти после осво­е­ния ука­зан­ных тео­рий? Фак­ти­че­ски, утвер­жда­ет­ся, лите­ра­тор (писа­тель, поэт) – Про­рок не вполне познан­ных сил. Гра­фо­ма­ны всех мастей теперь обос­но­ван­но утвер­жда­ют – «у меня Дар», «сти­хи ко мне при­хо­дят сами», «моя зада­ча толь­ко запи­сать, осталь­ное дает­ся свы­ше». Я люби­тель лите­ра­тур­но­го дела. При­зна­ют ли «стар­шие това­ри­щи» по перу про­фес­си­о­на­лом – пока еще вопрос. Но уже сей­час инте­рес­но при­за­ду­мать­ся над соб­ствен­ным пони­ма­ни­ем твор­че­ско­го про­цес­са, осно­вы­ва­ясь на рабо­тах всё того же Юнга, став­ше­го для меня про­вод­ни­ком в лаби­рин­те душев­ных явле­ний.

Соглас­но Кар­лу Густа­ву, пси­хи­ка состо­ит из трех сло­ев – созна­ния, лич­но­го бес­со­зна­тель­но­го (напол­нен­но­го фак­та­ми пер­со­наль­ной душев­ной жиз­ни, все­го жиз­нен­но­го опы­та) и кол­лек­тив­но­го бес­со­зна­тель­но­го (обла­сти, как ино­гда гово­рят, «гене­ти­че­ской памя­ти»), кон­так­ти­ру­ю­ще­го со Все­об­щим Смыс­ло­вым Полем (точ­нее, Юнг назы­вал его Еди­ным), сли­ва­ю­щим вме­сте содер­жа­ния за-человеческого, сверх-человеческого опы­та. Я счи­таю, что лите­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние, как резуль­тат жиз­ни трех­слой­ной пси­хи­ки, мож­но рас­смот­реть в трех аспек­тах – струк­ту­ра, фак­ту­ра, тек­сту­ра. Гово­ря немно­го ина­че и сме­щая вни­ма­ние от напи­сан­но­го к пишу­ще­му – это вос­при­я­тие, опыт, стиль.

Струк­ту­ра созда­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния – это весь идей­ный базис авто­ра, свя­зан­ный с вос­при­я­ти­ем ров­но настоль­ко, насколь­ко это­го тре­бу­ют обсто­я­тель­ства его рож­де­ния и вос­пи­та­ния. Это – боль­шое «поче­му» твор­че­ства, собра­ние моти­вов твор­ца и осо­бен­но­стей миро­вос­при­я­тия, обу­слов­лен­ных при­над­леж­но­стью к стране, наро­ду, семье, язы­ку – свя­зью с кол­лек­тив­ным бес­со­зна­тель­ным.

Фак­ту­ра – сово­куп­ность опи­сы­ва­е­мых собы­тий и пере­жи­ва­ний, обу­слов­лен­ная исто­ри­ей его (авто­ра) лич­но­го осво­е­ния мира и его (мира) отра­же­ния в про­дук­тах куль­ту­ры, фак­ти­че­ски осно­ван­ная на содер­жа­ни­ях лич­но­го бес­со­зна­тель­но­го, «что» и «о чем» про­из­ве­де­ния.

И, нако­нец, тек­сту­ра – непо­сред­ствен­но выте­ка­ю­щий из опы­та твор­че­ства стиль, выбран­ный сей­час либо выра­бо­тан­ный года­ми, «как» повест­во­ва­ния.

Оче­вид­но, я вооб­ще не тро­гаю сфе­ры за пре­де­ла­ми позна­ва­е­мо­го. Лите­ра­тур­ное тво­ре­ние – досто­я­ние наро­да, семьи, инди­ви­ду­у­ма. В нем столь­ко же от эпо­хи, сколь­ко от сию­ми­нут­но­го вдох­но­ве­ния, вызван­но­го накоп­лен­ным инту­и­ци­ей про­зре­ния, вне­зап­но­го оза­ре­ния, зре­ю­ще­го ино­гда мину­ты, а ино­гда годы.

А может, всё про­ще.

Я про­сто не люб­лю, когда Богом при­кры­ва­ют неже­ла­ние кон­тро­ли­ро­вать разо­гре­тое фан­тазма­ми сло­во­из­вер­же­ние.


ЮРЬЕВ Андрей Ген­на­дье­вич родил­ся в 1974 году в Печо­ре (Рес­пуб­ли­ка Коми), в 1996 году окон­чил элек­тро­тех­ни­че­ский факуль­тет Орен­бург­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, рабо­тал дизайнером-верстальщиком в орен­бург­ских газе­тах и в Фон­де Эффек­тив­ной Поли­ти­ки (Москва).
С 1993 по 1995 год – вока­лист и автор тек­стов песен груп­пы «Лич­ная Соб­ствен­ность». Лау­ре­ат спе­ци­аль­но­го дипло­ма «За фило­со­физм лири­ки» област­но­го поэ­ти­че­ско­го кон­кур­са «Яиц­кий Мост – 96». Повесть «Те, Кого Ждут» вошла в сбор­ник «Про­за – то, чем мы гово­рим» (Сара­тов, 2000), пуб­ли­ка­ции в газе­те «Орен­бур­жье» и аль­ма­на­хах «Баш­ня», «Гости­ный двор». Побе­ди­тель кон­кур­са «Орен­бург­ский край — XXI век» в номи­на­ции «Авто­граф» в 2014 году, при­зом ста­ло изда­ние отдель­ной книж­кой пове­сти «Юрки­ны беды». За эту кни­гу в 2017 году полу­чил Област­ную откры­тую пре­мию име­ни Акса­ко­ва в номи­на­ции «Луч­шее про­из­ве­де­ние для детей и юно­ше­ства». Диплом в номи­на­ции «Про­за» «За фило­соф­ское рас­кры­тие темы оди­но­че­ства» Все­рос­сий­ско­го лите­ра­тур­но­го кон­кур­са «Сти­ли­сты добра».

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Гладить при 40 градусах: 2 комментария

  1. Я бы опре­де­ле­ния Струк­ту­ры и Фак­ту­ры поме­нял места­ми. А насчёт того, что «поток созна­ния» это ещё не лите­ра­ту­ра согла­сен пол­но­стью. Это всё рав­но что кир­пи­чей наки­дать в кот­ло­ван и ска­зать, что это дом. Дом ещё постро­ить надо, а для того, что­бы постро­ить что-то при­год­ное для нахож­де­ния внут­ри, нуж­но Знать и Уметь.

  2. P.S. Сле­ду­ет отда­вать себе отчет в том, что бес­со­зна­тель­ное не есть Бог, вообще-то. Оно – оби­та­ли­ще мно­же­ства обра­зов, явля­ю­щих­ся исход­ны­ми для все­го мно­го­об­ра­зия рели­ги­оз­но­го и мифо­ло­ги­че­ско­го содер­жа­ния. Сто­рон­ни­ки тео­рии «чело­век искус­ства – голос Бога» сами пута­ют­ся, при­хо­дят ли к ним про­из­ве­де­ния от «Бога извне» или «Бога внут­ри». Рели­гия Хри­ста, гово­ря­щая о подо­бии чело­ве­ка Богу, эти­ми сло­ва­ми под­твер­жда­ет, что где-то в глу­би­нах души есть место и анге­лам, и демо­нам, и вер­ши­на раз­ви­тия лич­но­сти – спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать жизнь Цар­ства Божье­го, «кото­рое внут­ри вас», Све­том Созна­ния, све­том Логоса.
    «Когда важ­нее сотен истин нас воз­вы­ша­ю­щий обман…»
    Не марай­те Бога чер­ни­ла­ми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы робот? *