Красота: погоня за близостью

 АНДРЕЙ ЮРЬЕВ 

Моби Дик: отпусти

ЕСЛИ ВЫ хотя бы раз заду­мы­ва­лись о моти­вах поступ­ков близ­ких вам пер­со­на­жей еже­час­но тво­ри­мой исто­рии рода чело­ве­че­ско­го; если вы ста­ви­те себе зада­чей понять, осо­знать слож­ные спле­те­ния черт харак­те­ров – рано или позд­но у вас появит­ся свой Белый Кит, люби­мая цель пси­хо­ло­ги­че­ской и/или фило­соф­ской охо­ты. Мой Моби Дик – Воля. Воля как сила пси­хи­ки и как состо­я­ние сво­бо­ды ума, серд­ца, тела и души…

Я вижу волю, корен­ную спо­соб­ность души испол­нять моти­вы, дви­га­ясь к целям, как трехас­пект­ный дви­жи­тель – воля к вла­сти, воля к люб­ви, воля к пре­об­ра­же­нию. Три сто­ро­ны, три лика – и трой­ной вопрос «если что-то дела­ет­ся Поче­му, что­бы достичь понят­но­го Зачем, то Как это сде­лать луч­ше?» Я под­ра­зу­ме­ваю, что каж­дый воле­изъ­яв­ля­ю­щий стре­мит­ся пре­об­ра­зить­ся в доволь­но­го собой и сво­им окру­же­ни­ем, в рас­по­ря­жа­ю­ще­го­ся веща­ми это­го мира и явле­ни­я­ми сво­ей пси­хи­ки, овла­де­ва­ю­ще­го не всей Жиз­нью, но тем, что есть в ней люби­мо­го и с помо­щью тех, кто любит его. Эти три алма­за свер­ка­ют одним оттен­ком, выпа­да­ю­щим из радуж­ной палит­ры наме­ре­ний.

Новый Год и Рож­де­ство, отме­ча­е­мые всем миром, для мно­гих сли­ва­ют­ся в один крат­кий пери­од, вне зави­си­мо­сти от миро­воз­зре­ния и веро­ис­по­ве­да­ния, фак­том сво­е­го празд­нич­но­го харак­те­ра гово­рят об одном – мир спа­сен! От мра­ка зим­ней сту­жи ли, от Миро­вой Тени, от Зла ли, от Смер­ти – каж­дый опре­де­ля­ет сам, каким иде­ям сле­до­вать. И с этих дней и до вес­ны нарас­та­ет ожи­да­ние празд­ни­ков Све­та и Люб­ви. О ней и пове­ду речь.

Любовь к интел­лек­ту­аль­ной охо­те на загад­ки созна­ния и бес­со­зна­тель­но­го рано или позд­но выво­дит к осмыс­ле­нию сек­ре­тов люб­ви. Чем про­ще ста­но­вит­ся доступ к обще­нию, бла­го­да­ря раз­ви­тию тех­но­ло­гий, чем интен­сив­нее про­хо­дит сме­на собе­сед­ни­ков, под­пис­чи­ков и поклон­ни­ков, тем оче­вид­нее ста­но­вят­ся при­стра­стия к кру­гу избран­ных для сугу­бо лич­но­го обще­ния. Тем чет­че обри­со­вы­ва­ют­ся при­вя­зан­но­сти.

Корень жиз­ни души – образ. Вер­ши­на ее – мысль, идея. Мысле­об­ра­зы – сим­во­лы, что порож­да­ют­ся в глу­би­нах бес­со­зна­тель­но­го и толь­ко на выхо­де к све­ту созна­ния про­яв­ля­ют себя как две пси­хи­че­ские сущ­но­сти. Врож­ден­ные чер­ты харак­те­ра и при­об­ре­тен­ный опыт опре­де­ля­ют в лич­ном бес­со­зна­тель­ном при­вя­зан­но­сти к обра­зам люби­мых.

При нарас­та­ю­щей ско­ро­сти обме­на инфор­ма­ци­ей – све­де­ни­я­ми о жиз­ни и живу­щих – ста­но­вит­ся осо­бой зада­чей вопрос удер­жа­ния как мини­мум нра­вя­щих­ся, а как мак­си­мум став­ших тво­и­ми исклю­чи­тель­ны­ми кон­так­та­ми. Вопрос вла­сти, обла­да­ния, вли­я­ния на судь­бу и сво­бо­ду эмо­ци­о­наль­но близ­ких и род­ных. Вопро­сы рас­ста­ва­ния, утра­ты, раз­лу­ки сто­ят обрат­ной сто­ро­ной люб­ви. Как часто вам при­хо­дит­ся слы­шать: «если любишь – отпу­сти»?

Эта нехит­рая фор­му­ла появи­лась в запад­ной пси­хо­ло­гии, в пере­вод­ной лите­ра­ту­ре, и пото­му осо­бен­но­сти пере­ло­же­ния на рус­ский язык и рус­ское миро­вос­при­я­тие вызы­ва­ют боль­шой вопрос у охот­ни­ков на китов под­со­зна­ния. Тыся­че­ле­ти­я­ми луч­шие образ­цы куль­ту­ры учи­ли нас: любишь – зара­бо­тай обла­да­ние, заслу­жи, заво­юй! Побе­ди сопер­ни­ков на пути полу­че­ния жела­е­мо­го, обре­ти, сде­лай сво­им! И вдруг – чудо­вищ­ное по кон­трасту «отпу­сти»… Поче­му? А дескать, пото­му как раз, что любишь! Зачем? А… Что­бы… И по вни­ма­тель­но­му изу­че­нию мас­сы пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских тек­стов и наблю­де­нию над мето­да­ми пре­об­ра­же­ния душ, мето­да­ми прак­ти­че­ских пси­хо­ло­гов – что­бы обре­сти покой! Ни боль­ше и ни мень­ше.

Гово­рит­ся ли при этом что-нибудь о самих объ­ек­тах любов­ной при­вя­зан­но­сти? Что ста­нет с ними?

Отпу­сти – не точеч­ное явле­ние. Гла­гол опи­сы­ва­ет дей­ствие, это век­тор, стре­ла осу­ществ­лен­но­го наме­ре­ния от моти­ва к цели, отку­да и куда. Отпу­сти от себя? Нерусь. Дай сво­бо­ду. Дай волю. Вот что фор­ми­ро­ва­лось века­ми в реках рус­ской души, в морях и оке­а­нах рус­ско­го под­со­зна­ния. Дай воз­мож­ность люби­мым избе­жать раб­ской зави­си­мо­сти от ско­ван­но­сти, от ига необ­хо­ди­мо­сти, от огра­ни­че­ний и псев­до­пра­вил.

Дай пра­во на сво­бод­ный выбор судь­бы. Дай пра­во пове­ле­вать сво­и­ми жела­ни­я­ми. И в этом – любовь к чело­ве­ку, забо­та о нем и его бла­ге.

Сво­бо­да выбо­ра – пора­бо­щать или осво­бож­дать.

Воля чело­ве­ка в выс­шем ее выра­же­нии: быть с Богом, оли­це­тво­ре­ни­ем Выс­шей Вла­сти, имя кото­ро­му Любовь, ради пре­об­ра­же­ния в Дитя Божье, — или ослеп­нуть и оглох­нуть в отно­ше­нии быв­ших воз­люб­лен­ных, в мерт­вой тишине лож­но­го покоя?

Postscriptum.

СЛЫШАЛИ вы, как пожи­лые люди, люди поко­ле­ния «до нашей эры» еже­ве­черне гото­вят­ся ко сну и еже­ве­черне чита­ют молит­вы об усоп­ших, и не толь­ко – о род­ных и близ­ких, и о тех, кто дорог и ценен, и о тех, с кем раз­лу­чи­ли тре­ния и кон­флик­ты? Пони­ма­е­те вы это – искрен­ние поже­ла­ния добра люби­мым и поки­нув­шим нас? Они уйдут из памя­ти, но уйдут ина­че – осо­зна­ние, что звон­ки бес­по­лез­ны и поис­ки встреч без­ре­зуль­тат­ны, при­хо­дит на место судо­рож­но­му цеп­ля­нию за обра­зы луч­ших дней вме­сте. Вник­ни­те в раз­ни­цу – ухо­дя­щая во Все­об­щее Смыс­ло­вое Поле через глу­би­ны лич­ной и гене­ти­че­ской памя­ти о пред­ках и совре­мен­ни­ках, вли­яв­ших на твою судь­бу, — ухо­дя­щая в мир анге­лов прось­ба про­стить оста­вив­ших нас, или… Или пол­но­стью эго­и­стич­ное «с глаз долой – из серд­ца вон»? Пусть это и не насто­я­щий, живой взор, а внут­рен­нее зре­ние, актив­ная фан­та­зия, отказ от сосре­до­то­че­ния на вос­по­ми­на­ни­ях – а дума­ли вы, что это рука, раз­жав­ша­я­ся и выпу­стив­шая ладонь завис­ших над без­дной? Дума­ли вы, что «отпус­кая» — бро­са­е­те? Кинь, пока не кину­ли тебя? Серьез­но?

Белый Кит, выбра­сы­вая из ледя­ной воды свое неве­ро­ят­ное тело, пере­ки­ды­ва­ет­ся через мой корабль, вот уже исче­за­ет сре­ди глу­бо­ко­вод­ной мглы, уно­ся с собой гар­пу­ны, едва потре­во­жив­шие тушу… Я пом­ню его взгляд, когда он завис на мгно­ве­ние над мач­та­ми.

Я еще вер­нусь.

8–9 янва­ря 18 года

Продлиться: наслаждение и горечь

Л.К.

Я БУДУ печа­лен в эти несколь­ко часов, пока сло­ва ложат­ся в вир­ту­аль­ное про­стран­ство. Смот­ри­те, смот­ри­те – вот они мчат­ся по кром­ке при­боя Вели­кой Реки, вот взме­та­ют к Солн­цу брыз­ги, и вос­кли­ца­ния их – о люб­ви к жиз­ни…

Серьез­но. Еще серьез­ней. Вот, вот – и крош­ки сло­гов сып­лют­ся с ножа-языка, и всё нена­прас­но.

Слож­но гово­рить об эро­ти­ке, забыв об этом – о жар­кой звез­де в сол­неч­ном спле­те­нии. Чак­ры? А что – чак­ры? Они гото­вят­ся рас­крыть­ся, при­няв поток плаз­мы, и отпра­вить его к самой маков­ке хра­ма тела – и вот ты уже видишь всё на тыся­чи кило­мет­ров…

Я сам напи­сал: любовь – это трех­ли­кое явле­ние эти­че­ско­го, эсте­ти­че­ско­го, экзи­стен­ци­аль­но­го. К сожа­ле­нию, забыл све­рить­ся с Кьер­ке­го­ром – у него эта три­а­да выра­жа­ет собой все явле­ния Жиз­ни. Что ж… Я все рав­но не согла­сен с этой все­общ­но­стью вле­че­ния.

Вопрос, кото­рый оза­да­чил меня – Любовь как стрем­ле­ние добить­ся бла­го­склон­но­сти Бога ли, дру­зей или жен­щи­ны – это любовь к чему? Забыв о тро­ич­но­сти, попро­бую перей­ти к более понят­но­му для совре­мен­но­го чита­те­ля дуа­лиз­му, двой­ствен­но­сти – Кра­со­та или бли­зость?

Пона­блю­дай­те за жиз­нью звезд – нет, не тех, в кос­ми­че­ской бес­ко­неч­но­сти, а свер­ка­ю­щих талан­том или, что не ред­кость, погло­ща­ю­щих вни­ма­ние слов­но чер­ные дыры, — оша­ра­ши­ва­ю­щих без­дар­но­стью. Что за пары они состав­ля­ют? Как пра­ви­ло, все­гда более, чем при­вле­ка­тель­ные парт­не­ры. Вспом­ним родо­слов­ные цар­ских и кня­же­ских родов – про­сти­те мне срав­не­ние Эли­ты и «боге­мы» — тща­тель­ный отбор не толь­ко по раз­ме­ру состо­я­ния и длине титу­лов, но и по внеш­ним дан­ным и талан­там.

Кра­со­та… Сколь­кие в этой жиз­ни быва­ют пора­же­ны с пер­во­го взгля­да чем-то невы­ра­зи­мым, таин­ствен­ным соче­та­ни­ем черт, не все­гда сораз­мер­ных и соот­вет­ству­ю­щих пред­став­ле­ни­ям совре­мен­ни­ков о Пре­крас­ном…

«Кра­со­та в гла­зах видя­ще­го» – эта попыт­ка изба­вить­ся от вла­сти потряс­ше­го обра­за ука­зы­ва­ет на бес­со­зна­тель­ное вле­че­ние к одно­му из обли­чий веч­ной иллю­зии, пре­крас­ной Майи. «Кра­си­во не толь­ко для тебя» – и отча­ян­ные попыт­ки овла­деть цен­ным и для дру­гих.

Бли­зость же слов­но лежит на дру­гом полю­се наме­ре­ний. Если Кра­со­та – это сим­во­ли­че­ски зна­чи­мое соче­та­ние внеш­них при­зна­ков «бла­го­род­ства», спро­еци­ро­ван­ное на носи­те­лей ее из глу­бин под­со­зна­ния, «необъ­яс­ни­мое вли­я­ние» — несо­зна­ва­е­мое, лежа­щее в опы­те эсте­ти­че­ском и глуб­же, экзи­стен­ци­аль­ном – при­зна­ки нра­вя­ще­го­ся из лич­но­го и кол­лек­тив­но­го бес­со­зна­тель­но­го, из опы­та и памя­ти рож­де­ний пред­ков, — то Бли­зость отра­жа­ет свой­ства в первую оче­редь экзи­стен­ци­аль­но­го (отно­ше­ния к явле­ни­ям это­го мира, таким как смерть, рож­де­ние, пре­об­ла­да­ние и далее) и эти­че­ско­го – оце­нок мира, есте­ствен­но, акту­аль­ных не толь­ко для тебя, но и для тво­е­го соци­о­куль­тур­но­го окру­же­ния.

Ничто так не сме­ши­ва­ет­ся в созна­нии, под­жи­га­е­мом «сни­зу» эро­ти­че­ски­ми жела­ни­я­ми, как Кра­со­та и Бли­зость! Имен­но поэто­му зате­ян раз­го­вор о силе, кото­рой яко­бы под­чи­ня­ют­ся «не пони­мая, поче­му и зачем». Оба явле­ния в рав­ной мере сти­му­ли­ру­ют волю к обла­да­нию, при­сво­е­нию объ­ек­та страст­ной при­вя­зан­но­сти, — но и оба демон­стри­ру­ют с тече­ни­ем вре­ме­ни при­вы­ка­ние, оба наску­чи­ва­ют. Поче­му? Да пото­му что нет боль­ше под­сте­ги­ва­е­мо­го сока­ми тела стрем­ле­ния заво­е­вать, пора­зить сво­и­ми объ­ек­тив­ны­ми досто­ин­ства­ми, или тем, что за них при­ни­ма­ет­ся – огонь схват­ки, пла­мя охо­ты – там и тогда, где «люби­мая» Лич­ность пере­ста­ет рас­ти, менять­ся, зано­во пере­оце­ни­вать Жизнь в свя­зи с накоп­ле­ни­ем и осо­зна­ни­ем ново­го опы­та. Вос­тор­ги «каким ты был, таким ты и остал­ся» хоро­ши, если речь идет о пер­со­на­же тво­ей исто­рии стой­ком, не сда­ю­щим­ся под вли­я­ни­ем дур­ных пере­мен, — но ров­но та же фра­за может озна­чать попро­сту «упря­мый осел».

Бла­го­род­ство. От кра­си­вых людей все­гда ожи­да­ют внут­рен­ней кра­со­ты не мень­ше, чем внеш­ней – и неиз­беж­ное разо­ча­ро­ва­ние: они тоже пьют, гадят друг дру­гу в ссо­рах, не хра­нят вер­ность парт­не­рам, изли­ше­ству­ют с ком­фор­том и, более, рос­ко­шью.

Род­ство. Вот чем харак­тер­на «бли­зость», от «сво­их» ждут пони­ма­ния и при­я­тия, оправ­да­ния тво­ей лич­ной исто­рии.

Осо­зна­ние этой кар­ди­наль­ной раз­лич­но­сти, но и смыс­ло­вой схо­же­сти влюб­лен­но­стей в таких раз­ных на поверх­но­сти и в глу­бине – оно ничуть не поме­ша­ет быть вме­сте, раз­ве­и­ва­ние мифов, создан­ных Иллю­зи­ей, пока­жет, что имен­но мы любим.

Любить – выде­лять из мас­сы схо­жих, выби­рать по сво­е­му вку­су и сво­им воз­мож­но­стям то един­ствен­ное, что рез­ко отли­ча­ет­ся от мно­же­ства – будь это эсте­ти­че­ски Кра­си­вым или эти­че­ски близ­ким.

10 янва­ря 2018 года

Остановиться: зеркало мага

Я ОСТАНОВИЛСЯ на том, что любить – это озна­ча­ет «выде­лять из мас­сы схо­жих, выби­рать по сво­е­му вку­су и сво­им воз­мож­но­стям то един­ствен­ное, что рез­ко отли­ча­ет­ся от мно­же­ства – будь это одно  эсте­ти­че­ски Кра­си­вым или эти­че­ски близ­ким». Любовь как забо­та, береж­ное отно­ше­ние к вещам, явле­ни­ям или лич­но­стям ста­но­вит­ся тако­вой имен­но в силу раз­ли­че­ния, скло­не­ния на сто­ро­ну отли­ча­ю­щих­ся от осталь­ных, объ­ек­тив­но или толь­ко в тво­их оцен­ках.

Но что, если любовь ока­зы­ва­ет­ся нераз­де­лен­ной или даже отверг­ну­той, как неред­ко слу­ча­ет­ся с любо­вью меж­по­ло­вой?

Пси­хо­те­ра­пев­ты и кли­ни­че­ские пси­хо­ло­ги – по край­ней мере, наи­бо­лее ответ­ствен­ные из них — не риску­ют брать­ся за ана­лиз люб­ви и тера­пию неудач­ной влюб­лен­но­сти, яко­бы. Тем не менее, порой весь­ма опе­ра­тив­но любовь пред­став­ля­ет­ся ими заме­ще­ни­ем пси­хо­ло­ги­че­ской трав­мы или кон­флик­та.

Если сто­ять на пози­ции «у чело­ве­че­ства два направ­ле­ния реа­ли­за­ции пси­хи­че­ской энер­гии (интро- и экс­тра­вер­сия), четы­ре пси­хи­че­ских функ­ции (мыш­ле­ние, чув­ство, ощу­ще­ние, инту­и­ция)» то неиз­беж­но воз­ни­ка­ют пред­по­сыл­ки для раз­ли­че­ния при­стра­стий, пред­по­чте­ний и при­вя­зан­но­стей – иллю­зия мно­го­об­ра­зия «ликов Люб­ви». Но что же тогда мож­но ска­зать о неуда­че борь­бы за вни­ма­ние пред­ме­та люб­ви и обла­да­ния им? Пере­жи­ва­ет­ся ли она все­ми по-своему, или носит типи­че­ский харак­тер? Для реше­ния это­го вопро­са сто­ит заду­мать­ся о про­ис­хо­дя­щем с влю­бив­ши­ми­ся «в кра­со­ту» или «в близ­кую душу».

При раз­ни­це целей влюб­лен­но­стей мотив оста­ет­ся все­гда. Сто­ит пере­стать отма­хи­вать­ся от дви­же­ний вее­ра Майи, наго­ня­ю­ще­го слад­кие гре­зы о еди­не­нии с люби­мы­ми и при­знать­ся, что пси­хо­ло­ги­че­ская «выго­да» от выпус­ка «стре­лы люб­ви» все­гда одна. «Я наде­юсь на вза­им­ность – я хочу убе­дить­ся, что я зна­чим и ценен для Моей Люб­ви» — вот Поче­му и Зачем отле­та­ют эти стрем­ле­ния овла­деть душа­ми и повли­ять на судь­бы, а вот Как выра­жа­ют­ся эти дви­же­ния духа – да, здесь тече­ние люб­ви раз­лич­но, спо­ра нет.

Я зна­чим, ценен, важен – это само­уте­ше­ние и само­воз­ве­ли­чи­ва­ние гени­аль­но опи­са­ны в «Сказ­ке о мерт­вой царевне», где мачеха-ведьма обра­ща­лась к вол­шеб­но­му зер­каль­цу со став­шей бес­смерт­ной фор­му­лой вопро­са: «Всю прав­ду доло­жи — я ль на све­те всех милее, всех румя­ней и белее»? «Пре­вос­хо­жу ли я дру­гих?» — вот подо­пле­ка, кото­рая бес­ко­неч­но повто­ря­ет­ся даже и в ожи­да­ни­ях силь­но­го пола в отно­ше­нии воз­люб­лен­ных. Гово­рил ли я уже об этом: в трех­ос­нов­но­сти воли: любовь, власть, пре­об­ра­же­ние – пер­вая часть наи­бо­лее харак­тер­на для жен­ской части чело­ве­че­ства, вто­рая – для пока еще пре­об­ла­да­ю­щих ролей охот­ни­ка, заво­е­ва­те­ля, добыт­чи­ка, тре­тья – для пло­дов любя­щих и обла­да­ю­щих ими, для еще рас­ту­щих и толь­ко вжи­ва­ю­щих­ся в такое неве­ли­кое чис­ло соци­аль­ных ролей и норм пове­де­ния. Чаще все­го в отно­ше­ни­ях пар доми­ни­ру­ет не гар­мо­ния рав­но­вес­но­го соот­но­ше­ния аспек­тов воли, но гар­мо­ния вза­и­мо­до­пол­не­ния аспек­тов стрем­ле­ний – один любит, поко­ря­ясь, дру­гой насла­жда­ет­ся доми­ни­ро­ва­ни­ем. Впро­чем, в совре­мен­ном обще­стве вза­и­мо­от­но­ше­ния как воз­ни­ка­ют, так и гас­нут, насы­тив­шись новиз­ной акка­ун­та в Инста­грам­ме — и всё… Воз­мож­но, оно и к луч­ше­му – поле обще­ния для каж­до­го ста­ло гро­мад­ным по срав­не­нию с деся­ти­ле­ти­я­ми преж­них «исто­рий люб­ви». Тем не менее: зна­ко­ма вам эта при­сказ­ка к вос­хи­ще­нию досто­ин­ства­ми и дости­же­ни­я­ми – «ты луч­ше всех»? «Пре­вос­хо­жу ли я дру­гих?» — имен­но это чита­ет­ся и в пере­пис­ке влюб­лен­ных, и в их порой сума­сшед­ших поступ­ках – ничто так не отклю­ча­ет созна­ние, как эта Вели­кая Сказ­ка Чудес­но­го Мира, трех­ли­кая любовь…

Дру­гие гени­аль­ные стро­ки про­зву­ча­ли с эст­ра­ды: «Гля­жусь в тебя, как в зер­ка­ло» — и это вол­на­ми вол­не­ния покры­тое стек­ло отра­жа­ет амаль­га­мой враз став­шие пре­уве­ли­чен­ны­ми чер­ты вгля­ды­ва­ю­ще­го­ся в маги­че­ское отоб­ра­же­ние люб­ви. – Любовь сама по себе и исти­на – нет ниче­го более чуж­до­го друг дру­гу. Истин­ная любовь? Чего вы тре­бу­е­те от воз­люб­лен­ных, когда всё, всё течет и меня­ет­ся, и досто­ин­ства объ­ек­та люб­ви сего­дня вполне могут уле­ту­чить­ся зав­тра, рас­тво­рить­ся в бес­па­мят­ном мно­го­го­ло­сье креп­ну­щих, иду­щих на сме­ну ваше­му поко­ле­нию?

Маги­че­ское зер­ка­ло – вот что раз­би­ва­ет­ся вдре­без­ги; серд­це, про­пус­ка­ю­щее сквозь себя лучи оце­ни­ва­ю­щих взгля­дов, отра­жа­ю­щее влюб­лен­ным в вас их про­свет­лен­ный порт­рет – оно порой раз­ле­та­ет­ся на кри­стал­ли­ки слез, и порой почти навсе­гда. Чем боль­ше вос­хи­щен­ной лести или искрен­не­го заблуж­де­ния – тем боль­нее воз­ле серд­ца остыв­ше­го, ума охла­дев­ше­го…

Но как же, спро­си­те вы, быть со сло­ва­ми Еван­ге­лий: «Я есть исти­на», — любя­щий Гос­подь есть исти­на? Гар­мо­ния вла­де­ния любо­вью, пре­об­ра­жа­ю­ще­го к виде­нию мира таким, каков он есть – вот исти­на, и, к сча­стью, уже неот­ме­ни­мая.

10–11 янва­ря 2018 года

Списки: последние избранные

There is nothing as it seems -
All that they need is home
Pearl Jam

ИТАК, любовь к близ­ким душам – чут­кость, пони­ма­ние, доб­ро­та; аван­тюр­ность, ост­рый ум, лов­кость; что еще? Я был оча­ро­ван в рав­ной сте­пе­ни «ране­ны­ми в серд­це» и «жаж­ду­щи­ми сов­мест­ной охо­ты». И так же в рав­ной сте­пе­ни они мол­ча­ли о том, что опа­са­лись ухо­да, исчез­но­ве­ния, рас­се­и­ва­ния люб­ви. Неиз­мен­ным оста­ю­щим­ся, надеж­ным и все­гда гото­вым при­нять назы­ва­ли Дом. «Ты – Дом». Место и Чело­век, к кото­ро­му все­гда мож­но вер­нуть­ся в любом состо­я­нии духа и тела; оби­та­ли­ще для отды­ха; под­креп­ле­ние сил и успо­ко­е­ние. Впро­чем, я забе­гаю впе­ред.

*

Надо задать­ся вопро­сом – если основ­ной инстинкт ведет к пре­об­ра­же­нию как обя­за­тель­ной ком­по­нен­те про­цес­са овла­де­ния люби­мы­ми, то из како­го состо­я­ния любовь стре­мит­ся выве­сти нас и к како­му ново­об­ре­те­нию? Удо­воль­ствию? Бла­жен­ству? От чего?

Я гово­рил о стрем­ле­нии обре­сти гар­мо­нию всех трех аспек­тов дея­тель­ной воли. И я же уточ­нил: муж­ской поло­вине чело­ве­че­ства свой­ствен­но пре­уве­ли­чи­вать цен­ность воли к пре­вос­ход­ству, выра­жа­ю­щей­ся в воле к власти-обладанию-влиянию, при­чем зача­стую про­цесс обре­те­ния цели быва­ет сопря­жен со стра­да­ни­ем и рана­ми (в выс­шей фор­ме – стра­да­ния Спа­си­те­ля мира, во имя обре­те­ния вла­сти и над смер­тью и тьмой), в то вре­мя как жен­щи­ны иде­а­ли­зи­ру­ют аспект воли к люб­ви – экзи­стен­ци­аль­ной, эти­че­ской, эсте­ти­че­ской (при­чем не сто­ит забы­вать о выс­шем ее вопло­ще­нии: состра­да­ние Бого­ма­те­ри жиз­нен­но­му пути Сына Чело­ве­че­ско­го, про­пи­тан­ное любо­вью к Гос­по­ду – обра­ти­те осо­бое вни­ма­ние на этот аспект мате­рин­ско­го инстинк­та). Юнг назы­вал эти два эле­мен­та пси­хи­ки Ани­ма и Ани­мус, Душа и Дух, Веч­но Жен­ствен­ное и Веч­но Муже­ствен­ное. До эле­мен­та дея­тель­но­го вза­и­мо­сли­я­ния этих начал он, к сожа­ле­нию, в сво­ем осмыс­ле­нии тера­пев­ти­че­ско­го опы­та не дошел. Я гово­рю, что три аспек­та дви­жи­те­ля чело­ве­че­ских стрем­ле­ний гар­мо­ни­зи­ру­ют­ся и вза­и­мо­обу­слав­ли­ва­ют цель­ность пси­хи­ки, а шире — ее целост­ность.

Я наста­и­ваю, что выс­шие пере­жи­ва­ния чело­ве­ка напол­ня­ют его бла­жен­ством от состо­я­ния имен­но целост­но­сти воли, целост­но­сти не про­сто как сохран­но­сти в непо­вре­жден­ном виде, не про­сто как ощу­ще­ния пол­но­ты жиз­ни, но и вза­и­мо­сли­я­ния души и тела, их неот­де­ли­мо­сти в этом чув­стве послед­ней реа­ли­за­ции стрем­ле­ний, удо­вле­тво­рен­но­сти моти­вов и удо­воль­ствия от дости­же­ния целей, — и более того, это пере­жи­ва­ние целост­но­сти подвиж­ной систе­мы отно­ше­ний с бли­жай­шим и/или эмо­ци­о­наль­но зна­чи­мым окру­же­ни­ем: целост­ность семьи, целост­ность груп­пы участ­ни­ков про­ек­тов по осво­е­нию мира, целост­ность иерар­хи­че­ской струк­ту­ры яче­ек обще­ства, в кото­рые вклю­чен пере­жи­ва­ю­щий, вклю­чен в силу сво­е­го суще­ство­ва­ния внут­ри госу­дар­ства, в кото­ром рож­ден во вполне опре­де­лен­ные вре­ме­на, роди­те­ля­ми опре­де­лен­но­го соци­аль­но­го ста­ту­са – неот­ме­ни­мая обу­слов­лен­ность суще­ство­ва­ния, как это ни пафос­но. Дости­же­ние это­го пере­жи­ва­ния – не все­ми созна­ва­е­мая цель бытия вооб­ще, рас­па­да­ю­ща­я­ся, как пра­ви­ло, на мно­же­ство под­це­лей, про­па­ган­ди­ру­е­мых соци­аль­ны­ми под­груп­па­ми как конеч­ные цели жиз­ни. Как ни кра­моль­но это зву­чит, целост­ность и есть сли­я­ние с Богом, выс­шая реа­ли­за­ция прин­ци­па «что на Небе, то и на зем­ле» — пол­ное раз­во­ра­чи­ва­ние архе­ти­па Само­сти в Дей­стви­тель­ность, гово­ря язы­ком ана­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии.

*

Я риск­ну затро­нуть тему, опас­ную абсо­лют­но для всех.

Несколь­ко лет назад мне при­шлось объ­яс­нять не осо­бо вни­ма­тель­но­му чита­те­лю рабо­ты Абра­ха­ма Мас­лоу о пира­ми­де потреб­но­стей чело­ве­ка, — объ­яс­нять, что автор сам пере­смот­рел свои взгля­ды, рабо­тая с лич­но­стя­ми, прак­ти­че­ски пол­но­стью реа­ли­зо­вав­ши­ми себя в твор­че­стве, биз­не­се, само­со­вер­шен­ство­ва­нии. Таких людей, погру­жен­ных в про­цесс само­ак­ту­а­ли­за­ции, обра­тил осо­бое вни­ма­ние Мас­лоу, выс­шие потреб­но­сти, такие как забо­та о ближ­них, состра­да­ние, твор­че­ский под­ход к пре­одо­ле­нию про­блем, само­от­да­ча и само­по­жерт­во­ва­ние, тре­во­га о без­опас­но­сти дру­гих людей вол­ну­ют гораз­до боль­ше при­ми­тив­ных потреб­но­стей в пище, сне, сек­се, соб­ствен­ном покое и защи­щен­но­сти. Я назвал это как раз-таки стрем­ле­ни­ем к сохра­не­нию целост­но­сти, кото­рое под­ра­зу­ме­ва­ет устра­не­ние бес­по­кой­ства о реа­ли­за­ции сво­их наи­бо­лее важ­ных жиз­нен­ных цен­но­стей. Я при­вел в при­мер геро­ев Вели­кой Оте­че­ствен­ной Вой­ны, жерт­во­вав­ших здо­ро­вьем и самой сво­ей жиз­нью ради бое­вых това­ри­щей в част­но­сти и ради Роди­ны вооб­ще – подви­ги Мат­ро­со­ва, Кар­бы­ше­ва и Кос­мо­де­мьян­ской про­сто про­си­лись с язы­ка.

Реак­ции не было, про­шу заме­тить. Одна­ко, когда я при­вел дру­гие при­ме­ры решив­ших рас­стать­ся с жиз­нью во имя без­опас­но­сти семьи, дру­зей, при­ме­ры из наше­го вре­ме­ни – а я ука­зал на них как на фак­ты стрем­ле­ния сохра­нить целост­ность сво­ей систе­мы цен­но­стей и отно­ше­ний с миром, — тут я зара­бо­тал насмеш­ку. Что-то вро­де: «Попу­гай так испу­гал­ся смер­ти, что выкле­вал сам себе серд­це». Оче­вид­но, нахва­тав­шись ско­ро­спе­лых оправ­да­ний жела­нию сыт­но жрать и слад­ко спать, оппо­нент не при­ни­мал во вни­ма­ние даже слу­ча­ев, когда и без выс­ших устрем­ле­ний кон­ча­ют с собой, что­бы пре­кра­тить боль, телес­ную или душев­ную – а боль души и есть кру­ше­ние цен­но­стей, пред­став­ле­ний о наи­бо­лее доро­гом и важ­ном в жиз­ни, утра­та лич­но­стей и уте­ря каче­ства отно­ше­ний с людь­ми, жиз­нен­но необ­хо­ди­мы­ми для спо­кой­ствия духа…

Наде­юсь, теперь я буду понят.

Целост­ность.

*

Я назвал жела­е­мой целью воли к люб­ви Кра­со­ту как бла­го­род­ство черт души и/или тела и Бли­зость как род­ство – вку­сов, при­стра­стий, цен­но­стей вооб­ще.

Надо уточ­нить – Кра­со­та (бла­го-род­ство) все­гда на вер­ти­ка­ли, где-то над нами, про­сты­ми смерт­ны­ми. Кра­со­та – осо­бое богат­ство и пре­вос­ход­ство: исклю­чи­тель­но из пра­вил тем, что кра­си­вее кого-то, кра­си­вее в чем-то, кра­си­вее крат­но наше­му вос­хи­ще­нию и пото­му достой­но люб­ви. Бли­зость же (род­ство) – все­гда по гори­зон­та­ли: рядом с нами, воз­ле нас, почти как мы – так­же исклю­чи­тель­но из мас­сы и пото­му необ­хо­ди­мо для нас и нашей люб­ви.

Сто­я­щие выше и нахо­дя­щи­е­ся бли­же. Обыч­но осо­зна­нию под­да­ет­ся сам харак­тер цели влюб­лен­но­сти – они кра­си­вы или они род­ны. Нико­му не при­хо­дит на ум начи­нать копать­ся в том, поче­му серд­це попа­ло в зави­си­мость от обра­зов и пред­став­ле­ний о люби­мых – прак­ти­че­ски никто не пыта­ет­ся понять свою любовь, посколь­ку даже пси­хо­те­ра­пев­ты гово­рят, что ана­лиз чув­ства может пога­сить само это чув­ство – что, соб­ствен­но, и явля­ет­ся целью пси­хо­те­ра­пии, избав­ле­ния от навяз­чи­вых пере­жи­ва­ний. Давай­те поста­вим чело­ве­ку новую цель – хва­тит кор­мить его сказ­ка­ми о том, что пони­ма­ние важ­но­сти чего-то для чув­ства лиша­ет иллю­зий и под­креп­ля­ет чув­ство. Толь­ко не в люб­ви! Не там, где маги­че­ское зер­каль­це уси­ли­ва­ет кон­траст и цвет­ность наших порт­ре­тов! Там – а там важ­ное для чув­ства то, что слов­но бата­рей­ка пита­ет вол­шеб­ный экран­чик.

*

При­ня­то счи­тать, что в исклю­чи­тель­ных отно­ше­ни­ях каж­дый ищет себе пару как допол­не­ние до гар­мо­нич­но­го цело­го – нечто вос­пол­ня­ю­щее его соб­ствен­ные недо­стат­ки и пусто­ты, непол­но­ту и про­сто отсут­ствие неко­то­рых черт от само­го рож­де­ния. Я же ска­жу – в любых отно­ше­ни­ях ищут обре­те­ния целост­но­сти, кото­рая может суще­ство­вать и при жерт­вах: напри­мер, у влюб­лен­ных, иду­щих на отказ от ком­форт­ной жиз­ни ради дости­же­ния цели любов­но­го стрем­ле­ния. — Любовь нико­гда не иска­ла бла­го­ду­шия.

Учи­ты­вая выклад­ки о род­стве и благо-родстве люби­мых, пора ска­зать, что бес­со­зна­тель­но в их образ будет впе­ча­тан архе­ти­пи­че­ский (суще­ство­вав­ший даже до рож­де­ния) силу­эт, такой что: в одном слу­чае, по гори­зон­та­ли – это ищу­щий еди­не­ния с тобой ради удво­е­ния, умно­же­ния соб­ствен­ных  сил, исце­ле­ния соб­ствен­ной непол­но­ты: меч­та­ю­щий о зале­че­нии ран, при­чи­нен­ных судь­бой, для исце­ле­ния кото­рых надо обра­зом и подо­би­ем само­го себя оста­но­вить холо­стое исте­че­ние жиз­нен­ных соков – ране­ный вол­шеб­ством жиз­ни, кото­ро­му тре­бу­ет­ся Спа­си­тель, ране­ный Маг, воин Духа, уве­рен­ный, что само твое чудес­ное при­сут­ствие в его жиз­ни надеж­но заруб­цу­ет над­ры­вы, «пото­му что вы близ­ки нам, пото­му что вы нас пони­ма­е­те» — с тобой навсе­гда; в дру­гом слу­чае, по вер­ти­ка­ли — это потря­сен­ный самим фак­том тво­е­го суще­ство­ва­ния, напри­мер, оча­ро­ван­ный Вои­тель, воин Силы, ищу­щий обла­да­ния сокро­ви­щем кро­ви, заблу­див­ший­ся в зна­ках тво­ей вла­сти, жела­ю­щий познать сек­рет тво­е­го могу­ще­ства и полу­чить клю­чи к тво­е­му оба­я­нию – несо­мнен­но, что­бы, раз­га­дав сек­рет тво­е­го вли­я­ния на его душу, обре­сти сча­стье – с тобой вез­де.

Воин Духа и воин Кро­ви…

Вот толь­ко неред­ко, как пока­зы­ва­ет прак­ти­ка, жела­ю­щие люб­ви вклю­ча­ют архе­тип Аван­тю­рист и разыг­ры­ва­ют шаль­ные рома­ны с бег­ством от серой повсе­днев­но­сти в празд­ник – с тобой здесь и сей­час, да! И это – не упо­ми­нав­ший­ся до сих пор сце­на­рий «быст­рой диа­го­на­ли»: когда воору­жен­ные сове­та­ми прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии «на каж­дый день» ниве­ли­ру­ют кра­со­ту до уров­ня при­выч­но­сти, обы­ден­но­сти, а сход­ство вку­сов пре­воз­но­сят как пре­крас­ное. – Непо­ни­ма­ние зако­нов бытия не осво­бож­да­ет от ответ­ствен­но­сти за свою судь­бу.

*

Куда денет­ся Аван­тю­рист, пре­сы­щен­ный празд­ни­ком, насла­див­ший­ся спол­на Кра­со­той и сверг­нув­ший ее с Тро­на в круг сво­их при­бли­жен­ных? Дом. Дом, дом и еще раз дом.

Кре­пость. Убе­жи­ще. Оби­та­ли­ще, пол­ное тро­фе­ев и цели­тель­ных средств хотя бы для спеш­но­го зама­зы­ва­ния ран. Очаг, чье теп­ло ото­гре­ва­ет от холо­да, при­та­ив­ше­го­ся под мас­ка­ми игра­ю­щих в любовь. И – Хра­ни­те­ли Оча­га и лич­ных тайн, суще­ству­ю­щие ради ста­биль­но­сти мини­маль­но­го под­креп­ле­ния сил того, кто жаж­дет новых аван­тюр. — При­вет, това­рищ дво­рец­кий! К вече­ру жди­те гостя­ми Лигу выда­ю­щих­ся джентль­ме­нов и пре­вос­ход­ных леди. И не забы­вай­те – все богат­ства зам­ка доста­лись нам, доста­ли их мы, а вы – толь­ко рас­по­ря­ди­тель по дове­рен­но­сти. – Выле­тев­шим из род­но­го гнез­да и обре­та­ю­щим соб­ствен­ное еще дол­го быва­ет нужен Опе­кун.

Здесь, в полю­се мира влюб­лен­ных, незыб­ле­мом, непо­движ­ном, но обес­пе­чи­ва­ю­щим кру­го­во­рот эмо­ций от удо­вле­тво­рен­ных жела­ний, дру­гим веч­ным оста­ет­ся архе­тип Настав­ни­ка. Наше вре­мя, когда финан­со­во­го либо твор­че­ско­го успе­ха достичь мож­но быст­ро, нала­див необ­хо­ди­мые кон­так­ты, целые кося­ки и стай­ки непри­знан­ных талан­тов игра­ют в любовь, испы­ты­вая необ­хо­ди­мость в полу­че­нии лишь сек­ре­тов дости­же­ния вер­шин. – Ско­рей­шее про­дви­же­ние по соци­аль­ной лест­ни­це, взлет из забот­ли­вых рук – и остав­ле­ние вче­раш­не­го учи­те­ля в недо­уме­нии и отча­я­нии – ведь он так жаж­дал насла­жде­ния сво­ей муд­ро­стью в ком­па­нии бла­го­дар­ных после­до­ва­те­лей.

*

Сно­ва снеж­но. Сно­ва нежусь под тво­и­ми при­кос­но­ве­ни­я­ми. Сно­ва вены пуль­си­ру­ют чаще в пред­чув­ствии раз­лу­ки – когда лишь тихая мгла. Мно­гих звал по име­ни, но кто здесь, кро­ме тебя?

Быть ли дру­гим?

11–12 янва­ря 2018 года


ЮРЬЕВ Андрей Ген­на­дье­вич родил­ся в 1974 году в Печо­ре (Рес­пуб­ли­ка Коми), в 1996 году окон­чил элек­тро­тех­ни­че­ский факуль­тет Орен­бург­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, рабо­тал дизайнером-верстальщиком в орен­бург­ских газе­тах и в Фон­де Эффек­тив­ной Поли­ти­ки (Москва).
С 1993 по 1995 год – вока­лист и автор тек­стов песен груп­пы «Лич­ная Соб­ствен­ность». Лау­ре­ат спе­ци­аль­но­го дипло­ма «За фило­со­физм лири­ки» област­но­го поэ­ти­че­ско­го кон­кур­са «Яиц­кий Мост – 96». Повесть «Те, Кого Ждут» вошла в сбор­ник «Про­за – то, чем мы гово­рим» (Сара­тов, 2000), пуб­ли­ка­ции в газе­те «Орен­бур­жье» и аль­ма­на­хах «Баш­ня», «Гости­ный двор». Побе­ди­тель кон­кур­са «Орен­бург­ский край — XXI век» в номи­на­ции «Авто­граф» в 2014 году, при­зом ста­ло изда­ние отдель­ной книж­кой пове­сти «Юрки­ны беды». Диплом в номи­на­ции «Про­за» «За фило­соф­ское рас­кры­тие темы оди­но­че­ства» Все­рос­сий­ско­го лите­ра­тур­но­го кон­кур­са «Сти­ли­сты добра». Лау­ре­ат пре­мии Акса­ко­ва за повесть «Юрки­ны беды» в номи­на­ции «Луч­шее про­из­ве­де­ние для детей и юно­ше­ства» в 2017 году.

Член Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей.

Созда­тель и адми­ни­стра­тор сай­та «Люми­но­тавр».

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы робот? *