Архаты уходят в нирвану

 ИННА ИГНАТКОВА 

Листая све­жий сбор­ник сти­хов «При­тя­же­ние тай­ны», перво-наперво зада­ешь­ся вопро­сом: зачем вооб­ще авто­ру потре­бо­ва­лось пере­сы­пать стро­фы тер­ми­на­ми буд­диз­ма и язы­че­ства, обра­щать­ся к раз­ным пери­о­дам миро­вой исто­рии, затра­ги­вать древ­нее, мисти­че­ское, под­со­зна­тель­ное?..

В сти­хо­тво­ре­ни­ях Алек­сандра Моск­ви­на мно­го образ­но­сти. Я бы ска­за­ла, даже слиш­ком мно­го. Но, вчи­ты­ва­ясь вни­ма­тель­нее, пони­ма­ешь – здесь нет ника­кой фаль­ши и рас­че­та поще­го­лять начи­тан­но­стью. Про­сто автор так чув­ству­ет. Автор­ские раз­мыш­ле­ния, плав­но пере­те­кая от одно­го к дру­го­му, ложат­ся на бума­гу, обре­тая фор­му поэ­зии. А внут­рен­ний мир поэта, судя по его сти­хам, богат и кра­со­чен. И в нем есть место для шама­нов, меди­у­мов, муд­ре­цов, цыган, погон­щи­ков собак, ски­таль­цев… Похо­же, все это ипо­ста­си авто­ра, ведь каж­дый поэт, в конеч­ном сче­те, пишет о себе.

Алек­сан­дру Алек­се­е­ви­чу нель­зя отка­зать в осо­бо­сти мане­ры испол­не­ния, кото­рую он избрал. Когда поэ­ти­че­ский замы­сел забра­сы­ва­ет авто­ра в тунд­ру, меж­ду строк чита­тель слы­шит зву­ки вар­га­на. А, читая «Лету­чий корабль», пони­ма­ешь, как дол­жен чув­ство­вать себя созда­тель это­го сти­хо­тво­ре­ния – запер­тым в бутыл­ке, заткну­той проб­кой. Раз­мыш­ле­ния о «вет­ша­ю­щем веке», «гне­те модер­ни­за­ции», «скле­пе циви­ли­за­ций» сме­ня­ют попыт­ки вырвать­ся из тес­но­ты и духо­ты обы­ден­но­сти. Яркость пере­ме­ны кар­ти­нок под­креп­ля­ют весь­ма убе­ди­тель­ные «щупаль­ца акти­нии», лопа­ю­щий­ся «потяг у нарт каю­ра», и шести­ру­кий черно-синий Маха­ка­ла, швы­ря­ю­щий горст­ку людей «вдоль семи колец Сатур­на». А надо всем этим слыш­на твер­дая и лег­кая поступь арха­тов, иду­щих в нир­ва­ну – они-то суме­ли разо­рвать «вери­ги омра­че­ний»!..

Хотя есть в сбор­ни­ке и сти­хи без вся­кой мисти­ки и «звезд­ных ски­та­ний» души по Дже­ку Лон­до­ну. Напри­мер, сти­хо­тво­ре­ние «Лужа».

Вооб­ще в поэ­зии Моск­ви­на при­сут­ству­ют и юно­ше­ский скеп­ти­цизм, и неко­то­рая гру­бость, жест­кость, и попыт­ки посме­ять­ся над собой. Сти­хо­тво­ре­ние «Дура­ки уми­ра­ют по пят­ни­цам», — это, на мой взгляд, насто­я­щий шедевр. Даже если бы не зна­ла я Алек­сандра Моск­ви­на лич­но, и то, пожа­луй, с боль­шой точ­но­стью мог­ла бы уга­дать, как он чита­ет свои сти­хи для ауди­то­рии. Но сквозь весь этот ска­зоч­ный и, может быть, места­ми пафос­ный фон, в тот миг, «когда гла­за при­вык­нут к тем­но­те», откро­вен­но про­све­чи­ва­ют раз­мыш­ле­ния о несо­вер­шен­стве мира, о совре­мен­но­сти и – да! – о люб­ви. И пусть автор утвер­жда­ет: «На мин­ные поля любов­ной лири­ки я совать­ся необ­ду­ман­но не ста­ну», кто ему пове­рит?

Книга Александра Москвина

ДОСЬЕ «ОН»

«При­тя­же­ние тай­ны» — вто­рая кни­га Алек­сандра Моск­ви­на, издан­ная в этом году Изда­тель­ским домом «Орен­бург­ская неде­ля». Пер­вый сти­хо­твор­ный сбор­ник, «Послед­ний шаман», был выпу­щен в каче­стве награ­ды Алек­сан­дру за побе­ду в кон­кур­се «Орен­бург­ский край – XXI век» в 2011 году. За эту кни­гу в 2012 году он полу­чил лите­ра­тур­ную пре­мию име­ни П.И. Рыч­ко­ва в номи­на­ции «Дебют».

Инна Игнат­ко­ва
«Орен­бург­ская неде­ля», 4 сен­тяб­ря 2013 года

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы робот? *