Для объединения пришлось… размежеваться

 АЛЕКСАНДР ФИЛИППОВ 

В МАЕ в куль­тур­ном сооб­ще­стве Орен­бур­жья про­изо­шло зна­ме­на­тель­ное собы­тие. Два реги­о­наль­ных отде­ле­ния Сою­за писа­те­лей Рос­сии и Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей под­пи­са­ли спе­ци­аль­ное согла­ше­ние о созда­нии Ассо­ци­а­ции писа­те­лей Орен­бур­жья «Содру­же­ство».

В согла­ше­нии, в част­но­сти, гово­рит­ся, что Ассо­ци­а­ция созда­ёт­ся для лите­ра­тур­но­го, твор­че­ско­го и обще­куль­тур­но­го сотруд­ни­че­ства всех лите­ра­то­ров обла­сти.

От реги­о­наль­ной обще­ствен­ной писа­тель­ской орга­ни­за­ции Сою­за писа­те­лей Рос­сии согла­ше­ние под­пи­са­ли Ната­лья Кожев­ни­ко­ва и Пётр Крас­нов, а от реги­о­наль­но­го отде­ле­ния Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей Вита­лий Мол­ча­нов и Вяче­слав Мои­се­ев.

Про­цесс, кото­рый нача­ла ещё два года назад груп­па энту­зи­а­стов из обо­их твор­че­ских сою­зов, завер­шён.

Сего­дня подоб­ные объ­еди­ни­тель­ные про­цес­сы, насколь­ко мне извест­но, идут и в дру­гих реги­о­нах Рос­сии. И это зако­но­мер­но, ибо насто­я­щим писа­те­лям делить нече­го. «Еди­но­мыс­лия» в наших рядах нет и по опре­де­ле­нию быть не может. А вот ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к чужо­му твор­че­ству, даже если оно в чём-то не соот­вет­ству­ет тво­им лич­ным вку­сам, долж­но при­сут­ство­вать обя­за­тель­но. Свою граж­дан­скую пози­цию мы име­ем воз­мож­ность про­яв­лять в худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях — сти­хах, про­зе, пуб­ли­ци­сти­ке. У каж­до­го пишу­ще­го есть своя ниша в лите­ра­ту­ре. А о каче­стве напи­сан­но­го пусть судят чита­те­ли, лите­ра­тур­ные кри­ти­ки.

Прав­да, для того, что­бы объ­еди­нить­ся, писа­те­лям спер­ва при­шлось раз­ме­же­вать­ся. В фев­ра­ле 2016 года была созда­на «Орен­бург­ская реги­о­наль­ная обще­ствен­ная писа­тель­ская орга­ни­за­ция». В состав этой орга­ни­за­ции чле­нов Сою­за писа­те­лей Рос­сии вошли такие извест­ные про­за­и­ки и поэты Орен­бур­жья, как Пётр Крас­нов, Ната­лья Кожев­ни­ко­ва, Диа­на Кан, Павел Рыков, Вале­рий Куз­не­цов и дру­гие, вклю­чая и скром­но­го авто­ра этих строк.

podpisanie

Вита­лий Мол­ча­нов, Вяче­слав Мои­се­ев, Ната­лья Кожев­ни­ко­ва и Петр Крас­нов скре­пи­ли под­пи­ся­ми согла­ше­ние об объ­еди­не­нии писа­тель­ских сою­зов обла­сти в Ассо­ци­а­цию писа­те­лей Орен­бур­жья.

Необ­хо­ди­мость созда­ния новой писа­тель­ской орга­ни­за­ции была вызва­на изо­ля­ци­о­нист­ской поли­ти­кой руко­вод­ства област­ной обще­ствен­ной писа­тель­ской орга­ни­за­ции.

Оно кате­го­ри­че­ски отка­за­лось участ­во­вать в каких-либо объ­еди­ни­тель­ных про­цес­сах на лите­ра­тур­ном про­стран­стве Орен­бур­жья. И это понят­но. Им-то ника­кие «объ­еди­ни­тель­ные» про­цес­сы не нуж­ны, они счи­та­ют себя само­до­ста­точ­ны­ми, ибо толь­ко «вер­хо­вод­ство» в писа­тель­ской орга­ни­за­ции поз­во­ля­ет твор­че­ски мало­спо­соб­ным людям хоть как-то обо­зна­чить своё при­сут­ствие в лите­ра­тур­ном про­стран­стве.

Поз­во­лю себе обра­тить­ся к предыс­то­рии состо­яв­ше­го­ся рас­ко­ла.

Два года назад вме­сто все­ми ува­жа­е­мо­го, име­ю­ще­го несо­мнен­ные лите­ра­тур­ные заслу­ги, талант­ли­во­го писателя-патриота Пет­ра Нико­ла­е­ви­ча Крас­но­ва пред­се­да­те­лем Орен­бург­ской област­ной обще­ствен­ной писа­тель­ской орга­ни­за­ции с мини­маль­ным пере­ве­сом чис­ла подан­ных «за» голо­сов был избран Миха­ил Киль­дя­шов.

Ни осле­пи­тель­ным талан­том, ни мас­со­вым инте­ре­сом чита­тель­ской ауди­то­рии про­из­ве­де­ния Миха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча пока не отме­че­ны. Зато его кан­ди­да­ту­ру вся­че­ски про­дви­гал руко­во­ди­тель област­но­го лите­ра­тур­но­го объ­еди­не­ния им. Вла­ди­ми­ра Даля Ген­на­дий Фёдо­ро­вич Хому­тов, не брез­гуя порой ника­ки­ми сред­ства­ми. Миха­ил Киль­дя­шов, как моло­дой чело­век, не име­ю­щий доста­точ­но­го лите­ра­тур­но­го и житей­ско­го опы­та, не напи­сав­ший ещё ниче­го сколько-нибудь зна­чи­тель­но­го, попал под без­услов­ное вли­я­ние это­го чело­ве­ка.

На лич­но­сти чле­на Сою­за писа­те­лей Рос­сии Г.Ф. Хому­то­ва при­дёт­ся оста­но­вить­ся подроб­нее. Ген­на­дий Фёдо­ро­вич, напи­сав в моло­до­сти несколь­ко удач­ных сти­хо­тво­ре­ний, дав­но порвал с твор­че­ством. По край­ней мере, за послед­ние сорок лет из-под его пера не вышло ни одной новой поэ­ти­че­ской, про­за­и­че­ской, пуб­ли­ци­сти­че­ской строч­ки. В его книж­ки, регу­ляр­но изда­ва­е­мые все эти годы, вхо­дят два-три десят­ка одних и тех же, напи­сан­ных в далё­кой юно­сти, сти­хов.

Кро­ме того, дол­гие годы он высту­па­ет бес­смен­ным соста­ви­те­лем раз­но­го рода кол­лек­тив­ных сбор­ни­ков орен­бург­ских поэтов и про­за­и­ков, изда­ю­щих­ся на сред­ства област­но­го мини­стер­ства куль­ту­ры. С полу­че­ни­ем нема­лых «соста­ви­тель­ских» за тру­ды, соот­вет­ствен­но. При этом еди­но­лич­но решая, про­из­ве­де­ния каких писа­те­лей и в каком объ­ё­ме сле­ду­ет вклю­чать в эти сбор­ни­ки, сооб­ра­зу­ясь толь­ко со сво­и­ми пред­став­ле­ни­я­ми и лите­ра­тур­ны­ми вку­са­ми, не обра­щая вни­ма­ния на такие «мело­чи», как автор­ские пра­ва.

Лите­ра­тур­ная груп­пи­ров­ка, кото­рую спло­тил вокруг себя Хому­тов, ста­ла всё более напо­ми­нать некое обособ­лен­ное сооб­ще­ство с непре­ре­ка­е­мым учи­те­лем – «гуру» во гла­ве и с бес­пре­ко­слов­но раз­де­ля­ю­щи­ми его суж­де­ния адеп­та­ми. Те писа­те­ли, кто хоть немно­го выби­ва­ют­ся из это­го ряда и сме­ют иметь свои суж­де­ния, в чём-то не соглас­ны с Ген­на­ди­ем Фёдо­ро­ви­чем, оттор­га­ют­ся – бес­по­щад­но и ярост­но. При­скорб­но, что само лите­ра­тур­ное твор­че­ство при этом ока­зы­ва­ет­ся на зад­нем плане, про­из­ве­де­ния руко­вод­ством орга­ни­за­ции оце­ни­ва­ют­ся не в соот­вет­ствии с худо­же­ствен­ны­ми досто­ин­ства­ми, а по при­зна­кам: «свой – чужой».

Чест­но гово­ря, забав­но было слы­шать про­зву­чав­ший из уст Киль­дя­шо­ва в одной из реги­о­наль­ных теле­про­грамм ответ на вопрос: воз­мож­но ли объ­еди­не­ние в какой-то фор­ме в Орен­бур­жье двух суще­ству­ю­щих твор­че­ских сою­зов писа­те­лей?

«Нет, — важ­но заявил моло­дой чело­век, — мы же поч­вен­ни­ки…»

Доста­точ­но почи­тать их био­гра­фии, что­бы уви­деть: «вели­кие поч­вен­ни­ки» всю созна­тель­ную жизнь про­ве­ли на город­ском асфаль­те, в лите­ра­тур­ных тусов­ках. Никто из них зем­лю отро­дясь не пахал, в селе не учи­тель­ство­вал, а «моло­дая поросль», насколь­ко мне извест­но, назы­вая себя «насто­я­щи­ми пат­ри­о­та­ми», даже в армии не слу­жи­ла.

И это стрем­ле­ние к обособ­ле­нию свя­за­но, на мой взгляд, не столь­ко с какими-то незыб­ле­мы­ми прин­ци­па­ми, сколь­ко со стрем­ле­ни­ем «рулить» всей орен­бург­ской лите­ра­ту­рой. При этом оста­вать­ся у бюд­жет­ной «кор­муш­ки», раз­да­вать пре­мии, изда­вать кни­ги тех, кто демон­стри­ру­ет вер­но­под­дан­ни­че­ские чув­ства к «учи­те­лю».

Вскры­лись и слу­чаи нару­ше­ний ими Поло­же­ния о Все­рос­сий­ском кон­кур­се «Капи­тан­ская доч­ка» во вто­рой номи­на­ции сре­ди моло­дё­жи, когда на него пода­ва­лось неиз­вест­но отку­да взяв­ше­е­ся боль­шое коли­че­ство работ, дабы потре­бо­вать для опла­ты рецен­зий оче­ред­ную круп­ную сум­му средств.

Сего­дня для лите­ра­тур­но­го твор­че­ства в Орен­бур­жье созда­ны срав­ни­тель­но ком­форт­ные усло­вия. Уже чет­верть века функ­ци­о­ни­ру­ет област­ной Дом лите­ра­то­ров име­ни С.Т. Акса­ко­ва, изда­ёт­ся при­знан­ный одним из луч­ших в Рос­сии литературно-художественный и общественно-политический аль­ма­нах «Гости­ный Двор», с недав­них пор и дет­ское при­ло­же­ние к нему — «Гости­ный Дво­рик».

Заме­тим, что сотруд­ни­че­ство с глав­ным досто­я­ни­ем писа­тель­ской обще­ствен­но­сти Орен­бур­жья – област­ным Домом лите­ра­то­ров и аль­ма­на­хом «Гости­ный двор» – наши­ми «поч­вен­ни­ка­ми» пол­но­стью игно­ри­ру­ет­ся. «Гости­ный двор» дав­но впал в неми­лость у «груп­пи­ров­ки Хому­то­ва», пото­му что его глав­ный редак­тор Ната­лья Кожев­ни­ко­ва при состав­ле­нии номе­ров отка­за­лась в своё вре­мя сле­до­вать «настой­чи­вым реко­мен­да­ци­ям» Г.Ф. Хому­то­ва, чьи про­из­ве­де­ния и в каком объ­ё­ме ей сле­ду­ет пуб­ли­ко­вать. А дирек­тор Дома лите­ра­то­ров, поэт Вита­лий Мол­ча­нов, стал объ­ек­том ярост­ных напа­док, жалоб во все инстан­ции, пуб­ли­ка­ции лите­ра­тур­ных паск­ви­лей за то, что потре­бо­вал от состо­яв­ших в шта­те это­го госу­дар­ствен­но­го учре­жде­ния Хому­то­ва и Киль­дя­шо­ва выпол­нять свои долж­ност­ные обя­зан­но­сти. И для нача­ла хотя бы появ­лять­ся еже­днев­но на рабо­чем месте.

В ито­ге дея­тель­ность чле­нов прав­ле­ния под руко­вод­ством Киль­дя­шо­ва М.А. сего­дня состо­ит из непре­рыв­но­го напи­са­ния кля­уз­ных писем во все воз­мож­ные инстан­ции вплоть до В.В. Пути­на, с тре­бо­ва­ни­ем выде­ле­ния им бюд­жет­ных средств и нака­за­ния неугод­ных, – и даже, пред­ставь­те себе, пода­чи судеб­ных исков на дирек­то­ра Дома лите­ра­то­ров и редак­то­ра аль­ма­на­ха «Гости­ный Двор» из-за постав­лен­ной, яко­бы, не там запя­той и бук­вы «ё» при пуб­ли­ка­ции сти­хо­тво­ре­ния… Кста­ти, напад­ки на Вита­лия Мол­ча­но­ва по пово­ду недав­но состо­яв­ше­го­ся уволь­не­ния бес­смен­но­го «гуру» совер­шен­но без­осно­ва­тель­ны. Его долж­ность рецен­зен­та была сокра­ще­на из-за изме­не­ния мини­стер­ством куль­ту­ры и внеш­них свя­зей обла­сти гос­за­да­ния – с рецен­зи­он­ной дея­тель­но­сти на изда­тель­скую. Руко­во­дить лите­ра­тур­ным объ­еди­не­ни­ем (в кото­ром с гре­хом попо­лам насчи­ты­ва­ет­ся 5–6 чело­век) он может по-прежнему, в рам­ках област­ной обще­ствен­ной писа­тель­ской орга­ни­за­ции. Тем не менее, пись­ма от чле­нов лит­объ­еди­не­ния и дет­ской груп­пы «Рас­цве­та­ю­щий сад» при город­ском цен­тре дет­ско­го твор­че­ства, где он так­же рабо­та­ет, с тре­бо­ва­ни­ем сохра­нить Г.Ф. Хому­то­ва на преж­нем месте, идут пото­ком во все инстан­ции. Про­ве­рял ли кто их под­лин­ность и объ­ек­тив­ность?

Остав­шей­ся за бор­том объ­еди­ни­тель­ных про­цес­сов лите­ра­тур­ной груп­пи­ров­кой пред­при­ни­ма­ют­ся попыт­ки дис­кре­ди­та­ции недав­но создан­ной Орен­бург­ской реги­о­наль­ной обще­ствен­ной писа­тель­ской орга­ни­за­ции Сою­за писа­те­лей Рос­сии. В поле­ми­че­ском задо­ре наши оппо­нен­ты на сай­те газе­ты «Рос­пи­са­тель» даже назва­ли эту орга­ни­за­цию «муля­жом». Хорош «муляж», в кото­рый вошли луч­шие, самые извест­ные писа­те­ли Орен­бур­жья!

А меж­ду тем насто­я­щая лите­ра­тур­ная жизнь Орен­бур­жья идёт сво­им чере­дом. Ведёт­ся боль­шая обще­куль­тур­ная рабо­та в сотруд­ни­че­стве с Сою­зом писа­те­лей Рос­сии, Пра­ви­тель­ством Орен­бург­ской обла­сти, област­ным Домом лите­ра­то­ров. Выхо­дят новые изда­ния книг талант­ли­вых орен­бург­ских авто­ров, про­во­дят­ся твор­че­ские кон­фе­рен­ции, фору­мы, фести­ва­ли, семи­на­ры, вече­ра, поезд­ки в самые отда­лён­ные рай­о­ны Орен­бур­жья для встреч с чита­те­ля­ми, актив­но рабо­та­ет новое лите­ра­тур­ное объ­еди­не­ние им. С.Т. Акса­ко­ва, воз­глав­ля­е­мое Диа­ной Кан. Обо всём этом мож­но про­чи­тать на сай­тах аль­ма­на­ха «Гости­ный Двор» и област­но­го Дома лите­ра­то­ров.

И мож­но толь­ко сожа­леть, что одна из област­ных писа­тель­ских орга­ни­за­ций из-за некон­струк­тив­ной пози­ции сво­е­го руко­вод­ства ока­за­лась на обо­чине про­хо­дя­щих в Орен­бур­жье лите­ра­тур­ных про­цес­сов.


Алек­сандр Ген­на­дье­вич Филип­пов, про­за­ик. В Орен­бург при­ве­зен роди­те­ля­ми в годо­ва­лом воз­расте. Окон­чил Орен­бург­ский меди­цин­ский инсти­тут в 1979 году, кур­сы усо­вер­шен­ство­ва­ния Ака­де­мии госу­дар­ствен­ной служ­бы при пре­зи­ден­те РФ в 2003 году. Рабо­тал тера­пев­том в рай­он­ной боль­ни­це, слу­жил в армии, орга­нах внут­рен­них дел. Май­ор внут­рен­ней служ­бы запа­са. В насто­я­щее вре­мя кон­суль­тант в инфор­ма­ци­он­но – ана­ли­ти­че­ском отде­ле аппа­ра­та Зако­но­да­тель­но­го Собра­ния Орен­бург­ской обла­сти. Пер­вое сти­хо­тво­ре­ние опуб­ли­ко­ва­но в 1970 году в газе­те «Ком­со­моль­ское пле­мя», пер­вый рас­сказ там же в 1977 году. Рас­ска­зы Филип­пов пуб­ли­ко­вал в област­ной печа­ти, жур­на­ле «Москва» (2002, № 10; 2003, 10), «Бере­га Таври­ды», аль­ма­на­хах «Камен­ный пояс», «Гости­ный двор» (1999, № 7; « 10; 2004, № 15), сбор­ни­ках «И с пес­ней моло­дость вер­нет­ся», «На сво­ей зем­ле», «Они при­ле­тят!», «Роди­тель­ский день». Член Сою­за писа­те­лей Рос­сии с 1999 года. Удо­сто­ен губер­на­тор­ской пре­мии «Орен­бург­ская лира» в 2004 году. Живет в Орен­бур­ге.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.