Ожидание Неожиданности

Бурды­гин Сер­гей Ива­но­вич (5.06.1962) — поэт, жур­на­ли­ст. Окон­чил фило­ло­ги­че­ский факуль­тет Орен­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та. Рабо­тал учи­те­лем рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры в вось­ми­лет­ней шко­ле в Беля­ев­ском рай­о­не (1982 — 1984), жур­на­ли­стом в област­ной газе­те «Южный Урал», в газе­те «Вечер­ний Орен­бург». Пер­вое сти­хо­тво­ре­ние опуб­ли­ко­ва­лось в 1979 году. Печа­тал­ся в област­ных газе­тах, в жур­на­ле «Лите­ра­тур­ная уче­ба», в аль­ма­на­хе «Гости­ный Двор», в сбор­ни­ках «Сено­ко­сы», «С пес­ней моло­до­сть вер­нет­ся», «Спа­сен­ная вес­на», «Пом­нит мир спа­сен­ный». Участ­ник семи­на­ра моло­дых писа­те­лей, про­во­див­ше­го­ся област­ной писа­тель­ской орга­ни­за­ци­ей сов­мест­но с жур­на­лом «Лите­ра­тур­ная уче­ба» и изда­тель­ством «Моло­дая гвар­дия». Член Сою­за жур­на­ли­стов и Сою­за писа­те­лей Рос­сии. Лау­ре­ат лите­ра­тур­ной област­ной Акса­ков­ской пре­мии за первую кни­гу непро­фес­си­о­наль­но­го писа­те­ля (руко­пись). О твор­че­стве Бурды­ги­на писал А. Филип­пов. Живет в Орен­бур­ге.

Имен­но так я бы оха­рак­те­ри­зо­вал новую кни­гу орча­ни­на Сер­гея Василь­чен­ко «Пер­фо­ра­тор купить дёше­во», кото­рая вышла в Изда­тель­ском цен­тре МВГ (Орен­бург) с пре­крас­ной облож­кой рабо­ты Оле­га Рука­ви­цы­на, одно­го из луч­ших наших фото­ху­дож­ни­ков. Про­за авто­ра несколь­ко необыч­на – реа­ли­сти­че­ские сце­ны и обра­зы пере­се­ка­ют­ся с откро­вен­но фан­та­сти­че­ски­ми. Имен­но это пере­се­че­ние поз­во­ля­ет чита­те­лю наде­ять­ся на встре­чу с неожи­дан­ны­ми осо­бен­но­стя­ми и новиз­ной сюже­та. Но, к сожа­ле­нию, оправ­ды­ва­ют­ся надеж­ды в кни­ге 28-летнего авто­ра не все­гда.

ОТЧАСТИ этот упрек объ­яс­ня­ет­ся, види­мо, моло­до­стью Сер­гея Василь­чен­ко, в послуж­ном спис­ке кото­ро­го, впро­чем, есть уже пуб­ли­ка­ции в област­ных аль­ма­на­хах, в рус­ско­языч­ном аль­ма­на­хе «Белый ворон» (США), и даже попа­да­ние в шорт-лист лите­ра­тур­ной пре­мии «Гоно­рар» (Санкт-Петербург). Эти успе­хи впол­не оправ­дан­ны – про­зу Василь­чен­ко дей­стви­тель­но харак­те­ри­зу­ет опре­де­лен­ная узна­ва­е­мо­сть, гра­мот­но­сть язы­ка, вни­ма­ние к «негром­ким» геро­ям сво­их про­из­ве­де­ний. В них лег­ко узна­ют­ся герои Чехо­ва, Коро­лен­ко, Гого­ля, нако­нец. Раз­ве что рус­ские клас­си­ки в свою пору не так часто при­бе­га­ли к фан­та­сти­че­ским обра­зам. Впро­чем, их нали­чие не меша­ет Сер­гею Василь­чен­ко делать сво­их пер­со­на­жей зна­ко­мы­ми чита­те­лю.

Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние исполь­зо­ва­ние так назы­ва­е­мых гово­ря­щих дета­лей, харак­тер мно­гих геро­ев. Так, Гном из одно­имён­но­го рас­ска­за, само­го пер­во­го в сбор­ни­ке, вызы­ва­ет одно­вре­мен­но и сочув­ствие, и инте­рес. И это несмот­ря на не совсем при­вле­ка­тель­ные его поступ­ки как в про­шлой жиз­ни, так и в насто­я­щем сво­ем суще­ство­ва­нии (один танец в голом виде перед жен­щи­ной чего сто­ит), да и сама навяз­чи­вая испо­ведь перед глав­ным геро­ем в пив­ной выгля­дит пона­ча­лу мало­объ­яс­ни­мой. Вооб­ще диа­ло­ги оби­та­те­лей рас­ска­зов Василь­чен­ко в этих самых посто­ян­ных пив­ных к кон­цу кни­ги начи­на­ют при­едать­ся. Пони­маю, что и у Ремар­ка, напри­мер, герои регу­ляр­но упо­треб­ля­ют, но у Эриха-то Марии это хоть про­ис­хо­дит в раз­ных местах и сопро­вож­да­ет­ся содер­жа­тель­ны­ми раз­го­во­ра­ми и дей­стви­ем, раз­ви­ти­ем сюже­та… Лад­но, об этом мы поз­же пого­во­рим.

Ещё один любо­пыт­ный рас­сказ в сбор­ни­ке – «Сосед­ка». Герой рас­ска­за встре­ча­ет кра­си­вую девуш­ку. Посто­ян­но ищет с ней встре­чи. Выяс­ня­ет, что она живёт в его же доме, толь­ко в дру­гом подъ­ез­де. И вдруг ока­зы­ва­ет­ся, что она про­сто плод его вооб­ра­же­ния. Что-то вро­де ком­пью­тер­но­го бота – про­грам­мы, нежи­вой сущ­но­сти. Впро­чем, так собы­тия объ­яс­ня­ет друг героя, до кон­ца автор рас­ска­за нас в этом не убеж­да­ет. Есть в этом что-то от Кор­та­са­ра. Имен­но в неожи­дан­но­сти сюже­та – плюс «Сосед­ки». Как, ска­жем, и в «Зано­зе». И отча­сти в рас­ска­зе «Пер­фо­ра­тор купить дёше­во». Прав­да, в «Пер­фо­ра­то­ре» сюжет закан­чи­ва­ет­ся вовсе без эле­мен­тов чего-то нере­аль­но­го. Герой рас­ска­за баналь­но полу­ча­ет пер­фо­ра­то­ром по голо­ве. Но и здесь, повто­ряю, это неожи­дан­но, что и при­вле­ка­ет.

Сто­ит, прав­да, отме­тить, что неожи­дан­но­сти эти под­сте­ре­га­ют чита­те­ля не в каж­дом рас­ска­зе новой кни­ги Сер­гея Василь­чен­ко. Ска­жем, в про­из­ве­де­нии «Уехать на Фаре­ры» мы полу­ча­ем стан­дарт­ный набор неудач «малень­ко­го чело­ве­ка» – неве­ли­кая зар­пла­та, одо­лев­шие кре­ди­ты, ссо­ра с женой и холод на ули­це. От все­го это­го герой по фами­лии Гри­бов меч­та­ет уехать на Фарер­ские ост­ро­ва, и мы почему-то не сомне­ва­ем­ся, что он туда уедет. При­чём, имен­но необыч­ным каким-нибудь спо­со­бом, если уж это в сти­ле авто­ра кни­ги. Слов­но слу­ша­ешь пес­ню какого-нибудь Ста­са Михай­ло­ва, где риф­мы уга­ды­ва­ют­ся с пер­во­го куп­ле­та.

А в неко­то­рых рас­ска­зах даже и этих «рифм» как буд­то нет. Ска­жем, рас­сказ «Кру­той беля­шинг» вооб­ще бес­сю­же­тен. В нём автор исполь­зу­ет все­го один (!) худо­же­ствен­ный при­ём, сло­во­об­ра­зуя на один англий­ский манер: «ато­бу­синг», «про­гул­кинг» и тому подоб­ное. Зачем? На тре­тьем абза­це ста­но­вит­ся скуч­но.

Так же без осо­бых откры­тий автор обо­шёл­ся и в рас­ска­зе «Печаль­ный сёр­фер интер­не­тов». Бес­смыс­лен­но­сть мно­гих раз­де­лов Все­мир­ной сети и вправ­ду удру­ча­ет, но и пере­чис­ле­ние выгля­дит вто­рич­ным, об этом гово­рят дав­но и мно­го, и если упо­ми­нать об этой про­бле­ме в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре, то абза­цы из газет­ных и жур­наль­ных ста­тей повто­рять, навер­ное, не сле­ду­ет.

КАКОЙ ЖЕ вывод из про­чи­тан­ной кни­ги в целом? Без­услов­но, она во мно­гом свое­обыч­на. У авто­ра про­гля­ды­ва­ет­ся свой стиль, эда­кая испо­ведь оди­но­ко­го, при­чём впол­не моло­до­го ещё чело­ве­ка. Со сво­им взгля­дом на про­ис­хо­дя­щее, погру­же­ни­ем в ком­пью­тер­ный мир, береж­ным отно­ше­ни­ем к сне­гу.

Снег и пиво – в про­из­ве­де­ни­ях Василь­чен­ко обра­зы осо­бые. Они помо­га­ют его геро­ям общать­ся, раз­мыш­лять. Напри­мер, в рас­ска­зе «Бес­смыс­лен­ный снег» герой при­хо­дит к сво­ей подру­ге Бел­ке – девуш­ке, у кото­рой пол­но сво­их про­блем, в том числе со здо­ро­вьем. Но герой их не видит, он упор­но рас­ска­зы­ва­ет про снег, точ­нее, про свои от выпав­ше­го сне­га впе­чат­ле­ния. И вот в этом опре­де­лён­ном эго­из­ме – осо­бен­но­сть геро­ев кни­ги «Пер­фо­ра­тор купить дёше­во».

Воз­мож­но, я сей­час отме­чу то, что автор и не думал пока­зы­вать, но имен­но из-за сво­е­го жела­ния жить лишь соб­ствен­ны­ми пере­жи­ва­ни­я­ми (так выхо­дит) герои его оста­ют­ся, в кон­це кон­цов, одни – и исче­за­ют. При­чём все­гда стран­но, и это уже к кон­цу кни­ги начи­на­ет утом­лять. Один про­па­да­ет в неве­до­мом пор­та­ле, дру­гой рас­тво­ря­ет­ся в сне­гу, тре­тий – вооб­ще в пив­ной пене. То есть полу­ча­ет­ся, что перед нами не толь­ко «малень­кие люди», они ещё и лиш­ние в этом мире. По раз­ным при­чи­нам, но в боль­шей сте­пе­ни – из-за выпив­ки. Колян из «Пены жиз­ни» устра­и­ва­ет боль­шую гулян­ку в пожар­ной части, Гном допи­ва­ет­ся до смер­ти… Не соби­ра­юсь читать здесь мораль. Про­сто рост числа этих дей­ству­ю­щих лиц начи­на­ет тор­мо­зить твор­че­ское раз­ви­тие писа­те­ля, как и сюжет­ные линии, непре­мен­но завер­ша­ю­щи­е­ся фан­та­сти­че­ской, нере­аль­ной раз­вяз­кой. Конеч­но, это добав­ля­ет кни­ге само­быт­но­сти. Но, думаю, и в чисто реа­ли­сти­че­ской про­зе Сер­гей Василь­чен­ко мог бы удач­но попы­тать сча­стья.

Вот чита­ешь, ска­жем, «Пену жиз­ни», с удо­воль­стви­ем вслу­ши­ва­ешь­ся в раз­го­вор геро­ев, и про­ни­ка­ешь­ся к ним явным сочув­стви­ем, болью за их жиз­нь, кото­рая так напо­ми­на­ет нашу…

И пош­ли бы они по рас­ска­зу спать по домам, допи­вать пиво, и было бы это гораз­до прон­зи­тель­нее того, что в рас­ска­зе про­изо­шло. А про­изо­шло вот что. Идёт, зна­чит, Колян в пив­ную и поку­па­ет какое-то необыч­ное пиво, кото­рое про­дав­щи­ца при­но­сит неиз­вест­но отку­да. И всё! Лич­но у меня инте­рес к сюже­ту про­па­да­ет. Пото­му что сей­час герой куда-то исчез­нет, как пить дать. Навсе­гда исчез­нет… Так и слу­ча­ет­ся.

А зачем?

Имен­но этот вопрос ино­гда хочет­ся задать авто­ру новой кни­ги. Впро­чем, если он уве­рит нас в сле­ду­ю­щих сво­их про­из­ве­де­ни­ях, что эти худо­же­ствен­ные при­ё­мы нач­нут глуб­же рас­кры­вать тему и нра­вить­ся чита­те­лям, буду толь­ко рад. Все пред­по­сыл­ки у него для это­го есть.

Сер­гей БУРДЫГИН, 
член Сою­за писа­те­лей Рос­сии

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент текста и нажми­те Ctrl+Enter.