Живая природа

Художник степи

О выставке Сергея Жданова «Живая природа»

Чело­век живёт на зем­ле, не заме­чая пол­ную обу­слов­лен­ность сво­е­го суще­ство­ва­ния её «само­чув­стви­ем», её эко­ло­ги­че­ским бла­го­по­лу­чи­ем, так же спо­кой­но при­ни­мая дары, как любовь сво­ей мате­ри. При­ро­да ста­но­вит­ся лишь фоном для жиз­ни чело­ве­ка, ино­гда при­ят­ным, ино­гда угро­жа­ю­щим. Но вся­кая без­гра­нич­ная, непо­сти­жи­мая щед­рость её жиз­ни, нево­об­ра­зи­мое про­яв­ле­ние её сущ­но­сти как бы про­хо­дит мимо.

Как писал Миха­ил При­швин, нуж­но оста­но­вить­ся, что­бы «при­ро­да пошла». Увы, всё мень­ше тех, кто спо­со­бен оста­но­вить­ся, уви­деть и, пора­жён­ный, пере­дать своё впе­чат­ле­ние дру­гим. Нуж­но горя­чее серд­це, вни­ма­тель­ней­ший и пони­ма­ю­щий глаз, душа, напол­нен­ная неж­но­стью и забо­той, что­бы, забыв себя, погру­зить­ся в пре­крас­ный и таин­ствен­ный, сокры­тый мир зем­но­го суще­ство­ва­ния.

Вот таким тон­ким и умным есте­ство­ис­пы­та­те­лем, гео­гра­фом, орни­то­ло­гом, жур­на­ли­стом и фотографом-художником пред­ста­ёт в сво­их рабо­тах Сер­гей Ива­но­вич Жда­нов, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, дей­стви­тель­ный член Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го обще­ства.

Уже в назва­нии выстав­ки «Живая при­ро­да» — каче­ствен­ная оцен­ка пони­ма­ния цели его рабо­ты. Он очень точ­но под­ме­ча­ет, насколь­ко раци­о­на­ли­стич­ным, жесто­ко рас­чёт­ли­вым стал наш век, холод­ное созер­ца­ние не вызы­ва­ет ни мыс­ли, ни чувств. Он же напол­ня­ет каж­дую свою рабо­ту таким вос­тор­гом, таким взры­вом чувств, ощу­ще­ний, что спо­соб­ству­ет созда­нию осо­бой эмо­ци­о­наль­ный атмо­сфе­ры, увле­ка­ю­щей зри­те­лей. Глав­ное для него – образ­ная струк­ту­ра рабо­ты, тех­ни­че­ская же сто­ро­на вол­ну­ет настоль­ко, насколь­ко это спо­соб­ству­ет её выяв­ле­нию, рас­кры­тию. Бла­го­да­ря Жда­но­ву мы видим, как засе­лён, каза­лось бы, пустын­ный про­стор сте­пи, сре­ди диких трав, цве­тов, сте­ля­ще­го­ся ковы­ля – чудес­ные пти­цы, то спо­кой­но под­гля­ды­ва­ю­щие на нас бле­стя­щи­ми пугов­ка­ми глаз, то рас­кры­ва­ю­щи­е­ся как цве­ток в полё­те в воз­душ­ных стру­ях. Болез­нен­но стыд­но, что мы не зна­ем назва­ний боль­шин­ства этих птиц, мно­гие из кото­рых на гра­ни исчез­но­ве­ния и могут остать­ся лишь в фото­гра­фи­ях наше­го авто­ра. Что­бы сде­лать сни­мок, он может про­ехать сот­ни кило­мет­ров, выжи­дать дол­ги­ми часа­ми нуж­но­го мгно­ве­ния. Люди все­гда меч­та­ли – «оста­но­вись, мгно­ве­ние, ты пре­крас­но», фото­ма­стер же это дела­ет.  И в сво­ём твор­че­стве он откро­вен­но счаст­лив.

Мир в его фото­гра­фи­ях – доб­рый, ясный, откры­тый, в нём даже пере­пле­та­ю­щи­е­ся в клу­бок змеи не вызы­ва­ют стра­ха, а мох­на­тые, низ­ко­рос­лые лоша­ди Прже­валь­ско­го в запо­вед­ни­ке чудес­ным обра­зом пере­но­сят нас на тыся­че­ле­тия назад – в то вре­мя, когда в диких пеще­рах пер­во­быт­но­го мира наши пред­ки нано­си­ли на поверх­но­сти стен плав­ные, стро­гие линии дви­жу­щих­ся живот­ных. В дру­гой серии фото­гра­фий мы ста­но­вим­ся сви­де­те­ля­ми зани­ма­тель­но­го рас­ска­за о степ­ном орле, лето­пись гнез­да идёт день за днём, рас­кры­вая зата­ён­ную от нас жизнь птиц. А как выра­зи­тель­но цар­ствен­ное сколь­же­ние по зер­ка­лу бело­снеж­ных лебе­дей! Худож­ник в сво­ём вос­хи­ще­нии ловит лью­щи­е­ся ова­лы шей, лег­чай­шие обла­ка перьев, — вот такой свое­об­раз­ный, поэ­ти­че­ский фото­рас­сказ о сте­пи.

Чув­ство при­ро­ды у Жда­но­ва изби­ра­тель­но, он уро­же­нец степ­ных про­сто­ров При­ура­лья и в душе сво­ей несёт вели­ча­вость, широ­ту, сво­бо­ду сте­пи, орга­нич­но ощу­ща­ет себя её частью, её сыном. Поэто­му так лири­че­ски, песен­но зву­чат его пей­заж­ные моти­вы. И все­гда в них най­дёт­ся место живо­му суще­ству, будь то кроха-пичуга на пер­вом плане или конь с всад­ни­ком, «плы­ву­щий» по цен­тру фото­гра­фии. Любовь к пти­цам рас­кры­ла для худож­ни­ка небо, сде­ла­ла его обжи­тым, дыша­щим, таким же эмо­ци­о­наль­но насы­щен­ным, как зем­ля, и таким же неве­ро­ят­но пре­крас­ным обла­ком, измен­чи­вым в каж­дое мгно­ве­ние.

Увле­че­ние фото­гра­фи­ей нача­лось ещё с ран­не­го дет­ства, и пости­гал это искус­ство вполне само­сто­я­тель­но, как он гово­рит, «осво­ил всю хими­че­скую лабо­ра­то­рию». Скром­но назы­вая себя фотографом-любителем, он дав­но рабо­та­ет как уме­лый про­фес­си­о­нал, сви­де­тель­ством это­му явля­ет­ся поме­ще­ние его сним­ков в газе­те «Южный Урал», в жур­на­ле «Орен­бург­ский край». В Москве он стал фина­ли­стом и лау­ре­а­том Все­рос­сий­ско­го кон­кур­са «Золо­тая чере­па­ха» на зва­ние «Луч­ший фото­граф дикой при­ро­ды». Появ­ле­ние фото­гра­фий вызва­ло есте­ствен­ное жела­ние допол­нить их рас­ска­зом об уви­ден­ном. Сей­час без пуб­ли­ка­ций Сер­гея Жда­но­ва о при­ро­де, без руб­ри­ки «Окно в при­ро­ду» невоз­мож­но и пред­ста­вить себе област­ные печат­ные изда­ния.

В его жиз­ни есть всё, что­бы быть счаст­ли­вым, — люби­мая рабо­та в Инсти­ту­те сте­пи, увле­че­ние фото­гра­фи­ей, став­шее вто­рой про­фес­си­ей, тёп­лый дом. Заме­ча­тель­ная жена, трое сыно­вей и дру­зья. Он ещё молод, полон сил, твор­че­ских пла­нов, замыс­лов, и пото­му впе­ре­ди самые обна­дё­жи­ва­ю­щие пер­спек­ти­вы и новые талант­ли­вые рабо­ты.

Лидия МЕДВЕДЕВА,
заслу­жен­ный работ­ник куль­ту­ры РФ,
член Сою­за худож­ни­ков Рос­сии.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.