Из книги «Нарастающий итог»

 СЕРГЕЙ ХОМУТОВ 

от автора

В любом слу­чае в мои 52 года сто­ит под­ве­сти хотя бы про­ме­жу­точ­ные ито­ги. Тем более что напи­са­но и изда­но око­ло 300 сти­хо­тво­ре­ний. Чис­ло вполне тют­чев­ское.
Сти­хи я начал писать в вось­мом клас­се, в 1974 году. Пер­вое сти­хо­тво­ре­ние, кото­рое решил вклю­чить в руко­пис­ный аль­бом соб­ствен­ных сти­хов, дати­ро­ва­но 1976 годом и оза­глав­ле­но вполне пре­тен­ци­оз­но – «Вре­мя – зеле­ное, как стек­ло». Оно было наве­я­но сбор­ни­ком скан­ди­нав­ской науч­ной фан­та­сти­ки.
В нача­ле 1980-х ста­ло понят­но, что сочи­не­ние сти­хов не отпус­ка­ет. К тому же орга­ни­зо­вал­ся неболь­шой круг еди­но­мыш­лен­ни­ков – сту­ден­тов Орен­бург­ско­го пед­ин­сти­ту­та (и, что пара­док­саль­но, не фило­ло­гов), где сре­ди про­чих гуля­ли и мои сти­хи. Более того, была даже пред­при­ня­та и увен­ча­лась успе­хом попыт­ка изда­ния сам­из­да­тов­ско­го кол­лек­тив­но­го сбор­ни­ка «Ска­зал и облег­чил душу» в коли­че­стве 10 экзем­пля­ров маши­но­пис­ных копий. Видит бог, сре­ди наших стро­чек не было анти­со­вет­чи­ны, раз­ве что быто­вая кри­ти­ка тогдаш­не­го режи­ма.
На послед­нем кур­се инсти­ту­та я понял, что пора при­ни­мать­ся за фор­ми­ро­ва­ние сво­ей пер­вой кни­ги. Чудес­ным обра­зом это пони­ма­ние сов­па­ло с при­об­ре­те­ни­ем пор­та­тив­ной машин­ки «Москва» и зна­ком­ством с поэта­ми Сереб­ря­но­го века.
В 1982 году моя пер­вая маши­но­пис­ная кни­га в коли­че­стве трех экзем­пля­ров была гото­ва и даже сбро­шю­ро­ва­на. До это­го при­шло про­стое пони­ма­ние того, что поэ­ти­че­ская кни­га – не том сти­хов, а закон­чен­ное про­из­ве­де­ние, объ­еди­нен­ное неким общим смыс­лом, внут­рен­ним вза­и­мо­дей­стви­ем частей и вре­мен­ным пери­о­дом.
Поз­же автор этих строк узнал, что в совре­мен­ное ему совет­ское вре­мя сти­хи неко­то­рых авто­ров коче­ва­ли из одно­го его сбор­ни­ка в дру­гой. Это ниче­го, глав­ное – в нача­ле каж­дой кни­ги долж­ны быть «паро­во­зы» – сти­хи о пар­тии (КПСС конеч­но), о тру­до­вом подви­ге совет­ско­го наро­да и тому подоб­ное.
Юный автор и не знал тогда, что, выпу­стив пару таких повто­ря­ю­щих­ся сбор­ни­ков, мож­но было всту­пить в Союз писа­те­лей СССР и полу­чать все­воз­мож­ные пре­фе­рен­ции – от допол­ни­тель­ных 10 кв. м жил­пло­ща­ди и отды­ха в домах твор­че­ства до пер­со­наль­ной пен­сии.
Пре­бы­вая в свя­том неве­де­нии, я под­го­то­вил и вто­рой маши­но­пис­ный сбор­ник – «Силу­эт». Без надеж­ды офи­ци­аль­ной пуб­ли­ка­ции.
В лит­объ­еди­не­ния не ходил, с про­фес­си­о­наль­ны­ми лите­ра­то­ра­ми не общал­ся, сти­хи в офи­ци­аль­ные изда­ния не посы­лал. Хва­та­ло ума пони­мать, что про­хо­жу некий уче­ни­че­ский пери­од. Учил­ся у Вале­рия Брю­со­ва, Андрея Бело­го, Нико­лая Гуми­ле­ва, Геор­гия Шен­ге­лии, Дави­да Самой­ло­ва, Алек­сандра Вве­ден­ско­го и мно­гих дру­гих лите­ра­то­ров, лите­ра­ту­ро­ве­дов, пси­хо­ло­гов и фило­со­фов. Учил­ся, конеч­но, заоч­но, по их кни­гам.
Пер­вые два «сбор­ни­ка», к сча­стью, поте­ря­лись, и мне не при­шлось по при­ме­ру неко­то­рых весь­ма извест­ных поэтов XIXXX веков ску­пать и уни­что­жать их.
К сере­дине 1990-х в моем акти­ве уже было четы­ре (в моем пони­ма­нии) поэ­ти­че­ских кни­ги. Гото­вых, но не издан­ных. Ходить и выпра­ши­вать день­ги на изда­ние, зару­чать­ся под­держ­кой извест ных лите­ра­то­ров было про­тив­но.
Может быть, поэто­му лишь в 1998 году бла­го­да­ря ини­ци­а­ти­ве и под­держ­ке Сер­гея Дени­со­ва эти кни­ги уви­де­ли свет. Все они вышли в одном томе, но автор спе­ци­аль­но под­черк­нул, что в нем четы­ре кни­ги сти­хов: «Вто­рое зре­ние», «Свет­лые пес­ни», «Арьер гард», «Зим­няя раду­га».
К это­му вре­ме­ни уже была гото­ва кни­га сти­хов «Amo-amare» («люб­лю любить» – лат.). Но она вме­сте с шестой кни­гой «Арте­факт» в общем томе «При­вкус веч­но­сти» вышла лишь в 2003 году. Меж­ду эти­ми зна­ме­на­тель­ны­ми для авто­ра собы­ти­я­ми его при­ня­ли в Союз рос­сий­ских писа­те­лей.
Послед­няя на момент появ­ле­ния это­го сбор­ни­ка, седь­мая кни­га сти­хов «Алфа­вит» – осо­бен­ная. Разо­ча­ро­вав­шись в логи­че­ском фор­ми­ро­ва­нии отдель­ных книг, я подо­шел к «Алфа­ви­ту» пре­дель­но фор­маль­но. Убрал из кни­ги вре­мя напи­са­ния сти­хов, посвя­ще­ния и рас­по­ло­жил сти­хо­тво­ре­ния по алфа­ви­ту – от «А» до «Я».
В насто­я­щие изда­ние не вошли две тре­ти сти­хо­тво­ре­ний, вошед­ших в ука­зан­ные сбор­ни­ки, и две поэ­мы.
Отбор сти­хо­тво­ре­ний этой кни­ги автор пору­чил четы­рем авто­ри­тет­ным для него людям: поэтам Вяче­сла­ву Мои­се­е­ву, Вита­лию Мол­ча­но­ву, паро­ди­сту Сер­гею Сал­да­е­ву и сво­ей жене Ната­лье Хому­то­вой. Автор игно­ри­ро­вал не отме­чен­ные эти­ми людь­ми сти­хо­тво­ре­ния.
Что полу­чи­лось – судить вам.
С надеж­дой на про­чте­ние и пони­ма­ние,
автор.

из книги «Второе зрение» (стихи 1986 – 1990)

* * *

Осен­ний парк – пред­мет фото­этю­да,
Дорий­ский лад, рас­пах­ну­тый для всех,
Созда­ние изыс­кан­ной при­чу­ды
Гедо­ни­сти­че­ских утех.

А парк – как сим­мет­рич­ный рай,
Остав­лен­ный и отто­го пре­крас­ный.
Дви­же­нье кажет­ся напрас­ным
Лишь пото­му, что близ­ко край

Зем­ли. И, накло­нив­шись к краю,
Уви­дишь Оке­ан. И, ах,
Там чере­пах кора рез­ная
Поко­ит­ся на трех китах.

На гла­ди, как на дне колод­ца,
Непе­ре­вер­ну­тое отра­же­нье…
Так во спа­се­нье нам дает­ся
Фан­та­зии вто­рое зре­нье.

17 авгу­ста 1988

из раздела «Медитации»

дни ноября

«…Хоро­шо бы соба­ку купить».
Иван Бунин

В такие дни осо­бо ждут звон­ка,
И оди­но­че­ство ста­но­вит­ся понят­ней.
В такие дни что может быть занят­ней
Слю­ня­во­го лоба­сто­го щен­ка?

Его игры про­стой и бес­ша­баш­ной,
Его забот весе­лых и про­стых…
В такие дни берут все мыс­ли наши
Тяже­лые и гул­кие сти­хи.

Тре­вож­ный ритм око­вы­ва­ет мыс­ли
И направ­ле­нье выби­ра­ет он.
И это направ­ле­нье – сон,
В кото­ром небо низко-низко.

Вода стек­лян­ною кру­пой
Сечет стек­лян­ных окон лица…
И вот так хочет­ся молить­ся
Молит­вой груст­ной и про­стой.

В тот миг, как уста­ешь бро­дить
Неслыш­ной тенью по пусто­му дому…
В такие дни не сто­ит под­хо­дить
Ни к зер­ка­лу, ни к теле­фо­ну.

7 нояб­ря 1986

cтансы

Про­ле­тел и сло­мал свои кры­лья фев­раль,
И вес­на ост­ро­гру­дой сосуль­кой
Колет туск­лый вче­раш­ний фев­раль­ский хру­сталь,
Чер­тит рус­ла ручьев – оди­но­ко и гул­ко.

На замерз­шем стек­ле напи­шу свою грусть
Теп­лым паль­цем по бело­му бар­ха­ту.
Я вер­нусь, обя­за­тель­но ско­ро вер­нусь
В мир цве­точ­ных удуш­ли­вых запа­хов.

Мир вер­нет­ся ко мне – в суе­те, мае­те,
Преж­ней пес­ней, забы­ты­ми нота­ми.
И не скрыть­ся пронзительно-звонкой мечте
За таки­ми зем­ны­ми забо­та­ми.

фев­раль – июнь 1987

на озере

На озе­ре сты­нут вечер­ние тени.
Закат дого­ра­ет – широк.
И мелкие-мелкие волны-ступени
Выво­дят на мок­рый песок.

И здра­во­му смыс­лу так зяб­ко и зыб­ко,
Что веришь: наста­нет черед –
Уда­рит­ся в берег глу­пая рыб­ка
И ящер­кой попол­зет.

10 июля 1988

у моря

Как дышит­ся про­сто. Сирень раз­ли­та
По ска­лам, сту­пе­ням, пери­лам,
И явствен­но видит­ся тень мая­ка –
Гро­ма­дой над тем­ным зали­вом,

Когда пред­ве­чер­ний зага­доч­ный свет
На запад спол­за­ет улит­кой,
А серд­це сши­ва­ет послед­ний сонет
Доволь­но суро­вою нит­кой.

7 нояб­ря 1988

одиночество

Уны­лый и осен­ний дождь
За сте­на­ми почти не слы­шен,
Но кажет­ся, что шеп­чут кры­ши
Сакра­мен­таль­ное: «Не трожь!»

Часы уны­лое тик-так
Спле­та­ют выспрен­но и цеп­ко.
Ночь без луны. Закрыт кабак.
И ремон­ти­ру­ет­ся церк­ва.

8 – 9 июля 1988

дру­гие сти­хо­тво­ре­ния из кни­ги «Нарас­та­ю­щий итог» вы може­те про­чи­тать, ска­чав pdf-файл из раз­де­ла «Наши кни­ги»


Сер­гей Нико­ла­е­вич Хому­тов родил­ся в 1960 году, окон­чил Орен­бург­ский пед­ин­сти­тут, пре­по­да­вал, рабо­тал на теле­ка­на­лах «Реги­он», «РИАД-ТВ» и «ОРЕН-ТВ», в пресс-службах губер­на­то­ра и «Орен­бург­га­з­про­ма», был редак­то­ром газе­ты «Мос­ков­ский ком­со­мо­лец» в Орен­бур­ге». Член Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей. Печа­тал­ся в сам­из­да­тов­ских жур­на­лах, мест­ных газе­тах, аль­ма­на­хах «Баш­ня» и «Чаша кру­го­вая», жур­на­ле «Урал». В 1998 году издал под одной облож­кой четы­ре кни­ги сти­хов: «Вто­рое зре­ние», «Свет­лые пес­ни», «Арьер­гард», «Зим­няя раду­га», в 2003-м в серии «Авто­граф» вышла кни­га «При­вкус веч­но­сти», в 2006-м – повесть-сказку «В поис­ках Живой воды» (в соав­тор­стве с Вяче­сла­вом Мои­се­е­вым).

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы робот? *