Южный Урал. Фото Олега Грачева

[Not a valid template]

 

Фотограф Олег Грачев об ирреальном мире и неловкости снимать людей

Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 36 02/09/2015

35‐летие творческой деятельности отмечает в этом году соль‐илецкий фотограф‐пейзажист Олег Грачёв. Его имя известно в мировом фотоарте. В последние полгода его работы выставлялись в тридцати странах. Олег Витальевич рассказал корреспонденту «АиФ‐Оренбург» о своей тяге к искусству, о том, как рукоплещет мир и как обрёл свой выставочный зал.
Двадцать лет по району

АиФ Оренбург: Олег Витальевич, фотография — это увлечение или любимое дело, ставшее профессией?

Олег Грачев: С четвёртого класса у меня был фотоаппарат. Но меня интересовали живопись, графика. И еще не понимал, что фотография — это такое же искусство. А потом, когда увидел фотожурнал, понял, что так можно создавать художественные образы.

- А любовь к искусству откуда?

- Мой отец служил в Германии, и привёз оттуда чемодан. Изнутри он был обклеен репродукциями Дрезденской галереи. Мы, маленькие, очень любили их рассматривать. С юности я собирал альбомы и книги по искусству. А еще я очень хотел играть на скрипке, но в Соль‐Илецке никакой скрипки не было. Пытался играть на гитаре… Может, в другой жизни я буду гитаристом блюзовым. Если бы была возможность выбирать, я бы в одной жизни был бы художником, в другой путешественником, в третьей гитаристом, в четвертой, наверное, танцором.

- По сути, вы уже и художник, и путешественник, вы ведь даже член Русского географического общества.

- Ранее возможности путешествовать не было. Когда был учеником мастера в фотоателье комбината бытового обслуживания, мы ежедневно ездили по сёлам. Едут парикмахеры, закройщики, ремонт обуви и фотографы. Но это была хорошая школа. Когда началась массовая паспортизации, оказалось, что я один могу в любых условиях снять как нужно. Затем 10 лет фотокорреспондентом ездил по району, по району, по району…

- Тогда фотографировали природу?

- Появлялась свободная минутка, и я с фотоаппаратом гулял в окрестностях. Это даже необходимо мне. Если долго не гуляю по горам, мне уже не хорошо. Я там заряжаюсь.

- Не возникало желание переехать в Оренбург, где идет творческий процесс?

- Оренбург недалеко. Каждый понедельник на протяжении 10 лет ездил на заседания фотоклуба «Урал». Не сложно было общаться с оренбургскими фотографами, так же, как и сейчас. А еще говорят, где родился, там и пригодился. И я очень долгое время так думал. Сейчас немножко сомневаюсь.

- Не жалеете?

- Да нет, сейчас я не хочу в ту же Москву, она утомляет, я лучше бы уехал в деревню в Башкирию. Да и время доказало, что в маленьком городе можно участвовать в этом процессе.

- Действительно. Ваш снимок «маленького монаха» облетел всю планету, став финалистом конкурса «National Geographic».

- На самом деле, эта работа получила немало наград более значительных конкурсов. Их проводят под патронажем всемирно известных фотографические обществ Америки, Великобритании и Международной Федерация фотоискусства. Также не так давно прошёл портрет девушки из Соль‐Илецка «Майя». Она получила более десятка наград международных конкурсов.

Фотоэкстрим и эксперименты

- Вы пейзажист или снимаете и в других жанрах?

- Моя первая поездка была в 90‐х в Стамбул за гран‐при в областном конкурсе. Я полдня сидел в гостинице, не решаясь выйти и снимать людей. Потом все‐таки заставил себя. Вообще мне очень неловко вмешиваться в жизнь людей.

- Как вы путешествуете?

- У меня есть друг фотограф Юрий Пустовой. Он организовывает фототуры. Заранее едет, выбирает красивые места, вычисляет, в какое время лучше снимать.

- А нет ли в этом шаблонности?

- Каждый фотограф видит объект со своей стороны. Мы находимся в одном месте, но у нас разные снимки. Один снимает жучков, другой трещинки, а я люблю простор, ширь…

- В чём еще особенность работы фотохудожника?

- Когда все туристы в гостинице идут к десяти утра на завтрак, мы возвращаемся со съемок. Потому что самое интересное можно увидеть на рассвете. Также, если есть возможность вернуться, еду назад и снимаю иначе. К сожалению, нет своего транспорта, и приходится подстраиваться под единомышленников. Иногда работаю над одним снимком несколько лет или снимаю объект в разное время. Вообще у меня есть список из 100 мест Земли, где бы я хотел поработать. Бывает опасно, в Исландии меня во время съемок смыло волной в ледниковой лагуне, испортилась камера.

- Недавно в Оренбурге проходила выставка фотографий «Ирреальный мир», выполненных в технике инфракрасного излучения. Как еще вы экспериментируете?

- Однажды я увидел сканограммы — отсканированные предметы. Дома долго лежала живописная засушенная тыква. Подумал, как будет выглядеть объемный предмет на стекле сканера. Сделал сканы с разных сторон, и в «Фотошопе» создал композицию.

Студия на чердаке

- На что живет фотохудожник?

- У нас с женой уже давно небольшой фотоотдел, она внизу деньги зарабатывает, а я тут в облаках летаю. По сути своей, я студийный фотограф. Но так сложилось, что никогда не было нормальной возможности работать в ней. До сих пор мечтаю иметь большую настоящую студию. Когда город не мог найти места для выставочного зала и студии, хозяин торгового дома Олег ГРУШКО отдал мне целый чердак. Он же ранее и пустил наш магазинчик туда. Это про него писать надо. Я был уверен, что искусство интересно всем так же, как и мне. Оказалось, большинство считает иначе — посетителей мало.

С переездом на чердак и начался прорыв. У меня уже, по‐моему, 580 работ было принято на разные международные выставки, прошло 60 выставок в 30 странах. Через день приходят приглашения на международные фотоконкурсы. Это за полгода. За всю предыдущую жизнь такого не было.

Досье

Родился в 1959 году в Соль‐Илецке. Закончил учебно‐производственный комбинат в Оренбурге по направлению фотодела. Внештатный корреспондент газеты «Илецкая защита». Член Союза фотохудожников России. Почётный гражданин города. Участник более 300 международных фотовыставок.  Посмотреть фотографии Олега Грачева вы можете здесь.

Shares