Сегодня я дежурный (стихи для школьников)

 АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ 

а рифм этика

Рок — судь­ба. Судь­ба – моро­ка.
На уро­ке я сижу…
То, что я в пле­ну у рока,
Ясно в Афри­ке ежу.

Плюсы-минусы, таб­ли­цы,
Чис­ла, фор­му­лы столб­цом…
Вре­мя длит­ся, длит­ся, длит­ся
С непред­ви­ден­ным кон­цом.

Кор­ни, циф­ры, лога­риф­мы –
Всё сме­ша­лось у меня.
Лад­но, хоть, что сло­ву «РИФ­Мы»
АРИФ­Ме­ти­ка род­ня!

Про­зве­нит зво­нок с уро­ка –
Раз­дво­е­нию конец:
Допи­шу по воле рока
Сти­хо­твор­ных строк стол­бец!

заметка

Я хотел писать замет­ку
Про свою сосед­ку Свет­ку,
Толь­ко вспом­нил: у сосед­ки
Очень сла­бые отмет­ки.
Напи­шу, решил, про Маш­ку…
Чуть не сде­лал с ней про­маш­ку –
Ведь у этой самой Маш­ки
В пове­де­нии замаш­ки…

Взял в при­мер спортс­мен­ку Лен­ку,
Но и тут упёр­ся в стен­ку,
Пото­му что у спортс­мен­ки
Веч­но в сса­ди­нах колен­ки.

Может быть, про­сла­вить Коль­ку? –
Не полу­чит­ся, посколь­ку
За про­гул не дали Коль­ке
Неболь­шой в спек­так­ле роль­ки.

Что мне делать оста­ёт­ся?!.
Злую кри­ти­ку стер­пя,
Само­му писать при­дёт­ся
Про хоро­ше­го себя…

что я сделал?

Что же я тако­го сде­лал? –
На дос­ке два сло­ва мелом
Напи­сал: “Олег – дурак!”
А потом всё было так:
Не сдер­жал Олег оби­ду
И толк­нул сосед­ку Лиду.
Пова­ли­лась ваза с пол­ки –
Дзынь!
Посы­па­лись оскол­ки,
А водою в ран­це Нат­ки
Зато­пи­ло все тет­рад­ки –
Побе­жа­ла Нат­ка в горе
И столк­ну­лась в кори­до­ре
С тётей Машею-техничкой
С мок­рой гряз­ною тря­пич­кой,
Поле­те­ла та тря­пи­ца
(Это вам не с неба пти­ца)
По пря­мо­му век­то­ру
На костюм дирек­то­ру…
Торо­пил­ся тот в роно,
Рас­счи­тал он вре­мя, но…
Спеш­но выехал домой…
На доро­гах, Боже мой! –
Ой, какие проб­ки!
Хоро­шо, что за рулём
Чело­век нероб­кий:
Про­ско­чил на крас­ный свет –
Опро­ки­нул­ся в кювет:
Скре­жет, крик, сире­ны вой…
Кто винов­ник дра­мы той?!
А всего-то я и сде­лал:
Напи­сал два сло­ва мелом…

скрипка

Целый год я был оби­жен:
К Соко­ло­ву не при­бли­жен,
А без при­бли­же­ния
Жил без ува­же­ния:
Если хму­рил­ся Серё­га,
На меня гля­де­ли стро­го;
Улы­бал­ся он, и всех
Про­би­рал при­твор­ный смех…

Было мне не до улыб­ки
Перед кон­кур­сом по скрип­ке…
На рай­он­ном фести­ва­ле
Все в вос­тор­ге при­вста­ва­ли
В честь моей послуш­ной скрип­ки –
Спе­ла скрип­ка без ошиб­ки.

На меня Сер­гей оби­жен:
Те, кто был к нему при­бли­жен,
Норо­вят потро­гать скрип­ку,
Ждут в ответ мою улыб­ку –
Я сер­жусь: ко мне не лезть!
Нена­ви­жу ложь и лесть!

театральный этюд

У меня под носом пак­ля –
Это грим не для кра­сы,
А затем, что по спек­так­лю
У меня рас­тут усы.
Что­бы луч­ше вопло­тить­ся
В кавалере-«шизике»,
Я для тай­ных репе­ти­ций
«Испа­рял­ся» с физи­ки.
Утвер­жда­ясь в глав­ной роли,
Пости­гая роли соль,
Я неде­лю не был в шко­ле,
А зуб­рил смеш­ную роль.
…Боль­ше всех сме­ял­ся Вовка -
Знать, мне в поль­зу тре­ни­ров­ка!
Зна­чит, класс­ная игра?
Вовка бурк­нул мне:
– Мура…
Хоть на сцене ты и шутишь,
Я сме­ял­ся от тос­ки:
Пред­став­лял я, как ты будешь
Зав­тра пла­вать у дос­ки…

хотел я стать героем

Вот если б кто-нибудь тонул,
В огне б горел пожа­ра,
Я б сме­ло в озе­ро ныр­нул,
В огонь полез, пожа­луй…
У пере­хо­да я тор­чу,
И скуч­но так, и зяб­ко…
Идёт ста­руш­ка –
Я кри­чу:
– Иди ско­рее, баб­ка!
Она в ответ:
– Куда спе­шить?! –
Весь опыт мой бес­плод­ный…
С такой, попро­буй, совер­шить
Посту­пок бла­го­род­ный!

читака-рекордсмен

Есть рекорд! Ни циф­рой ниже!
Соиз­воль­те засчи­тать:
За неде­лю десять кни­жек
Обе­щаю про­чи­тать.

Спи­сок вот он – как на блю­де!
Прав­да, с кашей в голо­ве:
Всё сме­ша­лось – кони, люди,
Таран­тас на була­ве,
Без­го­ло­вый конь, а всад­ник
Под коня­гой пятит­ся
И шага­ют в дет­ский садик
Робин­зон и Пят­ни­ца…

Тиши­на в биб­лио­те­ке…
Я мол­чу, хоть очень горд.
Не мешай­те чело­ве­ку
Уста­нав­ли­вать рекорд…

ладно, о’ кэй  

– Лад­но, я пой­ти согла­сен
Вме­сте с клас­сом на хок­кей…
Мне в ответ кри­ча­ли в клас­се
Вме­сто «лад­но­го» – о’ кэй!

Билась «Лада» небы­ва­ло –
Насто­я­щая игра!
И дру­зья кри­ча­ли: «Вау!»
Вме­сто рус­ско­го «ура»…

Мы побе­де «Лады» рады,
Не обид­но за хок­кей,
Мы с тобой, Россия-«Лада» –
Лад­но, «Ладуш­ка»?!..
О’ кэй?..

когда не выучишь…

Когда не выучишь урок,
Дро­жишь от стра­ха, как сурок, -
Про­ва­лить­ся в пору
На уро­ке в нору!

Когда не выучишь урок,
То у дос­ки сто­ишь без ног,
Не дер­жат — как из ваты,
Как буд­то вино­ва­ты!

Когда не выучишь урок,
Шаг­нёшь из шко­лы за порог
И ждёшь голо­во­мой­ку
За леность и за двой­ку.

Когда не выучишь урок…

Ура! Я выучил! Я смог!

классный детектив

Я – люби­тель детек­ти­вов
И кру­тых бое­ви­ков,
Вижу, как ведёт про­тив­но
В шко­ле Вить­ка Беля­ков.
Он мол­чит, и это зна­чит,
Как рас­сла­бишь­ся, и вот
На виду дру­зей под­на­чит,
Или в спо­ре обве­дёт.
Помо­га­ет Лен­ке с Тань­кой
В клас­се ино­фор­ма­ти­ки –
Это пах­нет страш­ной тай­ной
В виде дипло­ма­тии.
На уро­ки – неиз­мен­но! –
Не опаз­ды­ва­ет он,
Не шалит на пере­ме­нах –
Сра­зу вид­но: он – шпи­он!

Миш­ка веж­лив и опря­тен,
А с дев­чон­ка­ми речист,
Био­гра­фия без пятен,
Вид­но, на руку не чист.
Подо­зри­тель­но акти­вен
Изо всех уче­ни­ков…

Детек­ти­вен, дефек­ти­вен
Класс­ный класс бое­ви­ков!

большая перемена

Одна­жды школь­ный кори­дор
Не огла­сил истош­ный ор
Во вре­мя пере­ме­ны,
Как рань­ше непре­мен­но.
Серёж­ка Пронин-вертопрах
Не делал стой­ку на руках,
Не пели с виз­гом Лен­ка
С Наташ­кой Кова­лен­ко,
И Лапин Вить­ка не кри­чал,
И Мить­ка Кадоч­кин мол­чал –
Такие пере­ме­ны
Во вре­мя пере­ме­ны!
Ото­ро­пел дежур­ный класс,
Но смысл ЧП открыл­ся:
Олег Дени­сов в пер­вый раз
(Ска­зал: «Навек!») влю­бил­ся…

опять сорок пять

Сви­сток судьи – начал­ся матч,
И я веду фут­боль­ный мяч
К воро­там для сра­же­ния…
Судье нисколь­ко не груб­лю
Все сорок пять минут люб­лю
Дер­жать себя в  дви­же­нии…
Два тай­ма про­ле­те­ли,
Как быст­рые газе­ли.

Я Нине Пав­ловне груб­лю
При пол­ном ува­же­нии:
Сидеть за пар­той не люб­лю
Мину­ты без дви­же­ния…
Жду не дождусь, когда прой­дут
Уро­ка сорок пять минут,
Когда б не тест кон­троль­ный,
Про­длил­ся тайм фут­боль­ный…

Одни и те ж мину­ты,
А как раз­нят­ся кру­то…

чудеса в десятом “А”

(Сти­хо­твор­ное пере­ло­же­ние сти­ли­сти­че­ских и фак­ти­че­ских «ляпов» в  школь­ных сочи­не­ни­ях).

В обыч­ный день в деся­том “А”
С обыч­ной про­це­ду­ры –
С про­вер­ки зна­ний начал­ся
Урок лите­ра­ту­ры…

И вдруг!
И вдруг Без­ухов Пьер,
Сой­дя с “Вой­ны и мира”,
Явил­ся в класс из-за пор­тьер,
При­вёл с собой Рад­ми­ра.
А тот устро­ил шум­ный бал,
Ста­рин­ный, насто­я­щий,
Где сме­лый Штир­лиц тан­це­вал
С ростов­скою Ната­шей.

Вва­лил­ся гор­дый бомж Чел­каш,
В одеж­дах рва­ных, ста­рых,
И то, что он рабо­чий, наш -
Был в рва­ных шаро­ва­рах.

Оне­гин Лари­ну заме­тил,
Когда она вхо­ди­ла в зал,
Женить­ся ей не обе­щал,
Лег­ко вра­ща­ясь в све­те,
Там Пуш­кин Лари­ну вра­щал…

В кру­гу дру­зей сре­ди повес
Был Пуш­кин всем при­ме­ром.
Дан­зас, когда стре­лял Дан­тес,
Стал их секун­до­ме­ром.

Ска­кал Гри­нёв во весь опор,
Пре­зрев тулуп казац­кий,
Кри­чал:
“Гони в аэро­порт!”
Ему вдо­гон­ку Чац­кий.
Гро­зил­ся Фаму­сов упечь
В село слу­жан­ку Лизу,
А Пуга­чев залез на печь,
На Русь взи­рая сни­зу.

При­шла ста­ру­ха Изер­гиль,
Гор­да, как Монте-Кристо,
Ста­ра, как высох­ший костыль,
Упря­мее тан­ки­ста.

Княж­на томи­лась в клет­ке,
А князь, вой­дя в жильё,
Под­вёл её к кушет­ке,
Усел­ся на неё.

При­знал­ся Лер­мон­тов неда­ром:
“Печо­рин – лиш­ний чело­век…”,
Ещё Арка­ди­ем Гай­да­ром
С любо­вью создан “Чук и Хек”…
При­дя домой, хва­ти­ло сил
Ува­жить мать гостин­цем…
Колумб Аме­ри­ку открыл,
Став пер­вым про­хо­дим­цем.

Под поезд Анну бро­сил рок,
Не выдер­жав изме­ну…

Но тут закон­чил­ся урок –
Зво­нок на пере­ме­ну…

отметки и таблетки

Папа болен, папа зол –
Дай­те папе вали­дол:
На Серё­жи­ны отмет­ки
Не посмот­ришь без таб­лет­ки…

картина для акробатов

Одна­жды в свою неболь­шую квар­ти­ру
Два бра­та купи­ли боль­шую кар­ти­ну.
В баге­то­вой раме на том полотне
Сидел пол­ко­во­дец на белом коне.
Пове­си­ли тот­час покуп­ку на стен­ку…
Но всад­ник сва­лил­ся, пора­нив колен­ку.
Коня­га бры­ка­лась о зем­лю спи­ной…
На бра­тьев наки­нул­ся с шаш­кой герой.
Он бра­тьев бра­нил, назы­вая вра­га­ми:
«За что вы пове­си­ли нас вверх нога­ми?!»
– Про­сти­те, коня­га, и друг бое­вой,
Но види­те: сами мы вниз голо­вой.
Нам тоже когда-то каза­лось него­же
Сто­ять и ходить, опро­ки­нув­ши рожи.
Но толь­ко сту­пи­ли ногой на манеж,
На нас закри­чал самый глав­ный главреж:
– Как сме­е­те вы, уми­рая от лени,
Ходить вниз нога­ми на нашей арене?!»
С тех пор не про­хо­дит и стыд наш, и страх,
А жить нам удоб­ней, дер­жась на руках…
… Когда попа­дё­те вы к бра­тьям в квар­ти­ру,
Ско­рее смот­ри­те боль­шую кар­ти­ну:
С хол­ста под­миг­нут вам и конь, и герой,
Но если вы вста­не­те вниз голо­вой…

товарищ Свист

Очень стро­гий, как началь­ник,
Засви­стел на кухне чай­ник:
Быст­ро плит­ку выклю­чай
И садись отве­дать чай.

Перед стан­ци­ей Берё­за
Через рель­сы путь закрыт,
И сви­сток элек­тро­во­за
Всем об этом гово­рит.

На три­бу­нах гул сплош­ной:
Фут­бо­лист сыг­рал рукой,
И зве­нит сви­сток судей­ский –
Назна­ча­ет­ся штраф­ной.

Пода­ри­ли мне сви­стуль­ку –
Рас­пе­ва­ет соло­вьём,
Целый день мы с нашей Юль­кой
Тре­ли слу­ша­ем вдво­ём.

Вот какой он раз­ный свист:
То началь­ник, то артист.
Пото­му и любим –
Он помощ­ник людям!

ролики

Глянь­те, братцы-кролики,
Я встаю на роли­ки –
Хоп! – шажок, вто­рой шажок,
Не дер­жи меня, дру­жок…

Пока­тил­ся под откос,
Хлоп! – финал ужа­сен:
Локоть вывих­нул и нос
До кро­ви рас­ква­сил…

Врач тол­ку­ет, как поёт:
– Всё до сва­дьбы зажи­вёт…
Научить­ся ско­ро
Надёж­нее с опо­рой…

чуткий тренер

На хок­кее
“Шай-бу!..
Шай-бу!..”
Зал кри­чал что было сил –
В пере­ры­вах попро­шай­кам
Тре­нер шай­бы раз­но­сил…

прозвенит звонок с урока…

Про­зве­нит зво­нок с уро­ка,
И вой­дёт в девя­тый скло­ка:
Отзы­ва­ет Оль­га Све­ту,
Сооб­ща­ет по сек­ре­ту
Про Ива­на и Пет­ра –
В ссо­ре, мол, они с утра.
Та в ответ, как буд­то к сло­ву,
Шеп­чет ей про Соко­ло­ву,
Мол, её армеец-брат
Полу­чил не зря наряд,
За наряд  при­няв наря­ды,
И чему-то очень рады.
Обе раду­ют­ся враз,
Что у нас недруж­ный класс,
Всё неми­ло, скуч­но в шко­ле
Для Свет­ла­ны и для Оли…
Начи­на­ет­ся урок  –
Пере­су­дам вышел срок!

эко-дозор…

Мы с Наташ­кой и Тре­з­ор –
Эко­ло­ги­че­ский дозор.
На пла­ка­те клич к наро­ду:
«Бере­ги, народ, при­ро­ду!».
Я при­бил к сосне пла­кат –
Даже пёс пла­ка­ту рад!
Подо­шёл к сосне лес­ни­чий,
Вырвал гвоздь он без при­ли­чий…
Как теперь народ при­влечь
Эко­ло­гию беречь?!

соседи

В клас­се за пар­той
С Анто­но­вой Мар­той
Меня поса­ди­ли с две­на­дца­ти лет,
В школь­ной сто­ло­вой
С Окса­ной Смыс­ло­вой
Рядом сажусь я все­гда за обед.

В стра­сти спор­тив­ной
В борь­бе кол­лек­тив­ной
Без Мишки-соседа никак мне нель­зя…
В шко­ле и дома
Мне это зна­ко­мо:
Всё ладит­ся, если сосе­ди – дру­зья!

Ближ­ние стра­ны
И оке­а­ны
Тоже сосед­ству­ют, с миром сколь­зя,
И во Все­лен­ной
Мир непре­мен­ный,
Если пла­не­ты – соседи-друзья…

почетный диплом

У меня в руках диплом
Отзы­ва­ет­ся теп­лом,
С над­пи­сью чёт­кой,
Что диплом – «Почёт­ный»,

А у дедуш­ки на стен­ке
Тоже гра­мо­ты висят,
В них высо­кие оцен­ки –
Их, навер­но, пять­де­сят.

Их вру­ча­ли за успе­хи
Шко­ла, клуб и инсти­тут,
В завод­ском вру­ча­ли цехе
За учё­бу и за труд.

При­не­су, и с дедом вме­сте
Этот пер­вый мой диплом
В дет­ской ком­на­те пове­сим
В новой рам­ке над сто­лом,

Что­бы видел, кто про­чтёт:
Это мне такой почёт!

двойка

Под огра­ду, там, где строй­ка,
Смя­тый лист из днев­ни­ка
С пожел­тев­шей крас­ной двой­кой
Чья-то бро­си­ла рука.

Подо­брал листок про­раб:
Чья отмет­ка быть мог­ла б?
Кто её швыр­нул сюда,
Что­бы скрыть­ся от сты­да?

Пря­ча горь­кую улыб­ку,
Вспом­нил про­шлое про­раб,
Как такую ж он ошиб­ку
Сде­лал в дет­стве, духом слаб.
А когда откры­лась тай­на,
Что, конеч­но, неслу­чай­но –
Ложь ничто не ута­ит! –
Мама пла­ка­ла навзрыд,

И от этих дав­них слёз
До сих пор в душе мороз!

потерялись…

Я не пла­чу, я не сла­бый…
В мага­зине «Дет­ский мир»
Поте­ря­лись мама с папой,
Вид­но, я их уто­мил.

Папа дер­жит­ся, а мама
Слё­зы льёт навер­ня­ка –
Даже папа, близ­кий самый,
Не заме­нит ей сын­ка.

У вит­ри­ны с кораб­ля­ми
Я от них отстал, и тут
Жду, когда най­дут­ся сами,
Или тут меня най­дут…

тетрадь

Я ищу тет­радь в порт­фе­ле…
Где ж она, на самом деле?!
Вот рогат­ка, вот фона­рик,
Ржа­вый гвоздь, бле­стя­щий шарик
И обёрт­ки от кон­фет,
А тет­ра­ди нет как нет…
Кто бы взял­ся помо­гать
Мне на место класть тет­радь?!

фотоэтюд

Пода­рил мне брат
Фото­ап­па­рат.
Целый день я щёл­кал
Всё, что видел в щёл­ку.
Про­яви­ли, а на плён­ке –
Непро­гляд­ные потём­ки.
Брат при­ду­мал, как помочь,
Под­пи­сал он сним­ки:
“Н о ч ь…”

телепаты

Объ­явил мне стар­ший брат :
– Я – вели­кий теле­пат:
Всё по теле­ви­зо­ру
Будет как по вызо­ву!
Так и есть –
Таких удач
Не зна­вал и маг-циркач:
Целый день мы ото­рвать­ся
Не мог­ли от пере­дач!
Так уста­ли – нету мочи!
Улег­лись в апа­тии,
Не мог­ли заснуть пол­но­чи
От этой теле­па­тии…

рисовали Саракташ

Объ­явил учи­тель наш:
Нари­су­ем Сарак­таш…
Что-то дол­го не рису­ет
Ниче­го мой каран­даш.
Не рису­ет­ся– и точ­ка!
Даже зло меня взя­ло:
Раз­ве может на листоч­ке
Уме­стить­ся всё село?!
Я в цве­точ­ках сде­лал раму,
Две берёз­ки – весь пей­заж.
Рядом с ними папа с мамой…
Под­пи­сал я: С а р а к т а ш…

Аксаково

Чудес­ный день в Акса­ко­ве…
По ули­це мы шли…
Сна­ча­ла дождь отска­ки­вал
От высох­шей зем­ли.
Как буд­то что-то вспом­ни­лось -
Всё замер­ло кру­гом,
Потом сверк­ну­ла мол­ния
И ахнул пер­вый гром.
И вдруг вода лави­ною
Сва­ли­лась на село!
Пяти минут не мину­ло,
И сде­ла­лось свет­ло
Роса спа­да­ла с ябло­нек,
А яблонь цвет алел…
— Гля­ди: цве­то­чек алень­кий…
Алё­ша обо­млел.

школьное новогодие

Ново­го­дие шко­ле в уго­ду
Наста­ёт в пер­вый день сен­тяб­ря -
Изве­ща­ет в любую пого­ду,
Коло­коль­цем серд­ца сереб­ря.

А ещё до Пет­ра (ведь не зря!)
Новый год начи­на­ла Рос­сия
Роман­тич­но, теп­ло и кра­си­во
Сот­ни лет в пер­вый день сен­тяб­ря.

Не жалея о фор­мах пет­ро­вых
И о нынеш­них – ста­рых и новых,
Исто­ри­че­ский опыт зуб­ря,

Отме­ча­ет Рос­сия по шко­лам
С настро­е­ни­ем грустно-весёлым
Новый год в пер­вый день сен­тяб­ря.

пригласили поэта…

При­гла­си­ли мы поэта –
Про кани­ку­лы и лето
Про­чи­тать сти­хи свои…
Он читал о солн­це в небе,
О дождях и спе­лом хле­бе,
Полу­ча­лось – о люб­ви…

О люб­ви к род­но­му дому,
К полю хлеб­но­му род­но­му,
И впер­вые, может быть,
Для себя мы так реши­ли,
Что пре­крас­но жить в Рос­сии,
Как свой дом, её любить…
17.03.11. Орен­бург.

ударенье в Ростошах

Уда­ре­нье — ода­ре­нье,
Рус­ской речи оза­ре­нье.
Напри­мер, у Ро’стоши
Уда­ре­нье рос­ко­ши,
А в удар­ном Росто­ши’
Уда­ре­нье от души,
А ска­жи: Росто’ши -
Скуч­но до пусто’ши.
От удар­ных Росто­шей
Быть улыб­ке до ушей!

был Пушкин прав…

Танеч­ке АНТОНОВОЙ

Был Пуш­кин прав …
Люб­ви покор­ный,
Сочи­нил я стих про­стор­ный –
Сам не свой ходил три дня…
Надо ж это­му слу­чить­ся,
Чтоб в отлич­ни­цу влю­бить­ся
Уго­раз­ди­ло меня!
Пере­дал я ей посла­нье
И опять, как в нака­за­нье,
В муках ждал ответ её…
На седь­мые сут­ки муки
Воз­вра­ти­ла лич­но в руки
Сочи­не­ние моё.
Воз­вра­ти­ла без улыб­ки,
Трид­цать три моих ошиб­ки
Обна­ру­жи­ла, не скрыв,
И вопро­сом (крас­ной тушью!)
“Это, кажет­ся, не Пуш­кин?”
Охла­ди­ла мой порыв.
Был Пуш­кин прав:
В одно мгно­ве­нье
Не создашь сти­хо­тво­ре­нья
Так, чтоб жил века, зве­ня…
Надо ж это­му слу­чить­ся,
Чтоб в отлич­ни­цу влю­бить­ся –
Уго­раз­ди­ло меня!

сегодня я дежурный…

Сего­дня я дежур­ный…
Я веж­ли­вый, куль­тур­ный.
Я у вхо­да в кори­дор
Пре­се­каю раз­го­вор,
Укро­щаю ребят­ню,
Пре­кра­щаю бегот­ню.
На меня, с повяз­кою,
Все гля­дят с опас­кою…
Вдруг Валер­ка из шесто­го
(Вид­но, дал кому-то сло­во!)
Одно­класс­ни­цам на страх,
Сде­лал стой­ку на руках
(Жаль, дежу­рю – все б вида­ли
И моё сальто-мортале).
А Валер­ку в тот же миг
Я схва­тил за ворот­ник.
Толь­ко сза­ди кто-то мне
Боль­но дви­нул по спине.
Я такое не стер­пел –
Бой на рав­ных заки­пел:
Борь­ка борет­ся с Серёж­кой –
Сбить ста­ра­ет­ся под­нож­кой,
Вить­ка Мить­ку при­да­вил,
Миш­ка Гриш­ку пова­лил…
Чьи-то лок­ти и колен­ки
Запле­та­ют­ся, сну­ют,
А меня при­жа­ли к стен­ке –
Раз­вер­нуть­ся не дают.
…Я стою с повяз­кою
И гля­жу с опас­кою…

музыкальный этюд

Аукаю,
Мяу­каю,
Гугу­каю,
Куку­каю,
Как дятел,
Стук да стук –
Пе-
ре-
сту-
ки-
ва-
ю…

не один…

Из дома вышел –
Нико­го!
Стою, и чуть не пла­чу…
Нет Вовки? –
Вывез­ли его
Навер­ня­ка на дачу…

С Ильёй поссо­ри­лись мы в дым,
Но я готов мирить­ся с ним…
Из дома со сле­за­ми
Он машет:
«Нака­за­ли!»…

При­шла бы Танька-егоза
Хотя бы на минут­ку,
Сер­дить про­зва­ни­ем «Коза»,
Не стал бы даже в шут­ку…

Ску­лит у ног моих щенок –
Долж­но быть, он без дома…
Когда ты очень оди­нок,
То рад все­му живо­му…

никто

При­шёл домой, открыл я дверь,
А дома – нико­го.
Выхо­дит, мне никто теперь,
Не ска­жет ниче­го.
На ящик бро­сил я паль­то,
Пове­сить про­сто лень,
И вижу: в ком­на­те Никто
Тор­чит себе, как пень.
– Ну что мол­чишь ты, как немой,
Ска­жи:
«Санёк, при­вет!».
Ведь я уже при­шёл домой –
Ско­рее грей обед.
Никто ничто не про­из­нёс
На репли­ку мою.
– Давай, Никто, тебе под нос
Я песен­ку спою:
«Траля-ля-ля, тра-ля-ля-ля…» –
Хорош ли голос мой?
Мол­чишь? Дошёл ты до нуля,
А я при­шёл домой…
Дверь откры­ва­ет­ся, скри­пя,
И голос мамин строг:
«Как отучить, сынок, тебя
Бро­сать паль­то у ног?!
Застря­ла в проб­ке, как на зло,
Сей­час пли­ту вклю­чу…»
Как звон­ко ста­ло и свет­ло!
– Мамуль, при­вет! – кри­чу…
Я всё испол­ню, как велишь,
Но уж теперь зато
Полу­чишь ты здо­ро­вый шиш,
Нелас­ко­вый Никто!


Алек­сандр Дмит­ри­е­вич Сте­па­нов родил­ся 7 июня 1941 года в селе Воль­ная Солян­ка Кинель-Черкасского рай­о­на Куй­бы­шев­ской (ныне – Самар­ской) обла­сти. В 1961 году, окон­чив Куй­бы­шев­ское педа­го­ги­че­ское учи­ли­ще, неко­то­рое вре­мя рабо­тал дирек­то­ром Больше-Черниговского рай­он­но­го дома пио­не­ров той же обла­сти, по сов­ме­ще­нию пре­по­да­вал рус­ский язык и лите­ра­ту­ру в вечер­ней шко­ле. Затем слу­жил в армии, где в 1962 году соб­ствен­но и нача­лась осо­знан­ная лите­ра­тур­ная рабо­та. Под­бор­ка армей­ских сти­хов была опуб­ли­ко­ва­на в казах­стан­ском рес­пуб­ли­кан­ском жур­на­ле «Про­стор» (№6 июнь 1965 г.). А в 1988 году, живя в отде­лён­ной от союз­ных рес­пуб­лик Рос­сии, в селе Крас­ный Яр Самар­ской обла­сти, полу­чил тре­тью пре­мию в кон­кур­се одно­го сти­хо­тво­ре­ния того же казах­стан­ско­го жур­на­ла. 
После армии А. Сте­па­нов заоч­но закон­чил факуль­тет жур­на­ли­сти­ки Казан­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, рабо­тал редак­то­ром пест­рав­ской рай­он­ной газе­ты, соб­ствен­ным кор­ре­спон­ден­том по Бугу­рус­ла­ну област­ной газе­ты «Южный Урал» в Орен­бур­жье. Там же, в Бугу­рус­лан­ском теат­ре дра­мы им. Н.В. Гого­ля в сезоне 1983–84 годов был постав­лен спек­такль «Алень­кий цве­то­чек» по его ори­ги­наль­ной инсце­ни­ров­ке сказ­ки писателя-земляка С.Т. Акса­ко­ва. После пере­ез­да в город Тольят­ти рабо­тал заме­сти­те­лем редак­то­ра город­ской газе­ты «Пло­щадь Сво­бо­ды». 
Он – лау­ре­ат пре­мии Сою­за жур­на­ли­стов СССР 1976 года.Член Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей и Това­ри­ще­ства дет­ских и юно­ше­ских писа­те­лей Сою­за писа­те­лей Рос­сии, заслу­жен­ный работ­ник куль­ту­ры РФ. Изда­но 10 автор­ских сбор­ни­ков сти­хов, про­зы и очер­ков, мно­го пуб­ли­ка­ций в жур­на­лах и кол­лек­тив­ных сбор­ни­ках Рос­сии и зару­бе­жья. 
В Самар­ской обла­сти Сте­па­нов удо­сто­ен лите­ра­тур­ной пре­мии за сбор­ник дет­ских сти­хов «Я живу в Солян­ке Воль­ной…» и вто­ро­го места в Меж­ду­на­род­ном кон­кур­се дет­ской и юно­ше­ской лите­ра­ту­ры им. А.Н. Тол­сто­го в номи­на­ции «Кни­ги пат­ри­о­ти­че­ских сти­хо­тво­ре­ний для детей и юно­ше­ства» по ито­гам 2005 года и бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Филан­троп» — 2010 г. Сего­дня писа­тель про­жи­ва­ет в горо­де Орен­бур­ге. Элек­трон­ный адрес авто­ра: E-mail: sad41@rambler.ru

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы робот? *