Прожектор (мартовские тезисы)

 АНДРЕЙ ЮРЬЕВ 

 В НАСТОЯЩЕЕ вре­мя роль редак­то­ра пери­о­ди­че­ских лите­ра­тур­ных изда­ний (если счи­тать и еже­год­ные сбор­ни­ки раз­но­жан­ро­вых про­из­ве­де­ний) в упро­ще­нии сво­дит­ся к при­да­нию, если необ­хо­ди­мо, посту­пив­ше­му в изда­тель­ство про­из­ве­де­нию сти­ли­сти­че­ской цель­но­сти, выве­рен­но­сти. Это программа-максимум того, что тре­бу­ет­ся от изда­те­ля. За эсте­ти­че­скую цен­ность мате­ри­а­ла отве­ча­ет и сам автор, от редак­то­ра он ожи­да­ет, что его поме­стят в чет­ко очер­чен­ную нишу (раз­дел, руб­ри­ку) с направ­ле­ни­ем, опре­де­лен­ным редакционно-издательской поли­ти­кой, или же под лозунг, соот­вет­ству­ю­щий его твор­че­ско­му кре­до, и создан­ный «спе­ци­аль­но для него, непо­вто­ри­мо­го и непре­взой­ден­но­го» J Вре­ме­на, когда редак­ти­ро­ва­ние вклю­ча­ло в себя допи­сы­ва­ние или пере­пи­сы­ва­ние отдель­ных пред­ло­же­ний или пери­о­дов, ста­ли немно­го под­за­бы­вать – авто­ров, пря­мо гово­ря, столь­ко, что их тво­ре­ния не успе­ва­ют про­чи­ты­вать даже на эта­пе отбо­ра.

Мы живем в эпо­ху сво­бод­но­го само­вы­ра­же­ния, когда про­фа­ны сочи­ня­ют сти­хи «по выход­ным», но наде­ют­ся, что им вру­чен Божий Дар и он будет оце­нен имен­но как печать выс­ших сил J «При­шед­шую» стро­ку или стро­фу запи­сы­ва­ют пря­мо на смарт­фон или план­шет, и позд­нее редак­то­ру при­хо­дит­ся рабо­тать с текстами-скороспелками, посколь­ку навы­ки само­кри­ти­ки и вооб­ще кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния сей­час мало кем раз­ви­ва­ют­ся и куль­ти­ви­ру­ют­ся – вре­мя сло­га­на, выкри­ка.

В этих усло­ви­ях редак­то­ру по программе-минимум необ­хо­ди­мо чет­ко опре­де­лять цен­ност­ные кон­струк­ты про­из­ве­де­ния, рома­на ли, про­сто­го ли чет­ве­ро­сти­шия, вме­ща­ю­ще­го в себя порой без­дны смыс­ла, а порой пафос­ный пшик. И вот в этом ему на помощь долж­ны прий­ти… нет, не цен­зо­ры, но кри­ти­ки, куль­ту­ро­ло­ги, спо­соб­ные опре­де­лить зна­чи­мость про­из­ве­де­ния для тех или иных, так ска­жем, цен­ност­ных групп. Любо­му про­из­ве­де­нию из тех, что пре­тен­ду­ют на гос­под­держ­ку изда­ния, или на поль­зо­ва­ние ресур­са­ми про­фес­си­о­наль­ных твор­че­ских объ­еди­не­ний, необ­хо­дим рецен­зент. Я не хочу зано­во изоб­ре­тать вело­си­пед – я хочу ска­зать о том, что авто­ру литературно-художественного про­из­ве­де­ния, жела­ю­ще­му полу­чить бюд­жет­ные день­ги, необ­хо­ди­мо встра­и­вать­ся в систе­ма­ти­че­скую рабо­ту про­фес­си­о­наль­ных лите­ра­тур­ных орга­ни­за­ций. И вот здесь пре­дви­жу гнев­ные выкри­ки: «Опять Бер­ли­оз?»…

***

Мне кажет­ся – и, воз­мож­но, толь­ко кажет­ся, — что никто еще не при­нес боль­ше­го вре­да совре­мен­ной лите­ра­ту­ре, чем Бул­га­ков со сво­им Масте­ром. Высме­и­ва­ние всей лите­ра­тур­ной иерар­хии Учи­те­лей и Уче­ни­ков (если и Апо­сто­лам доста­лось, то что уж!), начи­на­ю­щих и мэтров, авто­ри­те­тов и после­до­ва­те­лей, оха­и­ва­ние систе­мы мате­ри­аль­ной под­держ­ки пред­ста­ви­те­лей лите­ра­тур­но­го тру­да сде­ла­ло свое дело – сего­дня основ­ная мас­са чита­те­лей, не вполне иску­шен­ных в вопро­сах орга­ни­за­ции изда­ния, уве­ре­на, что если ты под­дер­жи­ва­ешь какой-либо Союз, то это так, «оче­ред­ной Мас­со­лит», «истин­ные талан­ты все­гда идут путем оди­но­че­ства». На деле такие Масте­ра ока­зы­ва­ют­ся чаще все­го «геро­я­ми одно­го рас­ска­за», вне­зап­но при­шед­ши­ми и так же неот­вра­ти­мо про­сле­до­вав­ши­ми в туман, в без­ве­стие.

Ну посу­ди­те сами, где был бы Есе­нин, не пошед­ший по при­ез­де в сто­ли­цу пока­зать­ся звез­дам того (да и до сих пор сия­ю­щим звез­дам) вре­ме­ни в «лите­ра­тур­ные гости­ные» и сало­ны? Где он был бы без монар­шей мило­сти? А ведь сия­ла его звез­да и после Октяб­ря бла­го­да­ря кад­ро­вым сотруд­ни­кам госу­дар­ствен­ных орга­нов! А Горь­кий? А Пла­то­нов? Или они уже раз­вен­ча­ны из гени­ев?

Поме­ша­ла Гёте служ­ба госу­дар­ствен­ным совет­ни­ком?

Сло­ма­ла раз­ве Гер­ма­на Гес­се рабо­та в ЮНЕСКО?

Не там Аннуш­ка мас­ло про­ли­ла, не там!

 

***

Вот в свя­зи с этим сум­бу­ром, изви­ни­те, идей, необ­хо­ди­мо заявить – дол­жен быть опре­де­лен ста­тус твор­че­ско­го работ­ни­ка, лите­ра­тур­но­го сотруд­ни­ка, если хоти­те. Ими вполне могут ста­но­вить­ся актив­ные участ­ни­ки про­фес­си­о­наль­ных твор­че­ских объ­еди­не­ний, про­шед­ших аккре­ди­та­цию при Мини­стер­стве Куль­ту­ры Рос­сии и/или област­ных, рес­пуб­ли­кан­ских мини­стер­ствах. Дока­зал Союз рос­сий­ских писа­те­лей (не имею ниче­го про­тив того, что­бы это был и Союз писа­те­лей Рос­сии) свою состо­я­тель­ность каче­ством и коли­че­ством пуб­ли­ка­ций сво­их пред­ста­ви­те­лей – полу­чи­те воз­мож­ность оце­ни­вать про­ф­при­год­ность стре­мя­щих­ся попасть в ваши ряды. Полу­чив­ший обра­зо­ва­ние в Лите­ра­тур­ном инсти­ту­те или соот­вет­ству­ю­щих реги­о­наль­ных учеб­ных учре­жде­ни­ях – еще не вполне лите­ра­тор, к тому же не может он быть «яко один во поле» — уже пер­вы­ми сво­и­ми про­из­ве­де­ни­я­ми обри­со­вы­ва­ет если не сосло­вие наре­чия, про­сти­те за калам­бур, то намет­ки цен­ност­ной груп­пы, для кото­рой пишет, и, соот­вет­ствен­но, и чер­ты убеж­де­ний, соот­вет­ству­ю­щих целям и зада­чам того или ино­го Сою­за, Ассо­ци­а­ции, Фору­ма. Мне ли не про­слав­лять лич­ную соб­ствен­ность, лич­ност­ную осо­бен­ность! – но мне оче­вид­но, что вне сво­е­го соци­у­ма Тво­рец не рас­тет.

 

***

Лите­ра­тур­ная инфра­струк­ту­ра долж­на выстра­и­вать­ся вокруг полу­чив­ше­го свои пра­ва и обя­зан­но­сти лите­ра­тур­но­го сотруд­ни­ка – сто­ит ли отме­тать инсти­тут лите­ра­тур­ных аген­тов, рабо­та­ю­щих при изда­тель­ствах и, допу­стим, обла­да­ю­щих пол­но­мо­чи­я­ми чле­на твор­че­ской орга­ни­за­ции? Про­бле­ма­тич­но, по нашей задум­ке, гра­фо­ма­ну полу­чить ста­тус заслу­жи­ва­ю­ще­го гос­под­держ­ки, а нала­дить кон­так­ты посред­ни­ку меж­ду пишу­щим и пуб­ли­ку­ю­щим – да брось­те, пол­стра­ны заня­то пря­мы­ми про­да­жа­ми и реклам­ным менедж­мен­том! Есте­ствен­но, про­цесс дол­жен быть сба­лан­си­ро­ван, гар­мо­ни­зи­ро­ван в плане уста­нов­ле­ния вза­и­мо­от­но­ше­ний с рецен­зен­та­ми, напря­мую вли­я­ю­щи­ми на пред­став­ле­ние авто­ра буду­щим чита­те­лям.

Кто меша­ет начи­нать тот или иной куль­тур­ный про­ект, о кото­рых, впро­чем, с недо­воль­ством отзы­ва­ют­ся неко­то­рые весь­ма заме­ча­тель­но пишу­щие лич­но­сти? Есть риск впасть в кам­па­ней­щи­ну, да, но госу­дар­ство, выде­ля­ю­щее бюд­жет­ные сред­ства на изда­тель­ские меро­при­я­тия, рис­ку­ет не мень­ше – полу­чить мало- или никем не чита­е­мые набо­ры слов (что пред­став­ля­ет­ся, одна­ко, невоз­мож­ным после полу­че­ния каким-либо проф­со­ю­зом аккре­ди­та­ции).

Каж­дый реги­он Рос­сии раз­ви­ва­ет­ся в том чис­ле и в соб­ствен­ном куль­тур­ном поле, опре­де­ля­е­мом его мест­ны­ми сози­да­те­ля­ми. Вли­я­ние друг на дру­га пред­ста­ви­те­лей твор­че­ской интел­ли­ген­ции доволь­но зна­чи­мо, и эле­мен­тар­но логич­но под­дер­жи­вать авто­ров на местах – кто зна­ет, какой интел­лек­ту­аль­ный и духов­ный фон создаст вот этот поэт, и на какие свер­ше­ния его тру­ды подвиг­нут Луч­ше­го Учи­те­ля? А Иссле­до­ва­те­ля Неве­ро­ят­но­го? А Поклон­ни­ка Выс­ше­го? Все мы испол­ня­ем в обще­стве роль, и деко­ра­ции это­го спек­так­ля, осве­ще­ние, озвуч­ка – наша повсе­днев­ная куль­ту­ра бытия.

Куль­ту­ра, сфор­ми­ро­ван­ная Искус­ством.

Искус­ством, цен­ность кото­ро­го опре­де­ля­ет­ся сооб­ще­ством твор­че­ских Лич­но­стей.

9 мар­та 2017 года


ЮРЬЕВ Андрей Ген­на­дье­вич родил­ся в 1974 году в Печо­ре (Рес­пуб­ли­ка Коми), в 1996 году окон­чил элек­тро­тех­ни­че­ский факуль­тет Орен­бург­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, рабо­тал дизайнером-верстальщиком в орен­бург­ских газе­тах и в Фон­де Эффек­тив­ной Поли­ти­ки (Москва).
С 1993 по 1995 год – вока­лист и автор тек­стов песен груп­пы «Лич­ная Соб­ствен­ность». Лау­ре­ат спе­ци­аль­но­го дипло­ма «За фило­со­физм лири­ки» област­но­го поэ­ти­че­ско­го кон­кур­са «Яиц­кий Мост – 96». Повесть «Те, Кого Ждут» вошла в сбор­ник «Про­за – то, чем мы гово­рим» (Сара­тов, 2000), пуб­ли­ка­ции в газе­те «Орен­бур­жье» и аль­ма­на­хах «Баш­ня», «Гости­ный двор». Побе­ди­тель кон­кур­са «Орен­бург­ский край — XXI век» в номи­на­ции «Авто­граф» в 2014 году, при­зом ста­ло изда­ние отдель­ной книж­кой пове­сти «Юрки­ны беды».

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.