Литература масок и литература познания

 АНДРЕЙ ЮРЬЕВ 

Итак, встал вопрос о воз­рож­де­нии роли редак­то­ра в про­стран­стве лите­ра­ту­ры. Мне кажет­ся, этот про­цесс надо рас­смат­ри­вать более пол­но, как необ­хо­ди­мость сти­ли­сти­че­ской кор­рек­ти­ров­ки в том чис­ле и про­дук­ции интернет-изданий – лите­ра­тур­ных сай­тов уже мно­же­ство, а вот каче­ство пред­став­лен­ных на них тек­стов порой остав­ля­ет желать луч­ше­го. Заду­мав­шись о жела­тель­но­сти при­об­ре­те­ния допол­ни­тель­ных про­грамм и моду­лей, поз­во­ля­ю­щих тща­тель­нее рабо­тать над прав­кой тек­стов, при­шел, нако­нец, к ниже выпи­сан­ным иде­ям…

МНОГО и раз­ны­ми пер­со­на­жа­ми куль­тур­но­го поля гово­рит­ся о необ­хо­ди­мо­сти воз­рож­де­ния лите­ра­ту­ро­цен­трич­но­сти Рос­сии, о гибель­но­сти про­цес­са либе­ра­ли­за­ции лите­ра­ту­ры, осно­вы куль­ту­ры стра­ны. Что же не так, поче­му на финан­си­ро­ва­ние спор­тив­ных чем­пи­о­на­тов тра­тит­ся боль­ше, чем на изда­ние про­из­ве­де­ний моло­дых талан­тов и состо­яв­ших­ся масте­ров сло­ва?

При­шлось услы­шать от чело­ве­ка с обра­зо­ва­ни­ем и огром­ным опы­том рабо­ты эко­но­ми­ста: «Вон на Запа­де един­ствен­ная мера цен­но­сти про­из­ве­де­ния – дол­лар. Инте­рес­нее текст – боль­ше поку­па­те­лей, наи­бо­лее каче­ствен­ное про­из­ве­де­ние ста­но­вит­ся бест­сел­ле­ром и само себя про­да­ет, само себя оку­па­ет». Вот тут и начи­на­ет­ся спор о про­бле­ма­ти­ке состо­я­тель­но­сти тек­ста.

Всем извест­но, что зару­беж­ная лите­ра­ту­ра делит­ся на 2 кате­го­рии – fiction и non-fiction, то есть «лите­ра­ту­ра вооб­ра­же­ния, вымыс­ла» и, фак­ти­че­ски, доку­мен­таль­ная, пуб­ли­ци­сти­че­ская, «лите­ра­ту­ра невы­ду­ман­но­го». Таким обра­зом, в один ряд попа­да­ют рома­ны о про­бле­мах вза­и­мо­от­но­ше­ний эль­фов и о взрос­ле­нии под­рост­ков, о при­клю­че­ни­ях аген­та ноль-ноль-шешнадцать и исто­рии осво­бож­де­ния сол­да­та, ока­зав­ше­го­ся в пле­ну у гит­ле­ров­цев. Зару­бе­жье не зна­ет деле­ния на «ком­мер­че­скую лите­ра­ту­ру» и «высо­кое искус­ство», в их мире куль­ту­ра моне­ти­зи­ро­ва­на и опре­де­ле­на как инду­стрия раз­вле­че­ний (так это видит­ся с наше­го бере­га).

Фэн­те­зи, фан­та­сти­ка, детек­ти­вы, при­клю­че­ния постав­ле­ны в один ряд с лите­ра­ту­рой о про­бле­мах духов­но­го роста, ста­нов­ле­ния миро­воз­зре­ния, фор­ми­ро­ва­ния само­со­зна­ния. Ска­жем нако­нец одно­знач­но – для Рос­сии это непри­ем­ле­мо!

В рос­сий­ском куль­тур­ном поле уже сами­ми авто­ра­ми их про­из­ве­де­ния неглас­но и не вполне осо­знан­но, надо уточ­нить, делят­ся на ком­мер­че­ские и неком­мер­че­ские. Одна­ко соот­вет­ству­ет ли это деле­ние дей­стви­тель­но­му поло­же­нию дел? Не будет ли бли­же к истине деле­ние на «лите­ра­ту­ру раз­вле­че­ния» и «серьез­ную»? В самом деле, мож­но до хри­по­ты дока­зы­вать, что детек­ти­вы, напри­мер – это низ­кий жанр, но! Что писал Федор Михай­ло­вич? «Пре­ступ­ле­ние и нака­за­ние» — не пси­хо­ло­ги­че­ский ли детек­тив? «Бра­тья Кара­ма­зо­вы» — не детек­тив ли, толь­ко выс­шей про­бы? Так чем серьез­ная лите­ра­ту­ра отли­ча­ет­ся от раз­вле­ка­тель­ной?

Тем, что она зани­ма­ет­ся сози­да­ни­ем, «декла­ра­ци­ей» (объ­яв­ле­ни­ем) и утвер­жде­ни­ем цен­но­стей. Луч­шие образ­цы рома­нов, пове­стей, рас­ска­зов – лите­ра­ту­ра цен­ност­ная, лите­ра­ту­ра «ори­ен­та­ции». Лите­ра­ту­ра о ста­нов­ле­нии миро­воз­зре­ния и его отста­и­ва­нии, заяв­ле­ние пра­ва на суще­ство­ва­ние и дока­за­тель­ство жиз­не­стой­ко­сти ком­плек­са идей.

В мно­го­на­ци­о­наль­ной, мно­го­кон­фес­си­о­наль­ной, муль­ти­куль­тур­ной стране такая лите­ра­ту­ра и есть стер­жень духов­ной и интел­лек­ту­аль­ной жиз­ни. Давай­те заявим ясно – такое искус­ство не может быть ком­мер­че­ски само­оку­па­е­мым вви­ду совре­мен­но­го состо­я­ния медиа­про­стран­ства.

 

***

Основ­ная мас­са потре­би­те­лей про­дук­тов сло­вес­но­го твор­че­ства за кни­ги (и за «интер­ак­тив­ные кни­ги» — роле­вые, сюжет­ные игры) не пла­тит, кача­ет из сети. В прин­ци­пе, любой может из дома не через ста­ци­о­нар­ный ком­пью­тер или ноут­бук, так через смарт­фон или план­шет (а я и сам поста­рал­ся раз­вить сайт в этом направ­ле­нии) зай­ти в одну из мно­же­ства элек­трон­ных биб­лио­тек и открыть какой угод­но текст, не вста­вая с дива­на. Такое поло­же­ние дел вынуж­да­ет зако­но­да­те­лей пере­смот­реть осно­вы фор­ми­ро­ва­ния автор­ско­го пра­ва в циф­ро­вую эпо­ху, но в пра­ве ли про­бле­ма?

Писателям-интеллектуалам, писателям-созидателям-ценностей баналь­но нечем себя кор­мить при актив­ной жиз­ни в лите­ра­тур­ной все­лен­ной. Выбор, писать или зара­ба­ты­вать себе на мини­маль­ный про­дук­то­вый набор, лома­ет судь­бы и лиша­ет нас «сло­вес­ных брил­ли­ан­тов». Писа­тель, лите­ра­тор – есть вооб­ще такие про­фес­сии?

Нет.

Про­фес­си­о­наль­ные твор­че­ские сою­зы есть. Про­фес­сии – нет.

Под­ня­лись голо­са «за вос­ста­нов­ле­ние госу­дар­ствен­ной идео­ло­гии». Не надо госу­дар­ству искус­ствен­но созда­вать систе­му миро­воз­зрен­че­ских цен­но­стей – в рос­сий­ском мно­го­цве­тии идей оно, мно­го­об­ра­зие цве­тов куль­тур­но­го поля – само идео­ло­гия. Заго­нять чело­ве­че­ство к сча­стью желез­ной рукой нет нуж­ды. Хоро­шее про­из­ве­де­ние само моти­ви­ру­ет чита­те­ля про­смот­реть зано­во свою жизнь, что-то закре­пить в памя­ти, что-то вытрях­нуть как обвет­ша­лое и гото­вое рух­нуть.

И – уяс­нить раз и навсе­гда.

Есть лите­ра­ту­ра раз­вле­че­ния и есть лите­ра­ту­ра позна­ния.

Лице­деи и сози­да­те­ли масок про­кор­мят себя сами.

Сози­да­те­ли сло­вес­ных созвез­дий долж­ны быть под­дер­жа­ны.

8–9 мар­та 2017 года


ЮРЬЕВ Андрей Ген­на­дье­вич родил­ся в 1974 году в Печо­ре (Рес­пуб­ли­ка Коми), в 1996 году окон­чил элек­тро­тех­ни­че­ский факуль­тет Орен­бург­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, рабо­тал дизайнером-верстальщиком в орен­бург­ских газе­тах и в Фон­де Эффек­тив­ной Поли­ти­ки (Москва).
С 1993 по 1995 год – вока­лист и автор тек­стов песен груп­пы «Лич­ная Соб­ствен­ность». Лау­ре­ат спе­ци­аль­но­го дипло­ма «За фило­со­физм лири­ки» област­но­го поэ­ти­че­ско­го кон­кур­са «Яиц­кий Мост – 96». Повесть «Те, Кого Ждут» вошла в сбор­ник «Про­за – то, чем мы гово­рим» (Сара­тов, 2000), пуб­ли­ка­ции в газе­те «Орен­бур­жье» и аль­ма­на­хах «Баш­ня», «Гости­ный двор». Побе­ди­тель кон­кур­са «Орен­бург­ский край — XXI век» в номи­на­ции «Авто­граф» в 2014 году, при­зом ста­ло изда­ние отдель­ной книж­кой пове­сти «Юрки­ны беды».

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.