Стихи для детей

 ВАЛЕРИЙ ЛЕВАНОВСКИЙ 

здравствуйте, дети!

– Здрав­ствуй­те, дети! –
Учи­тель ска­зал.
– Здрав­ствуй­те, тетя! –
И Вася ска­зал.

– Здрав­ствуй, малыш,
Ну, и как тебя звать?
– Васею Прош­ки­ным
Име­но­вать.

– Очень при­ят­но.
А я – Нурия.
Но – Тазет­ди­нов­на.
Взрос­лая я.

– Вижу, что взрос­лая…
Но как понять,
Что непо­нят­но тебя
Как-то звать?

– Очень понят­но.
Ты рус­ский?
– Морд­вин.
А я – татар­ка,
Отец – Тазет­дин.

Вот пото­му
Тазет­ди­нов­на я.
Отче­ство это.
А звать – Нурия.

– Очень при­ят­но! –
Отве­тил малыш. –
И все понят­но.
Ты –  умная,
Слышь?

соседи

С дев­чон­кой меня
Поса­ди­ли за пар­ту.
Она улыб­ну­лась:
– Зови меня – Мар­та.

И я улыб­нул­ся:
– Ты, что ли – Вось­мое?
Она засме­я­лась:
– Нет, имя такое!

И я засме­ял­ся:
– А я – Васи­лёк.
Но толь­ко не тот,
Что на поле цве­ток…

Мы дол­го еще
Друг над дру­гом сме­я­лись,
Но очень доволь­ны
Друг дру­гом оста­лись!

 будь здоров!

Физ­ми­нут­ка, физ­ми­нут­ка –
Под­ни­май­ся, друж­ный класс!
Физ­ми­нут­ка, физ­ми­нут­ка –
Мы сей­час пока­жем класс!

И дев­чон­ки, и маль­чиш­ки,
Мы рез­вим­ся от души:
Эти ска­чут, как зай­чиш­ки,
Эти вьют­ся, как ужи.

– Кря-кря-кря! – кри­чим, как утки.
– Му-у-у! – мычим, как сто коров.
Физ­ми­нут­ка вам не шут­ка,
А раз­мин­ка – будь здо­ров!

Иванов и Петров

Ива­нов решил зада­чу,
И Пет­ров решил зада­чу.

Ива­нов решил при­мер,
И Пет­ров решил при­мер.

Ива­нов про­чел сти­шок,
А Пет­ров про­честь не смог,

Пото­му что наш Пет­ров
Толь­ко спи­сы­вать здо­ров.

цирковая собачка

Одна­жды реши­ла задач­ку
Одна цир­ко­вая собач­ка.
А люди ска­за­ли: – Невер­но!
Учи­лась, навер­ное, сквер­но…

Но тут дрес­си­ров­щик заме­тил:
– Да где же ошиб­ка в отве­те?!  –
Ведь три минус два –  два и будет…
Всё ясно! – Вос­клик­ну­ли люди.

в лесной школе

Зве­ри в шко­лу при­хо­ди­ли
И с собою при­но­си­ли:
Ёжик – иглы для тру­да
(Иглы тут нуж­ны все­гда!);
Бел­ка – кисть для рисо­ва­нья
(Ей спа­си­бо за ста­ра­нье!);
Гусь – гуси­ное перо
(Без пера писать хит­ро!);
Лишь зай­чи­ка так при­шел…
Но и это хоро­шо.

переменка

Мура­вей на пере­ме­ну
В шко­лу шум­ную зашел
И застыл от изум­ле­нья,
Пере­ме­ной пора­жен….

– Мура­вей, ска­жи хоть сло­во!
Мура­вей вос­клик­нул: — Да-а-а..,
Мура­вей­ни­ка тако­го
Я не видел ни-ко-гда!

 футбол

Если мячик
Волей­боль­ный,
Мы игра­ем
В волей­бол.

Если мячик
Бас­кет­боль­ный,
Мы игра­ем
В бас­кет­бол.

А в фут­бол?
В фут­бол годит­ся
Вся­кий мячик –
Был бы  го-о-л!!!

попало-перепало

Толь­ка на сту­ле
Качал­ся, качал­ся –
Стул ско­со­бо­чил­ся
И поло­мал­ся.

Коль­ка на сту­ле
Кру­тил­ся, кру­тил­ся –
Стул рас­ко­ря­чил­ся
И раз­ва­лил­ся.

Толь­ке попа­ло
И Коль­ке попа­ло…

Им-то попа­ло,
А мне пере­па­ло
И за дру­зей,
И идти за гвоз­дя­ми,
И помо­гать
Сту­лья сби­вать
Маме.

две руки

Две руки и пила –
Пили­ли.

Две руки и топор –
Руби­ли.

И пила, и топор
Из ста­ли.

И пила, и топор
Уста­ли.

Ну, а руки
Дро­ва тас­ка­ли!

 огурцы

Ох, и стран­ные у нас
Огур­цы –
Во все сто­ро­ны пол­зут
Молод­цы.

Запо­ло­ни­ли весь двор
Через край.
На забор уже пол­зут,
На сарай.

Прав­да, даль­ше огур­цы
Нику­да –
На сарае мы с друж­ком,
Как все­гда.

Сидим.
Огур­ца­ми хру­стим.

городская тучка 

Туч­ка наземь опу­сти­лась
И по горо­ду пошла:
Повер­те­лась, покру­жи­лась,
Всё, что надо,  поли­ла.

И опять взмет­ну­лась в небо –
Видишь, вон вда­ли плы­вет?..
Жаль, что я при этом не был –
Не ска­за­ли б люди: врёт.

что это значит? 

Решил зада­чу
И при­мер.
Что это зна­чит?
Напри­мер:

Я на уро­ке
Не зевал,
Я всё до сро­ка
Успе­вал.

В окно, как Коль­ка,
Не гля­дел.
Под нос, как Толь­ка,
Не гун­дел.

Учи­тель что-то
Объ­яс­нял,
Я это что-то
Повто­рял.

Решать? Решаю.
Отве­чать?
Я отве­чаю
Лишь на «пять».

Ска­зать, я умный?
Не ска­жу.
Ска­зать, куль­тур­ный?..
Пого­жу.

А что ста­ра­юсь –
Это так.
И убеж­да­юсь:
Не дурак.

бабушка

Бабуш­ка когда-то
Юною была,
Луч­шей пио­нер­кой
Бабуш­ка слы­ла.
В горн она дуде­ла,
Била в бара­бан
И детей люби­ла
Самых раз­ных стран.

Бабуш­кой такою
Я теперь гор­жусь,
Хоть и в пио­не­ры
Вовсе не гожусь:
В горн совсем не дую,
В бара­бан не бью.
Но зато я очень
Бабуш­ку люб­лю.

Ино­гда при­хо­дит
Мысль такая вдруг:
Кем гор­дить­ся будет
Буду­щий мой внук?

Бабуш­кой моею
Или тем, что я
С бабуш­кою слав­ной
Луч­шие дру­зья?

лежу. болею…

Лежу. Болею. Тут из шко­лы
При­хо­дит Клим – при­я­тель мой
И начи­на­ет кока-колой
Лечить меня. Рецепт про­стой:

По чай­ной ложеч­ке три  раза
С утра, в обед и перед сном.
– А мож­но всю бутыл­ку сра­зу?
– Конеч­но,  мож­но! Но – вдво­ём.

бантик

Если бан­тик повя­зать –
Сра­зу настро­е­ние,
Сра­зу хочет­ся пля­сать,
Пес­ни петь, сти­хи читать
С вооду­шев­ле­ни­ем.

Без бан­та подар­ка нет.
С милым бан­ти­ком букет.
Ах, как смот­рят­ся лошад­ки
В раз­но­цве­тьи ярких лент!..

Даже хлопцу-молодцу
С бан­ти­ком пиджак к лицу.

говорите, говорите…

 Нет, вы толь­ко посмот­ри­те! –
Это мама гово­рит.
– Ах, да что вы гово­ри­те?! –
Это тетя гово­рит.
– Не синяк, а синя­чи­ще, –
Это папа гово­рит.
– Но быва­ет и почи­ще…, –
Это дядя гово­рит.

– Ты чего-нибудь нам ска­жешь? –
Это мама гово­рит.
– Пони­маю горе ваше…, –
Это тетя гово­рит.
– И ему ничуть не стыд­но, –
Это папа гово­рит.
– Что сло­ва… И так все вид­но, –
Это дядя гово­рит.

Гово­ри­те, гово­ри­те…
Все рав­но я не ска­жу,
Как назло Сереж­ке с Вить­кой
Я с Наташ­кою дру­жу.
Как я с нею после шко­лы
По про­улоч­кам бро­жу
И порт­фель ее тяже­лый
С удо­воль­стви­ем ношу!

чувство меры

Если пер­ца три щепот­ки
На язык вам поло­жить –
То-то жар­ко будет глот­ке,
То-то горь­ко ста­нет жить!

Это я вам для при­ме­ра:
Что такое чув­ство меры.

И еще ска­жу я, брат­цы,
Поста­рай­тесь не забыть:
Мож­но спо­рить, но не драть­ся;
Раз­дра­жать­ся, но не бить.

Это я вам для при­ме­ра:
Что такое чув­ство меры.

Очень жаль, что нету меры –
Ни линей­ки, ни весов,
Чтоб счи­тать нам чув­ство меры,
Как минут­ки у часов.
Оста­ет­ся толь­ко верить
В то, что чув­ство меры есть.
Что ж такое чув­ство меры?
Может, совесть? Может, честь?

Это я вам для при­ме­ра:
Что такое чув­ство меры.

 ослик

Вни­ма­ние: мостик!
Вни­ма­ние: ослик!
Вче­ра и сего­дня,
Сей­час и все­гда
Его кто за уши,
Его кто за хво­стик
Тол­ка­ют и тянут,
А он – нику­да.

Такое упрям­ство
Всю честь его губит.
Дав­но вызы­ва­ют
Закон­ный вопрос
Осли­ные зубы,
Осли­ные губы,
А так­же осли­ные
Уши и хвост.

Вошли они проч­но
В леген­ды и были:
Осли­ный – не ска­жут
Уже про­сто так.
Ослу кое-где
Даже имя сме­ни­ли,
Теперь он вдо­ба­вок
Еще и ишак.

 Дракоша

Жил да был один Дра­кон,
Попро­сту – Дра­ко­ша.
Не любил ужас­но он
Ни котов, ни кошек.

Что ни так – шипят, вопят,
Лапы рас­пус­ка­ют.
Про­сто страш­но за ребят,
Что котов лас­ка­ют.

Не любил он и собак –
Вовсе злых и гру­бых.
Лают, бре­шут – что не так,
Ска­лят свои зубы.

У Дра­ко­ши тоже есть
И гор­тань, и глот­ка.
Всех зубов не пере­честь,
Но харак­тер –  крот­кий.

Не шипит Дра­кон, не лает,
За шта­ни­ну не хва­та­ет.
Всё рав­но, кого ни встре­тит –
Всех до ужа­са пуга­ет:

Кошек, маль­чи­ков, собак…
Ну, ска­жи­те, что не так?!

ворона на вагоне

Шла воро­на по ваго­ну,
Недо­уме­ва­ла:
Для чего нуж­ны пер­ро­ны?
Для чего вок­за­лы?

Ну, и что это за жизнь –
Поку­пать биле­ты?
Сел на кры­шу и катись
Хоть зимой, хоть летом.

А в ваго­нах что? Купе?
Сто­ли­ки да пол­ки?
Ну, зачем они тебе?
Ника­ко­го ж тол­ку!

Вот  на кры­ше – кра­со­та:
Небо, солн­це, ветер.
Лезть в купе? Да нико­гда.
Ни за что на све­те.

витамины

– Вита­ми­ны вы вида­ли?
– А какие?
– АВС?
– Не вида­ли, но еда­ли,
Коль румя­нец на лице…

– Это  что ж за вита­ми­ны:
Их не видят, а едят?..

– Гру­ша, ябло­ко, мали­на,
Чер­но­плод­ная ряби­на,
Горько-сладкая кали­на,
Тык­ва, брюк­ва…  –
Всё под­ряд!

 щи и борщи

Нам тетя гото­вит
Пре­крас­ные щи.
А щами накор­мит –
Гото­вит бор­щи.

И мы под­сту­па­ем
С рас­спро­са­ми к ней:
– А чем отли­ча­ют­ся
Щи от бор­щей?

И тетя со зна­ни­ем
Нам гово­рит:
– Ну, чем-чем…
И вкус тут дру­гой
Да и вид…

Бор­щи, как извест­но,
Густые,
А щи, как обыч­но,
Пустые.

Понят­но?
– Понят­но…
А вкус отче­го?
– А вкус от ста­ра­ния
От мое­го.

 считалка

Раз – и мы с посте­ли вста­ли,
Два – и мы постель убра­ли,
Три – умы­лись и за стол.
А четы­ре –  я пошел
В дет­ский садик номер пять,
Брат – в шестую шко­лу.
Семь и восемь – мы опять
Счет ведем весе­лый:
Девять – ужин,
Десять – сон.
Кто не спит,
Тот вышел вон!

размокропогодилось

Раз­мо­кро­по­го­ди­лось.
Дож­ди­чек пошел.
Раз­мо­кро­по­го­ди­лось.
Очень хоро­шо!
Раз­мо­кро­по­го­ди­лось.
Даль­ше не смот­ри.
Раз­мо­кро­по­го­ди­лось…
Ну-ка, повто­ри!

флейта

Солн­це толь­ко лишь вста­ет,
Под­ни­ма­ет­ся –
Моя флей­та уж поет,
Упраж­ня­ет­ся.

Изо всех выво­дит сил,
Тре­ни­ру­ет­ся:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Слав­но дует­ся!

Солн­це гля­ну­ло свет­ло,
С ува­же­ни­ем –
Как по нотам  потек­ло
Упраж­не­ние.

цыплята

Я насчи­тал у наших клу­шек
Сна­ча­ла пять цып­лят, затем
Пере­счи­тал, а у пест­ру­шек
Их ока­за­лось ров­но семь.

Чуть поз­же – восемь, девять… Ско­ро
Я все сем­на­дцать насчи­тал.
Сем­на­дцать – что! Вдруг ста­ло сорок!!
Я пере­счи­ты­вать устал!!!

Но тут ска­за­ла тётя Тая:
– Ты зря ста­ра­ешь­ся, род­ной!
Цып­лят по осе­ни счи­та­ют,
А ты счи­та­ешь их –  вес­ной.

батоны

Один батон был, как бетон,
Дру­гой батон, как вата.
Один куса­ли – треск и звон,
Дру­гой – дух аро­мат­ный.
Но очень ско­ро дух исчез,
Лишь треск да звон оста­лись.
То Коль­ка ест, то Толь­ка ест…
Неде­ли три пита­лись.

курочки

Две куроч­ки, как дуроч­ки,
Одна­жды подра­лись.
Две куроч­ки, как дуроч­ки,
Подрав­шись, обня­лись.

– Какие же мы дуроч­ки! –
Они ска­за­ли враз.  –
Теперь мы про­сто куроч­ки,
Уж изви­ни­те нас…

 косари-косари

От зари и до зари
На лес­ной опуш­ке
Косят тра­вы коса­ри –
Ушки на макуш­ке.

– Эй, косой! – Кри­чит косой. –
Осто­рож­нее с косой
Про­хо­ди дорож­ку!

Я босой и ты босой,
Я косой и ты косой –
Не ско­сить бы нож­ки…

бульдог

Ни хво­ста, ни ушей и ни ног.
Даже носа нор­маль­но­го нет.
Чем же сла­вен наш слав­ный буль­дог?
Кто бы дал мне тол­ко­вый ответ?
Нет отве­та. Лишь слю­ни висят
Да буль­до­жьи меда­ли зве­нят.
Толь­ко пла­чет и пла­чет буль­дог –
Он отве­тил бы мне, если б мог?

золотой конёк

Древ­няя ста­руш­ка
В ста­рень­ком паль­то
Отшвыр­ну­ла клюш­ку,
Вышла на каток.

Ски­ну­ла паль­тиш­ко,
Сбро­си­ла пла­ток
И под «Ах!» маль­чи­шек
Сде­лал саль­то.

После завер­те­лась,
Как вере­те­но.
Куда ста­рость делась?
Что тут за кино?!

А очки сорва­ла –
Ахнул весь каток:
Это ж наша Алла –
Золо­той конёк!

учимся считать

Раз – просну­лись, потя­ну­лись.
Два – рас­све­ту улыб­ну­лись.
Три – поки­ну­ли кро­вать.
Даль­ше что? Четы­ре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять… -
Про­сто учим­ся счи­тать!

винегрет

Свёк­ла, кар­тош­ка, мор­ков­ка, горох,
Перец,  лучок да капу­ста…
Гости все разом  кто «Ах!», а кто «Ох!»  –
Так вине­грет полу­чит­ся неплох…
– Мож­но попро­бо­вать?
– Пусто!

игры галок

Воро­бьи ска­за­ли:
– Гал­ки,
Поиг­ра­ем в дого­нял­ки?
– Нет, – в ответ
Ска­за­ли гал­ки, –
Мы вас пере­топ­чем.
Жал­ко.

– Ну, а в прят­ки?
– В прят­ки мож­но.
Толь­ко очень осто­рож­но.
Про­шлый раз
В стрехе застря­ли –
Тут нас кош­ки
И пой­ма­ли.

Так кру­ти
И сяк вер­ти:
Игр для галок
Не най­ти.

часы-усы

– Кото­рый час?
– Ска­жу сей­час,
Лишь толь­ко гля­ну
На часы…
Кото­рый час?
Да час сей­час,
Коль квер­ху
Стрелочки-усы.

– А, может, два?
А, может, три?
– Да сам возь­ми
И посмот­ри…
Я посмот­рел,
А из часов
Тор­чит
Один­на­дцать
Часов.

девочки-мальчики

Девоч­ки – луч­ший
На све­те народ:
Эта тан­цу­ет,
А эта поет,
В кук­лы игра­ют,
Книж­ки чита­ют,
Каж­дая што­па­ет,
Вяжет и шьет.

Маль­чи­ки тоже
Народ ниче­го:
Бега­ют, ска­чут,
А боль­ше все­го
Любят вой­нуш­ки,
Маши­ны да пуш­ки,
И засту­па­ют­ся,
Если чего.

В общем, и эти,
И те – хоро­ши,
С чем поздрав­ля­ем
Мы их от души.
Лишь оста­ет­ся
Одно поже­ла­нье:
Ссо­рить­ся мень­ше
И боль­ше дру­жить.

горка

Как на гор­ке на горе
В нашем малень­ком дво­ре
Есть воз­мож­ность раз­гу­лять­ся
Шалов­ли­вой детво­ре.

Тот на саноч­ках сидит,
Тот на ков­ри­ке летит.
– А я вовсе гор­но­лыж­ник! –
Маль­чик Вова гово­рит.

Хоть и лыжи – ерун­да,
Хоть спо­ткнул­ся – ох, беда,
Толь­ко Вова-горнолыжник
– Вжик! – и съе­хал как все­гда.

Юля и братик

Юля, Юлечка-юла
Под­хва­ти­лась и пошла:
Щи сва­ри­ла, пол помы­ла,
Двор метел­кой под­ме­ла.

На крыль­це пере­дох­ну­ла –
В сад зеле­ный упорх­ну­ла.
Тут клуб­ни­ку, там мали­ну,
Здесь ранет­ки собра­ла.

Ай, да Юлечка-юла!

Бра­тик тоже зашуст­рил:
Щец поел, чай­ку попил,
Съел клуб­ни­ку, съел мали­ну,
Про ранет­ки не забыл.

На крыль­це пере­дох­нул –
И к маль­чиш­кам улиз­нул.
За мячом пол­дня гонял­ся –
Два­дцать пять голов забил.

Чест­но бил­ся – не юлил!

мой компьютер

Мой ком­пью­тер – не игруш­ка,
Не мох­на­тая зве­руш­ка,
Не театр и не кино,
Не ТВ, как в мир окно,
Не аль­бом, не каль­ку­ля­тор
И не сото­вый, ребя­та,
Не при­я­тель мой Васёк…
Мой ком­пью­тер – сра­зу всё!

бантик

Если бан­тик повя­зать –
Сра­зу настро­е­ние,
Сра­зу хочет­ся пля­сать,
Пес­ни петь, сти­хи читать
С вооду­шев­ле­ни­ем.

Без бан­та подар­ка нет,
С милым бан­ти­ком букет.
Ах, как смот­рят­ся лошад­ки
В раз­но­цве­тьи ярких лент!
Даже хлопцу-молодцу
С бан­ти­ком пиджак к лицу.

безголовый

Я на палочке-коняшке
По квар­ти­ре поска­кал –
Поле­те­ли на пол чаш­ки,
Чуть ком­пью­тер не упал.

И, конеч­но, сшиб сест­рен­ку.
Та, конеч­но, сра­зу в плач.
Да так звон­ко, да так гром­ко,
Хоть засунь ей в рот калач.

– Замол­чи, – ска­зал я реве, –
Рас­то­пырь свои гла­за.
И коро­вой без­го­ло­вой
Не бол­тай­ся, – я ска­зал.

Но вздох­нул тут бра­тик Вова:
– Труд­но мне тебя понять:
Если всад­ник без­го­ло­вый,
С пешехода-то что взять?!

груша

Гру­ша с вет­ки сорва­лась,
Да о зем­лю гру­ша хрясь!
И в лепеш­ку. Была гру­ша,
А теперь – сплош­ная грязь.

Ой-ей-ей, нехо­ро­шо!
Я на выруч­ку при­шел.
Луч­ше б это­го не делал…
– Есть сти­раль­ный поро­шок?!

продавец

Мы спро­си­ли про­дав­ца:
– У вас нету варен­ца?
– Есть, – отве­тил про­да­вец, –
И кефир, и варе­нец,
Йогурт, ряжен­ка, сме­та­на,
Моло­ко, тво­рог, кумыс…
Есть в про­да­же, как ни стран­но,
И «Коров­ка», и «Кис-кис».
Все они из моло­ка…
Вы куда, дру­зья?
– Пока! –

Вы так дол­го гово­ри­ли,
Что мы с дру­гом и забы­ли,
Что купить на зав­трак нам.
Надо бы спро­сить у мам.

мыльный пузырь

Раз­ду­вал­ся наш пузырь,
Раз­да­вал­ся ввысь и вширь
Боль­ше, боль­ше, нако­нец,
Поле­тел наш уда­лец.
Поле­тел, да бряк о стен­ку –
Все обои в липой пен­ке.

Горе­ва­ли мы не силь­но:
Всё рав­но пузырь наш –
Мыль­ный.


Вале­рий Нико­ла­е­вич Лева­нов­ский родил­ся 10 мая 1947 года. Опуб­ли­ко­вал более 20 книг для детей и взрос­лых, его про­из­ве­де­ния выхо­ди­ли в Москве, печа­та­лись в «тол­стых» жур­на­лах, пере­ве­де­ны на несколь­ко язы­ков стран ближ­не­го и даль­не­го зару­бе­жья. Он так­же автор более ста песен для детей и их роди­те­лей, балета-мюзикла «Алень­кий цве­то­чек». В раз­ное вре­мя был соб­ко­ром газет «Южный Урал», «Новое поко­ле­ние», инфор­ма­гент­ства «Апри­о­ри», изда­вал жур­нал «Феникс», дет­скую газе­ту «Цап-царап, или Кошки-мышки». Живет в Бугу­рус­лане. В.Н. Лева­нов­ский окон­чил Орен­бург­ский пед­ин­сти­тут, Выс­шую шко­лу госу­дар­ствен­ной служ­бы Ака­де­мии гос­служ­бы при Пре­зи­ден­те РФ. Рабо­тал учи­те­лем, заву­чем, дирек­то­ром шко­лы. Руко­во­дил лит­объ­еди­не­ни­ем при редак­ции газе­ты «Бугу­рус­лан­ская прав­да», был орга­ни­за­то­ром дет­ских фести­ва­лей «Акса­ко­во. Рос­сии осень золо­тая». Член Сою­за писа­те­лей СССР с 1982 года, Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей – с 1991 года.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы робот? *