Весна, единство и просто космос

 АЛЕКСАНДР МОСКВИН 
Оренбургские поэты отметили свой профессиональный праздник стихами, музыкой и даже путешествием во времени. 21 марта по всей Оренбургской области прошёл «Единый час поэзии», центральным событием стал литературный вечер, прошедший в музее изобразительных искусств.

НА ВЕСНУ выпадает немало любимых праздников: Международный женский день, День воссоединения Крыма с Россией, День счастья, День космонавтики… День поэзии, хотя он учреждён ЮНЕСКО и носит статус Всемирного, отмечается не так широко, а многим и вовсе не известен. Тем не менее он гармонично вписывается в череду весенних праздников, ведь настоящая поэзия – это и счастье, и любовь, и весна, и единство, и вообще просто космос.

Чтобы привлечь внимание к современной словесности, в рамках «Недели культуры» Областной Дом литераторов при поддержке Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, провёл «Единый час поэзии». По всему Оренбуржью ровно в 17:00 люди собирались в музеях, библиотеках, клубах, чтобы почитать любимые стихи классиков, поделиться своим творчеством и зарядиться лирическим настроением на весь день, а то и дольше.

Центром поэтического праздника стал областной музей изобразительных искусств, где прошёл литературный вечер с участием известных оренбургских поэтов. Будний день, рабочее время – казалось бы, аншлаг маловероятен, но зал довольно быстро заполнился. Стройными рядами приходили студенты, парами или поодиночке прибывали люди в возрасте, молодые мамы приводили с собой детей (стихов они уже выучили немало, теперь пускай послушают поэтов вживую!). Виновники торжества – оренбургские поэты – поначалу сливались с аудиторией. Многие из них за день успели порядком подустать: за день мастера слова выступили в десяти учебных заведениях.

Вечер начался с настоящего путешествия во времени. На импровизированную сцену вышли молодые люди в античных костюмах – студенты аграрного университета. Их преподаватель истории, доктор исторических наук, профессор Алла Фёдорова постоянно устраивает подобного рода постановки. Чтобы ощутить дух минувших эпох, одних только лекций недостаточно. Живое погружение в историю срабатывает гораздо лучше. Античные гекзаметры в исполнении юных декламаторов открыли аудитории древнюю мудрость и установили связь времён.

Некоторые поэты, вдохновившись таким историческим прологом, тоже решили прочитать стихи о прошлом. Виталий Молчанов в стихотворении «Крупка» обращался к страшным революционным событиям, когда рушились идеалы, а носителей традиционных ценностей ставили к расстрельной стенке. В произведениях Ивана Малова тоже звучала перекличка с «делами давно минувших дней», только его строки вещали не о глобальных проблемах, а о личных воспоминаниях – велосипедных прогулках, когда «под ногами две педали, как ступени в горизонт».

Любой современный автор опирается на опыт бессмертных классиков, поэтому Елена Тарасенко начала выступление с малоизвестного стихотворения Бориса Пастернака.

- А теперь, чтобы было видно, что я чему‐то научилась у предшественников, почитаю своё, — сказала Елена Николаевна прежде чем перейти к своим произведениям. – Иногда идеи стихотворений рождаются прямо во время лекций. Вот одно из таких…

Читала она ярко, динамично, экспрессивно, как настоящая рок‐звезда. Даже микрофон от такой энергетики ненадолго вышел из строя.

От молодёжи часто ждут бунта, протеста, нонконформизма, но стихи магистрантки филфака Полины Пороль пронизаны лёгкостью, плавностью и духовностью. «Каждый день уходящий для нас что‐то значит, кто‐то звуки знакомых молитв произнёс», — от светлых строчек веяло благодатью и умиротворением. Ветеран литературного цеха Валерий Кузнецов, напротив, прочёл боевое и бескомпромиссное стихотворение «Последний медведь» о жажде свободы и о том, «как упрямое сердце сдаваться не хочет».

К микрофону один за другим выходили поэты – Павел Рыков, Вячеслав Моисеев, Наталья Кожевникова, Диана Кан, Владимир Петров, Сергей Хомутов, Александр Барсаев – и каждый нёс аудитории что‐то сокровенное. Многие исполняли свои лучшие стихи, выдержавшие испытание временем и читательской любовью, а вот пародист Сергей Салдаев решил выступить с новинками, которых ещё никому не показывал. Судя по раскатам смеха и бурным аплодисментам, зрителям его новые произведения пришлись по душе.

Разные виды искусства обладают удивительным свойством – открывать друг в друге новые грани. Стихи звучали бы совсем по‐другому, если бы поэты читали их в строгой университетской аудитории или скучном библиотечном читальном зале. Зал музея изобразительных искусств, где выставлены картины Лукиана Попова, раскрывал в звучащих произведениях совершенно неожиданные смысловые оттенки. Синтез искусств стал ещё сильнее, благодаря выступлению скрипача Никиты Висицкого. Исполненные им мелодии – будь то бессмертная классика или тема из старой комедии «Игрушка» — зачаровывали с первого же такта.

Литературный вечер уложился ровно в час: точность – вежливость не только королей, но и поэтов. Зрители, наградив выступающих аплодисментами, расходились. Кто‐то спешил в гардероб, чтобы избежать толкучки. Кто‐то делился впечатлениями об услышанном. Кто‐то разглядывал музейные картины. В глазах у всех читалось удивительное одухотворение. Оно давало понять, что День поэзии ни для кого не закончен. Придя домой, каждый потянется к книжной полке или полезет в Интернет за продолжение праздника – за новыми стихами…

Shares