Книга поэта-оренбуржца Виталия Молчанова «Фрески»

 СТАНИСЛАВ АЙДИНЯН 

(Вита­лий Мол­ча­нов «Фрес­ки». Сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний», – М.: Изд-во «У Никит­ских ворот», – 2015,  80 стр.)

В МОСКВЕ, в изда­тель­стве «У Никит­ских ворот», вышла кни­га извест­но­го орен­бург­ско­го поэта Вита­лия Мол­ча­но­ва с воз­вы­шен­ным, тихим назва­ни­ем – «Фрес­ки». Само назва­ние кни­ги буд­то пред­по­ла­га­ет зри­мость обра­зов, нашед­ших своё при­ста­ни­ще в кни­ге, пол­ной поэ­ти­че­ских стихотворений-миниатюр, кото­рым свой­ствен­ны порой гра­фи­че­ская чет­кость, порой аква­рель­ная раз­мы­тость. Но почти все они живо­пис­ны… Вита­лий Мол­ча­нов созда­ёт свои тек­сты как поэт-профессионал. Он берёт серьёз­ную исто­ри­че­скую тему, и исто­ри­че­ски её рас­кры­ва­ет. В наши дни, в совре­мен­ном поэ­ти­че­ском сооб­ще­стве куда боль­ше при­ня­то идти по сле­дам соб­ствен­ных мимо­лет­ных ощу­ще­ний и ассо­ци­а­ций. Не так посту­па­ет Мол­ча­нов, – он, как художник-монументалист, рису­ет целые исто­ри­че­ские полот­на, и эти полот­на фреско­об­раз­ны. Кни­га начи­на­ет­ся с боль­ше­го цик­ла «Заму­чен­ный храм». Пер­вое сти­хо­тво­ре­ние цик­ла оза­глав­ле­но «Нагой», тако­во было про­зви­ще вели­ко­го святого-юродивого Васи­лия Бла­жен­но­го. Поэт берёт­ся за труд ска­зать сти­ха­ми одно из пре­да­ний шест­на­дца­то­го века о том, как одна­жды юро­ди­вый за ликом Божьей мате­ри на иконе раз­гля­дел скры­то­го за ней анти­хри­ста… Свя­той Васи­лий Бла­жен­ный кам­нем раз­бил на Вар­ва­рин­ских воро­тах мос­ков­ско­го Крем­ля образ Божьей Мате­ри, кото­рый счи­тал­ся чудо­твор­ным. На него набро­си­лась тол­па людей, сте­кав­ших­ся со всей Руси с целью исце­ле­ния, и нача­ли его бить смерт­ным боем. Юро­ди­вый ска­зал: «А вы поскре­би­те кра­соч­ный слой!» – «Нечи­стая ико­на, брат­цы, дру­ги, / под мате­рью с мла­ден­цем – адский лик» – пишет об этом Мол­ча­нов. Уда­лив кра­соч­ный слой, люди уви­де­ли, что под изоб­ра­же­ни­ем Бого­ма­те­ри скры­ва­ет­ся «дья­воль­ская харя». Вот этот момент и отра­зил в сво­ём поэ­ти­че­ском «три­пти­хе» Вита­лий Мол­ча­нов. Пом­ним и то, что сам царь Иван Гроз­ный с бояра­ми нёс гроб Василия-Нагого хоро­нить, когда тот окон­чил свой зем­ной путь. Поэт не боит­ся рабо­тать над слож­ны­ми исто­ри­че­ски­ми порт­ре­та­ми жив­ших когда-то уди­ви­тель­ных лич­но­стей, таких как мос­ков­ский юро­ди­вый Иван Корей­ша, песок с моги­лы кото­ро­го веру­ю­щие хри­сти­ане уно­си­ли к себе домой как свя­ты­ню… Не обой­де­на вни­ма­ни­ем и чудо­тво­ри­ца Ксе­ния Петер­бург­ская. И далее поэт ведёт нас древни­ми былин­ны­ми доро­га­ми ста­рых рус­ских вре­мён, то ока­зы­ва­ем­ся во вре­ме­нах Седо­го Бая­на, то во вре­ме­нах кня­зя Дон­ско­го. При этом поэта не поки­да­ет чув­ство живо­пи­си, он пони­ма­ет, что в его вооб­ра­же­нии вста­ют лето­пис­ные и былин­ные при­ме­ты вре­ме­ни: «Я – Бого­маз. Пишу зем­ные лики / И падаю пред ними на коле­ни, / Дарю иконе сол­неч­ные бли­ки / И сумрач­ные гро­бо­вые тени»… В палит­ре Мол­ча­но­ва часто скво­зят тём­ные, тра­ги­че­ские крас­ки. Напри­мер, сти­хо­тво­ре­ние «Мир­ное вре­мя» так теп­ло начи­на­ет­ся, – повест­ву­ет­ся о кре­стьян­ской избе, в кото­рой «к тёп­лой печ­ке жались» коты-баюны, а кон­ча­ет­ся горь­кой смер­тью ново­рож­дён­но­го мла­ден­ца, умер­ше­го вне­зап­но от судо­рож­но­го при­пад­ка – родим­чи­ка. Ужас тут имен­но в обы­ден­но­сти этой тихой, ничем, каза­лось бы, не при­ме­ча­тель­ной дет­ской смер­ти…

Во «Фрес­ках» у Мол­ча­но­ва нахо­дим нема­ло граж­дан­ской лири­ки. Назо­вём, преж­де все­го, «После­по­бед­ное», «Рыбал­ка», «Берё­зо­вый сок», «Сек­та», к ним же отно­сит­ся и про­стое в сво­ём искрен­нем чув­стве сти­хо­тво­ре­ние – «Пусть в мире Божьем есть теп­лей места». Стро­фы это­го сти­хо­тво­ре­ния столь выра­зи­тель­ны, что в наше нынеш­нее вре­мя не нуж­да­ют­ся в осо­бых раз­вер­ну­тых ком­мен­та­ри­ях:

…Пусть волк – хозя­ин и закон – тай­га,
Халя­ва – радость и обман – побе­да,
Вору­ют без огляд­ки и сты­да.
– Я нико­гда отсю­да не уеду!

Пусть пьян­ство – плод упор­но­го тру­да,
На дне кар­ма­на – жал­кая моне­та
И в обще­стве – рабы и гос­по­да.
– Я нико­гда отсю­да не уеду!

Пусть кровь сосёт чинов­ни­чья орда,
В газе­тах – сплошь вра­ньё на гране бре­да
И верят в бары­ши, а не в Хри­ста.
– Я нико­гда отсю­да не уеду!

Цикл «Обе­ре­ги на извест­ки» состав­ля­ет, соб­ствен­но, серд­це­ви­ну кни­ги. В нём поэт ста­но­вит­ся ска­зи­те­лем, повест­ву­ю­щим о пери­о­де татаро-монгольского наше­ствия. Сти­хо­тво­ре­ние «Фрес­ки», дав­шее назва­ние кни­ге, посвя­ще­но горо­ду Новгороду-Северскому, где нашли остан­ки людей, засы­пан­ные пеп­лом. Поэт, как архео­лог в Пом­пе­ях, сти­хо­твор­но вос­ста­нав­ли­ва­ет слу­чив­ше­е­ся, когда – «из пыла­ю­ще­го хра­ма голо­си­ла боль люд­ская». Из при­ме­ча­ния мы узна­ем, что реа­лии, отра­жён­ные в строй­ных стро­ках – не выду­ман­ные, быв­шие неко­гда огнен­ной былью…

В сти­хо­тво­ре­ни­ях цик­ла «Питая малое боль­шим» нахо­дим у В. Мол­ча­но­ва и авто­био­гра­фи­че­ские горест­ные заме­ты, при­ме­ты ухо­дя­щей жиз­ни, дан­ные порой с иро­ни­ей, раз­бав­лен­ной горе­чью, тра­гиз­мом.

А завер­ша­ет­ся кни­га «Фрес­ки» вен­ком мета­со­не­тов – «Бель­гия». Цикл из четыр­на­дца­ти сти­хо­тво­ре­ний посвя­щён тако­му веч­но­му лите­ра­тур­но­му жан­ру, как поэ­зия путе­ше­ствен­ни­ка. Ему отдал не раз дань такой извест­ный совре­мен­ный рос­сий­ский поэт как Евге­ний Чиг­рин, кото­рый так­же отра­зил в сво­ём «зер­ка­ле» одна­жды бель­гий­ское коро­лев­ство…

Сти­хи поэта-реалиста Вита­лия Мол­ча­но­ва тво­рят свою, при­хот­ли­вую и часто мону­мен­таль­ную поэ­ти­че­скую реаль­ность. Они – явле­ние очень ёмкое. Пра­виль­но пишет о них в пре­ди­сло­вии к «Фрес­кам» Пётр Крас­нов, что они «насы­ще­ны смыс­ло­вым дей­ством». Осно­ва­тель­ность и инди­ви­ду­аль­ность авто­ра заин­те­ре­со­вы­ва­ют, ведут за собой, убеж­да­ют в его ода­рён­но­сти. Тому пору­кой не толь­ко цель­ность сти­хо­тво­ре­ний, но и нема­лое коли­че­ство поэ­ти­че­ских нахо­док, лек­си­че­ское богат­ство сло­ва­ря писа­те­ля, поэта…

Вита­лий Мол­ча­нов – пред­се­да­тель Орен­бург­ско­го реги­о­наль­но­го отде­ле­ния Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей, лау­ре­ат мно­го­чис­лен­ных лите­ра­тур­ных пре­мий. Его дея­тель­ность не толь­ко заме­че­на и отме­че­на, но и вызы­ва­ет печат­но про­ры­ва­ю­щу­ю­ся зависть к тому, как пло­до­твор­но ведёт он свою рабо­ту по линии СРП в Орен­бур­ге и обла­сти.

Поэт ныне рабо­та­ет над новой, уже заду­ман­ной, но ещё не осу­ществ­лён­ной окон­ча­тель­но кни­гой сти­хо­тво­ре­ний, и мы с неко­то­рым нетер­пе­ни­ем ждем её выхо­да, что­бы сно­ва стать сви­де­те­ля­ми тон­ко­го, «фрес­ко­во­го» пись­ма талант­ли­во­го поэта-оренбуржца Вита­лия Мол­ча­но­ва.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.