Из книги «Онемевшие танцы»

 ВИКТОРИЯ ЛИЦКЕВИЧ 

orange_book_epub_png

волшебные метафоры детства

Как ред­ко дет­ство рас­кры­ва­ет нам в поэ­зии свою мета­фо­ри­че­скую глу­би­ну! Прак­ти­че­ски нет после­до­ва­тель­но­го пере­хо­да, есть чет­кая гра­ни­ца меж­ду игрой с ее игруш­ка­ми и взрос­лой, уже при- выч­ной нам жиз­нью. Вик­то­рия Лиц­ке­вич, еще не обре­тя «взрос­лый слог» и «взрос­лые коор­ди­на­ты» (а часто они одно­вре­мен­но и штам­пы вос­при­я­тия), дога­да­лась на поро­ге огля­нуть­ся в дет­ство.
Со стра­ниц ее пер­вой кни­ги смот­рит на нас уди­ви­тель­ный мир,  глу­бо­кий,  пере­ли­ва­ю­щий­ся эмо­ци­я­ми, порой не нахо­дя­щий слов для чув­ства и выра­жа­ю­щий его поми­мо слов, – так дет­ская гра­ция не срав­ни­ма с гра­ци­ей в ее тра­ди­ци­он­ном пони­ма­нии, но взгля­да от нее не ото­рвать, пото­му что – жизнь: све­тит­ся, про­бу­ет себя в про­стран­стве, раз­во­ра­чи­ва­ет лепест­ки, кры­лыш­ки, лучи­ки:

Длит­ся мело­ди­ей, вьет­ся вол­ной в гру­ди,
Дует на серд­це: сни­ма­ет тон­кую шелу­ху,
Нево­дом тянет со дна, и идут дожди:
Капель­кой катят­ся по тво­е­му сти­ху.

И это уже и вполне взрос­лый мир, в кото­ром дет­ство – сокро­ви­ще нераз­мен­ное, уже тай­ник, но еще откры­тый:

Пом­нишь, как мы не откры­ва­ли две­рей,
Что­бы мок­рые жабы не захва­ти­ли сеней,
И в поход сна­ря­жа­ли кота,
И не зна­ли, что есть тем­но­та.

…                                                 

Мы нес­лись на лох­ма­той соба­ке к реке,
И река гово­ри­ла на язы­ке
Серых рако­вин, мяг­ко шипя­щих вол­ной,
И каза­лась вода живой.

Пом­нишь, как мы теп­ле­ли тела­ми кры­ши,
Отправ­ляя к сосе­дям косточ­ки виш­ни,
И как даже дышать не мог­ли,
Когда небо каса­лось зем­ли.

 

Этой лег­кой речи порой не хва­та­ет стро­гих рифм. Сло­ва, спе­ша, сби­ва­ют­ся в ско­ро­го­вор­ку, но уди­ви­тель­но – моло­дая поэтес­са обхо­дит­ся прак­ти­че­ски без штам­пов, отыс­ки­вая свои мета­фо­ры, отваж­но дове­ряя себе и собе­сед­ни­ку в пока еще незна­ко­мом мире. Откро­ем же и мы эту первую кни­гу с ответ­ным дове­ри­ем и поже­ла­ем ее авто­ру счаст­ли­вой судь­бы в жиз­ни и поэ­зии!

Нина Яго­дин­це­ва

 

* * *

не ходи туда
я тихо­неч­ко, осто­рож­но
осто­рож­ни­чать – это не дви­гать­ся в тем­но­те.

1.
И с собой гово­ришь на немыс­ли­мом язы­ке.
На замоч­ную сква­жи­ну сядет синень­кий моты­лек,
Ты нащу­па­ешь дверь, и пыль­цою оста­нет­ся на руке
Его тай­ный, бес­смерт­ный ноч­ной полет.

2.
И язык оне­ме­ет, сло­ва сожмет. Меж­ду щек
Стаи музык уста­нут спать.
Посмот­ри, там, из сква­жи­ны, отсвет стек
И упал длин­ным кры­лыш­ком на кро­вать.

3.
Мотыль­ки зна­ют: из тем­но­ты на свет
Выби­ра­ют­ся толь­ко без фона­ря.
Откры­ва­ет­ся рай, смер­ти боль­ше нет –
Мотыль­ки воз­рож­да­ют­ся из огня.

онемевшие танцы

На носок. Неот­рыв­ность от пола лег­ка.
Пара рук. Пара сбив­ших­ся крыл мотыль­ка.
Тиши­ной кто-то взма­хи слу­чай­но спуг­нул.
Все без­движ­но. И сон без меня уснул.

Все нерез­ко. И вре­мя не носит часов.
Окон нет. Нет в квар­ти­ре ничьих голо­сов.
И сры­ва­ет­ся что-то бес­слов­ное с уст.
Све­та нет. От бес­све­тия воз­дух густ.

Оне­мев­шие тан­цы. Закры­тость глаз.
Мы одни. Толь­ко тьма отры­ва­ет нас.
На носок. Ты на ощупь нераз­ли­чим.
Льет­ся звуч­ность, хотя мы с тобою мол­чим.

опус одного дня

Три. Взмах.
А за ним – все услы­шав­ший ветер каса­ет­ся
окон гре­мя­щей усмеш­кой.
Непро­зрач­ные стек­ла сего­дня теп­ле­ют
как буд­то ина­че.

Тем­но­та не ста­но­вит­ся боль­ше кро­меш­ной,
В мага­зи­нах на свет поме­ня­ли всю сда­чу.

Два.
И день рас­тво­рим, раз­ве­ян,
Зав­трак жму­рит­ся в самой пло­хой из кофе­ен,
И авто­бу­сы ластят­ся, при­кос­но­ве­ний
тре­буя кожей,
И все это так неза­мет­но,
и все это так на что-то похо­же.

Раз.
И все совер­шен­но ясно.
Свет высы­па­ет­ся из рука­вов под ноги.
Час охрип. Час сби­ва­ет­ся с нуж­ной доро­ги.
Засы­па­ет вче­раш­нее толь­ко под вечер.

Жди меня на углу. Я тебя обя­за­тель­но встре­чу.

Пау­за.
Закры­ва­ет гла­за целый мир.
Толь­ко дере­вья шумят
обес­слов­лен­ны­ми листа­ми.
Не захо­ди в самую откры­тую из квар­тир,
Где есть свет и где все объ­яс­ня­ют сти­ха­ми.

безнебесье

Пута­ясь в пене пти­чьих крыл,
В кро­нах домов, таясь у стро­пил,
В плес­ке воды из гиб­ких труб,
В мно­го­го­ло­сьях сотен губ

И меж дорог, в дро­жи полей,
Через соцве­тия сох­лых вет­вей,
Щурит­ся неза­сы­па­ю­щий глаз
И без­не­бе­сье смот­рит на нас.
* * *
Буду­щее нико­гда не ста­нет воз­мож­ным.
Врас­та­ют дере­вья в хол­мы по самую грудь
И тонут, макуш­ка­ми тянут­ся вверх осто­рож­но,
Дере­вья не могут, не могут тонуть.

И там, где тем­но и где сон не отсту­пит от листьев,
Сквозь шелест глу­бо­кий быва­ют слыш­ны сло­ва:
«Я близ­ко, о небо, я каж­дою жил­кой близ­ко», –
И толь­ко ство­лы обни­ма­ет тра­ва.

Дере­вья кри­чат, и их пот сквозь кору про­сту­па­ет,
Их листья ста­но­вят­ся лег­ки­ми и летят,

А рядом со шко­лой в умру-не умру игра­ют
И дер­жат под курт­кой еще сле­пых котят.

Пол­но­стью кни­гу Вик­то­рии Оле­гов­ны мож­но ска­чать вот здесь.

Пред­став­ля­ем Вам воз­мож­ность пере­хо­да на сайт Южно-Уральского уни­вер­си­те­та. Заду­ма­лись, где учить­ся? При­смот­ри­тесь!

Доро­гу оси­лит иду­щий!

 


Вик­то­рия Оле­гов­на Лиц­ке­вич роди­лась в 1992 году. Живет в Челя­бин­ске, учит­ся на факуль­те­те жур­на­ли­сти­ки Южно-Уральского госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, зани­ма­ет­ся поэ­зи­ей, жур­на­ли­сти­кой, вяза­ни­ем и игрой на метал­ло­фоне. 
Член твор­че­ской мастер­ской «Взлет­ная поло­са» и лите­ра­тур­но­го клу­ба «Пар­нас», побе­ди­тель Пер­во­го Челя­бин­ско­го поэ­ти­че­ско­го бат­ла 2013 года, дипло­мант вто­рой сте­пе­ни в номи­на­ции «Поэ­зия» в лите­ра­тур­ном кон­кур­се «Сти­ли­сты добра» (2013), дипло­мант пер­вой сте­пе­ни в кон­кур­се «Вос­хож­де­ние на Пар­нас» (2013). Как участ­ник и побе­ди­тель меж­ре­ги­о­наль­но­го семинара-совещания моло­дых писа­те­лей «Мы вырос­ли в Рос­сии» в Бугу­рус­лане и Акса­ко­ве Орен­бург­ской обла­сти в 2013 году, полу­чи­ла пра­во издать эту кни­гу.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы робот? *