Коломенская Русь

 ВИКТОР МЕЛЬНИКОВ 

Коломенская Русь лежит по косогорам 
В осеннем мареве золоченных полей. 
Павел  Радимов
      

Недавно в наш город приезжал Кубанский народный хор. Народу было, как говорится — яблоку негде упасть! Билеты были распроданы за три недели до концерта. Я оказался одним из тех счастливчиков. Зал был полон, люди стояли даже около стен. Я смотрел на светлые лица коломенцев и видел в их глазах теплоту и понимание. Почему-то подумалось: «Нет, наши люди не превратились в зомби! Они пришли на этот концерт потому, что им это нужно! И пока не погас в их душах этот духовный свет — Россия жива!» 

ЧТО ТАКОЕ — Святая Русь? Нет, это нечто большее, чем собрание  памятников и традиций… Это целый духовный континент, страна русской души, которую не расстреляешь, не взорвёшь, не вышлешь на «философском пароходе». В каком бы уголке мира не собирались мыслящие русские люди, там вместе с ними — Святая Русь. И какое счастье, что сегодня она возвращается в свои родные пределы! 

И, наверно, не зря 2012 год объявлен Годом российской истории. Будто бы скопились в этом году важные исторические даты: 1150-летие государственности российской, 770-летие победы князя Александра Невского на Чудском озере, четыреста лет прошло с тех пор, как пролетели в России грозы Смутного времени, 200 лет Отечественной войны 1812 года… и не особняком стоит ещё одна дата: 835-летие нашей древней Коломны… 

В Коломне есть место, где особенно ясно ощущается бездна времени, разделяющая сегодняшний день с прошлым. Когда проходишь под грозными арками Пятницких ворот, невольно чувствуешь упругое дыхание ветра. Это само время движется непрерывной невидимой рекой. Гулкое эхо столетий отдаётся под сводами старой башни. Спасские, они же Пятницкие, ворота — главный въезд в Кремль. 

Коломенский каменно-кирпичный кремль начали строить от Спасских ворот. И поставили проездную Пятницкую башню точно на том месте, где вступал в 1380 году в коломенскую цитадель великий князь Московский Дмитрий Иванович, собирая рать на битву, которая прославила его в имени Донской. 

Спустя два года после Куликовской битвы в Коломенском кремле закончили возводить Успенский собор. Он почитается памятником сбора русских ратей, славного похода и победоносного сражения. 

Стройный трёхглавый храм постройки ХIV века не сохранился. Спустя три столетия, в 1682 году, его заменили новым, пятиглавым. Храм похож на древнерусское войско в сверкающей броне и шлемах… 

Коломна традиционно имела высокий духовный статус. И ныне она является епархиальным городом, одним из православно-просветительских центров Подмосковья. По программе губернатора Московской области Б.В. Громова восстановлена бывшая резиденция коломенских архиереев — палаты ХVII века на территории нынешнего Ново-Голутвина монастыря. В 1996 году в Старо-Голутвине монастыре была открыта Духовная семинария. 

Примерно две тысячи лет назад Коломна была маленьким финно-угорским поселением. Коломна, Ока, Москва… До сих пор учёные спорят об их значении, но вряд ли они найдут окончательную разгадку. Тысячу лет назад сюда пришли славяне, смешались с местными финно-уграми, и лишь древние названия ныне говорят о дославянском прошлом края. 

Ветер столетий доносит до нас ржание монгольских коней, лязг страшной битвы 1 января 1238 года. То союзное русское войско пало здесь в бою с полчищами Батыя. Чудится и шум бесчисленного войска Ивана III, который собирает силы, чтобы свергнуть золотоордынское иго.

Коломна ХIV–XVI веков — это центр огромного уезда, что раскинулся на сто вёрст между берегами Оки и Москвы. Это — любимый город Дмитрия Донского. Жемчужина древней русской культуры, центр книгописания, белокаменного зодчества, живописи. 

Это княжеская резиденция, которой, пусть и на краткое время, в XV веке суждено было стать столицей Московского государства. Имена многих великих князей и царей связаны с Коломной. Благоверный Даниил, младший сын святого Александра Невского, — первый московский князь, железный воин, который начал собирать земли вокруг Москвы. Жестокий и цепкий Юрий Данилович, ради возвышения Москвы он не гнушался злодейством. Мудрый Иван Калита, при котором Коломна удивительно расширилась и разбогатела. Строитель Симеон Гордый. Дмитрий Донской, одно это имя заставляет сильнее биться русское сердце. Василий Дмитриевич, который готовился в Коломне к отражению Тамерлана. Василий Тёмный, которому Коломна стала тюрьмой, а потом, неожиданно, стольным городом, опорой для возвращения на родительский престол. Иван III, при нём в Коломне впервые зазвучала итальянская речь, и город наполнился книжными сокровищами, память о коих до сих пор будоражит умы историков. Его наследник Василий Ш продолжил дело отца, выстроив изумительной красоты кремль — царственный памятник европейского Возрождения. 

Их грозные лики словно выкованы из железа, их тени колеблются в дыму времён, их призрачные одежды отливают золотом, а дела отзываются в сказаниях и летописях. И множество реальных свидетельств их жизни, запечатлённых в камне, красках, в пергаменте книг, позволили Николаю Иванчину-Писареву, историку и романтику ХIХ века, назвать Коломну «соцарственным градом» Москве. 

Отечественная война 1812 года всколыхнула Коломенский край. До нас дошло много свидетельств той эпохи. Чуть выйдешь из кремля, глянешь направо — и вот она, усадьба Лажечниковых, дом и флигель, где прошли детство и отрочество будущего «отца русского романа». Напротив, через Астраханскую дорогу, торговые ряды классической постройки и колокольня храма Иоанна Богослова — «неофициальный» памятник Отечественной войны. Звонницу начали возводить в 1820-х годах, закончили спустя два десятилетия. На шестьдесят с лишним метров устремляются вверх её стройные ярусы. И сверкающий золотой шлем вонзается в синее небо, словно штык кутузовского гренадера. 

Если же перейти бывшую Житную площадь, на которой сейчас расположены два сквера, то на другом конце Коломенского посада мы увидим уже официальный памятник 1812 года. Он построен в благодарность за избавление народа от вражеского нашествия. Это Покровская церковь, возведённая в 1813 году на месте прежнего храма XVII века. 

Коломенский посад — особенное место в истории Коломны. Если кремль в старину был средоточием административной и военной жизни, то здесь, на посаде, кипела жизнь торговая и ремесленная. Сердце посада, его архитектурный центр — на скрещении улиц Посадской и Арбатской, у храма Николы-на-Посаде. Именно здесь, на Коломенском Арбате, зародился необычный феномен — художественное и краеведческое движение, возникшее не по приказу «сверху», а благодаря увлечённости самих жителей. Их просветительская работа опирается на культурный фундамент посада. В ХХ веке в доме на углу жил Борис Пильняк. Посмотреть на этот дом приезжала Анна Ахматова. А в Николо-Посадском храме венчался писатель Иван Соколов-Микитов. 

Но не только литературой славен Коломенский посад. Любой коломенец, интересующийся родной историей, легко назовёт дорогие для города имена. Мещаниновы, Сурановы, Хлебниковы, Кисловы, Шараповы, Шевлягины, Щукины, Ротины, Тупицыны… Это их трудами созидались гимназии, школы, училища, библиотеки. 

История сохранила названия слобод: Гончарная, Кузнецкая, Ямская. Посад славился своими тканями. Ещё в ХVII веке тут плели канаты, которыми, кстати, был оснащён первый русский боевой корабль «Орёл», выстроенный недалеко от Коломны, в селе Дединове. Ныне существующая канатная фабрика, одно из старейших предприятий Подмосковья, продолжает коломенскую ремесленную традицию. 

Позднее мануфактуры ХVIII века сменились огромными заводами. Среди них первое место занял знаменитый Коломенский машиностроительный завод. Вокруг старинного села Боброва вырос целый промышленный город. С 1863 года трудами обрусевших немцев, талантливых инженеров Струве, Коломзавод непрерывно рос и развивался, так что к концу ХIХ столетия превратился в могущественную производственную империю. 

Задымили высокие трубы, а из ворот цехов пошли паровозы, вагоны, пароходы, железные конструкции мостов, в том числе известных Литейного и Дворцового в Петербурге, теплоходы, трамваи, дизели. Венцом культурного строительства заводовладельцев Струве стал Бобровский театр — прекрасный образец деревянного модерна, выстроенный в 1899 году. Здесь кипела жизнь. В зимние сезоны по воскресным и праздничным дням шли драматические спектакли, а Великим постом устраивались бесплатные народные чтения с «туманными картинами» (диапозитивами или слайдами, как сказали бы сейчас). Эта сцена помнит многих актёров Императорских театров. 

Летом оживал Бобровский сад. При театре проходили народные гуляния, работала открытая эстрада, выступали гимнасты, клоуны, фокусники, а по окончании концерта устраивались танцы. 

В своеобразном соперничестве, которое возникло при строительстве железной дороги и завода, торговля Коломны уступила пристанционному Голутвину и Боброву. Отцы города ревновали к «чугунке», которая подрывала традиционные торговые связи, а владельцы завода, чувствуя эту неприязнь, не пренебрегали случаем выстроить, в пику традиционному коломенскому консерватизму, центр новой культуры эпохи модерна. 

Здесь сформировался один из центров левого рабочего движения, которое привело к революции 1905 года, а затем к перевороту 1917 года. В начале ХХ века произошёл перелом эпох, и, как это часто бывает, именно на переломе необычайно ярко вспыхнуло культурное движение. Никогда ещё российское краеведение не переживало такого расцвета, как в 1918–1929 годах. В Коломне работали краеведы, открывались музеи. В городе побывала Ольга Булич, учёный с ярким писательским даром. Она оставила классический труд, посвящённый Коломне. В этой книге, написанной по материалам, собранным в начале 1920-х годов, соединяются научность и занимательная лёгкость изложения. Труд Булич по сию пору не утратил значения. Книга называется «Коломна: пути исторического развития города (общий очерк)». 

Позднее, уже в начале 1930-х годов сложился Коломенский краеведческий музей, который сыграл огромную роль в сохранении исторического наследия. Если бы не музей — многие бесценные памятники были бы навсегда утрачены для потомков! 

В 1917 году в городе появилась своя газета — «Известия Коломенского Совета» (ныне «Коломенская правда»), что способствовало оживлению литературного движения. Характерно, что с этой газетой сотрудничал Борис Пильняк. Накопленные тогда впечатления послужили материалом для «Голого года». Этот роман о жизни новейшей России произвёл эффект взрыва. Потрясённая общественность, воспитанная на гладкой литературной речи ХIХ века, вдруг увидела нечто совершенно новое. Бурлящий поток художественного материала, свободный монтаж фрагментов повествования, невиданное напряжение эмоциональной энергии — всё это ошеломляло.

Успех, выпавший на долю Б. Пильняка, пробуждал здоровое честолюбие в среде коломенских литераторов-любителей. В это время издаётся литературное приложение к городской газете — «Наковальня». 

В середине 1930-х годов, в эпоху расцвета «советского официоза», художественная эволюция Коломны совершила очередной причудливый виток: рядом с городом возник центр классической русской культуры. 

Явился он не на пустом месте. Ещё в конце ХIХ века в одном из флигелей старинной княжеской усадьбы в Черкизове устроил свою дачу знаменитый медик, славный представитель коломенского земства профессор Василий Шервинский. Его сын Сергей стал прекрасным переводчиком, классиком российской переводческой школы. В числе его ближайших друзей и знакомых были известные представители тогдашней литературы, цвет нашего Серебряного века. 

Среди сонма поэтов, искусствоведов, переводчиков, которым полюбилось Черкизово, словно солнце сияет имя Ахматовой. Анна Андреевна трижды гостила у Шервинских. И свидетельством тому стал её прекрасный коломенский цикл стихов. 

В начале Великой Отечественной войны поблизости от Шервинских, в Старках, две недели провела Марина Цветаева. Это было прощание с любимой землёй Подмосковья перед отправкой в эвакуацию… 

В 1941 году история странным образом повторилась. Как и в 1812 году, вражеское нашествие миновало город. Но косвенно сражения Великой Отечественной ударили по Коломне. Почти 12 тысяч коломенцев погибли на фронте. В память о них в городском мемориальном парке горит Вечный огонь. 

После войны, несмотря на перенесённые невзгоды, Коломна восстановила и приумножила прежнюю мощь. Вернулись из эвакуации заводы, выросли новые. Город заполнили выпускники лучших технических вузов Москвы, Ленинграда, Харькова, Брянска, Ижевска… 

До столицы пустили электричку вместо дымящего паровоза. В квартиры пришёл саратовский газ. По улицам побежали трамвайные вагоны. Первую трамвайную линию прокладывали всем миром. Также всем миром разбивали парки, скверы. Строили школы, детские сады, дворцы культуры, жильё. 

Немного наберётся на Руси городов с такой древней историей. Совсем недавно археологи нашли на территории города остатки поселения каменного века. Это одна из древнейших палеолитических стоянок на территории России. 

Пять лет назад на коломенской земле открыли два памятника: князю Дмитрию Донскому и братьям-просветителям Кириллу и Мефодию. Без драгоценных словесных семян, которые были брошены на славянскую почву, не поднялась бы великая русская культура, не возвысилась бы русская душа.


Виктор Семёнович Мельников — прозаик, издатель. И хотя он родился в Казахстане, но «милым пределом» для него стала подмосковная Коломна. В этом городе он не только написал свои лучшие произведения — Мельников основал «Коломенский альманах», настоящий творческий Дом для писателей, поэтов, художников, публицистов Коломны.

День рождения, совпавший с Днём славянской письменности и культуры, и определил его судьбу — стать литератором. Он много ездил по стране. Жил и трудился в Сибири, Башкирии, Таджикистане, Узбекистане, Латвии… Работал плотником, слесарем КИП, шахтёром, геологом, осмотрщиком вагонов, корреспондентом… В общем, жизнь его сложилась так, что возможностей для познания реальной, суровой, невыдуманной действительности у него было предостаточно.

Писателя Виктора Мельникова знают как крепкого рассказчика, занимательного повествователя, автора книг «А на дворе была весна», «Зелёный крест», «Музею требуется экскурсовод» и других.

Сейчас произведения В.С. Мельникова печатаются во многих российских журналах. Он — автор двенадцати книг прозы и поэзии. Член Союза писателей России. Главный редактор литературно-художественного издания «Коломенский альманах». Живёт в Коломне.

Награждён многими памятными литературными медалями. В том числе медалями имени И.А.Ильина, И.И. Лажечникова, А.С. Пушкина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.