Неслучайно овраг называют «крутым»

 ДИАНА КАН 

«Ох и круто!» — невольно вырывается возглас восхищения у того, кто впервые посещает урочище Крутой обрыв (Красный овраг) в селе Подгородняя Покровка.  Красивейшее поистине эпической красотой место, сразу вызывающее целую палитру ассоциаций – от библейских до древнерусских и даже ассоциаций с американским вестерном. Попав сюда, поневоле ощущаешь себя сразу в разных странах и разных эпохах. То первохристианином, под палящим солнцем бредущим к Иордану… То древнерусской княгиней… То героем знаменитого фильма «Золото Маккены», добравшимся до легендарного золотоносного ущелья… Даже не раздвоение, а какое-то растроение личности!

МЕЖДУ тем, ежели без лирики, а с научной точки зрения, это урочище является опорным геологическим разрезом верхнетатарского подъяруса пермской системы. Вскрытая мощность разреза – 70 м при сложных взаимоотношениях косослоистых песчаников и аргиллитов. Таким значится описание этого места в экскурсионном путеводителе по континентальным отложениям пермского и триасского периодов развития земной коры.

Ещё 15 лет назад Ольга создала эту чудесную коллекцию мужских и женских костюмов из аутентичного льна, украсив их авторской вышивкой. Эти чудо-костюмы, как ни удивительно, пролежали многие годы у автора, видимо, дожидаясь нас.

Жители села Подгородняя Покровка называют Крутой овраг (а он реально крут!) почему-то снисходительно – Мухайка. Хотя мух я что-то особо не заметила. А вот коршун следил за нами едва ли не во всё время нашего путешествия. И своим мониторингом весьма порадовал входившего в нашу литературно-художественно-туристическую группу писателя-натуралиста Юрия Полуэктова. Хотя Юрий Леонидович при всей его любви к природе вообще, отдаёт в своём литературном творчестве предпочтение птицам, писателем-орнитологом я бы его не назвала, ибо в каждой птице Полуэктов видит не просто птицу, но, не побоюсь этого определения, одновременно эпическую и лирическую личность!

Мы же окрестили эту окрестную красоту, причём, не сговариваясь, гранд-каньоном.  Удивительно, что устремлённые более к красотам «берега турецкого» наши сограждане живут рядом с этой природной красотой и мало замечают её. Хотя она не уступает красотам заморским-заокеанским. А если и замечают, то частенько лишь затем, чтобы скинуть в этот гранд-каньон бытовой мусор. Кстати, во время нашего недолгого пребывания «книгиней» Покровской библиотеки Верой Филипповой была пресечена попытка такого несанкционированного сброса мусора едва ли не на наши головы… «Книгиня» Вера была расстроена. Ещё бы! Незадолго до этого именно она выступила одним из инициаторов коллективной очистки оврага от мусора в формате субботника. Но, увы, чисто не там, где убирают, а там, где не сорят!

Мы шли к месту нашей будущей славянской эпической фотосессии по руслу потока, который несётся здесь в весеннее время года, а потом пересыхает… Любая фотосессия, конечно же, определяется некой, извиняюсь за выражение, концептуальной составляющей. Её у нас курировала член Союза художников России, автор костюмов-образов в древнеславянском стиле Ольга Нагорная… Ещё 15 лет назад Ольга создала эту чудесную коллекцию мужских и женских костюмов из аутентичного льна, украсив их авторской вышивкой. Эти чудо-костюмы, как ни удивительно, пролежали многие годы у автора, видимо, дожидаясь нас. Собственно, Крутой Овраг и стал причиной того, что я узнала о существовании этой уникальной коллекции одежды.  Жительница Подгородней Покровки Вера Филиппова известила всех в Фейсбуке о том, чтотакого-то числа будет субботник по очистке оврага. А другая жительница Подгородней Покровки, Ольга Нагорная предложила отметить факт очистки оврага фотосессией в славянском духе, выложив фото нескольких своих костюмов… Когда я первый раз сфотографировалась в этих чудо-одеяниях и выложила фото в соцсети, Фейсбук охнул и ахнул: «Где Диана Кан взяла такие волшебные наряды?» Фейсбучный народ потребовал «продолжения банкета», и вот уже мы целой мобильной командой едем к урочищу Крутой Овраг, чтобы показать красоту костюмов Ольги Нагорной в контексте красоты оренбургской природы.

Обер-шталмейстером в нашем литературно-художественном фото-десанте выступает писатель-натуралист Юрий Полуэктов.  Его «Нива» терпеливо преодолевает овраги…  

Каждый костюм Ольги Нагорной – это не костюм исторической реконструкции (хотя, думаю, реконструкторы были бы очень рады!). Это, скорее, костюм-образ. Выполненная в древнерусском византийском стиле авторская творческая интерпретация.

Автор костюмов Ольга Нагорная и «книгиня» Вера Филиппова выступают «навигаторами» движения. Прикрывшийся от солнечного пекла ковбойской шляпой Сергей Орлов готовит к работе фотоаппарат. А я думаю о том, что надевать в такую жару льняную рубаху и меховой малахай – одна из разновидностей экстрима… Так или иначе, все мы надеемся на Ольгу, что она подберёт каждому из нас одеяние и аксессуары во избежании эклектического разностилья, что в просторечии сегодня именуется «борщец».

Однако грош цена любой концептуальности, если участники проекта, в данном случае – фотосессии, не способны к импровизации и к хулиганству в самом лучшем — творческом! — смысле этого слова. Ведь порой именно так и рождаются новые идеи, ибо жизнь — вечно меняющаяся — куда шире наших планов и представлений о ней. И вот уже ковбойская шляпа Сергея Орлова, значимость которой в жару переоценить трудно, становится идеей ещё одной фотосессии — в духе американского вестерна. Окрестный пейзаж таков, что, если сейчас из-за поворота выедет на лошади шериф Маккена, я ничуть не удивлюсь.  Да и почему не провести такую фотосессию, если художник Ольга Нагорная ко всем прочим своим талантам ещё и профессиональная конница?.. Так что пусть шериф Маккена на пару с «бандитом-романтиком» Колорадо нервно покурят в сторонке!

…Но пока у нас фотосессия в древнерусском стиле, терракот и охра костюмов так гармонично вписываются в цветовую гамму эпических валунов Крутого Оврага!  Каждый костюм Ольги Нагорной – это не костюм исторической реконструкции (хотя, думаю, реконструкторы были бы очень рады!). Это, скорее, костюм-образ. Выполненная в древнерусском византийском стиле авторская творческая интерпретация.  Подобные вещи на Руси носили после введения Христианства. Поэтому это образы на стыке эпох, в них старославянские мотивы вышивки перекликаются с кельтскими, византийскими, греческими мотивами. И всё это создаёт атмосферу былых времён.

Удивили «книгиня» Вера Филиппова и Юрий Леонидович Полуэктов, вдруг импровизационно явившие столь артистическое вхождение в образы древних русичей — князя и княгини… И ещё подумалось, что народный костюм никогда не может устареть. Остаётся лишь сожалеть, что современные дизайнеры не уделяют должного внимания творческому развитию народного костюма и придания ему статуса трэндового течения в моде.

Итак, фотосессия, посвящённая Году экологии в России, состоялась. Пусть об уникальной красоте оренбургского края узнают и оренбуржцы, и жители других регионов. В обратный путь нас, прямо как в фильме «Золото Маккены», провожал коршун. И мы шли, любуясь оренбургским разнотравьем-разнолесьем, где восточная джида мирно соседствует с русской берёзкой, а богородская трава-чабрец с пурпурном царственным околышем татарника…


Диана Кан

КАН Диана Елисеевна – поэт, член Союза Писателей России. Окончила МГУ и ВЛК Московского Литинститута. Автор книг: «Високосная весна», «Подданная русских захолустий», «Согдиана», «Покуда говорю я о любви», «Обречённые на славу». Лауреат многочисленных литературных премий, в т.ч. Оренбургской премии им. В. Правдухина. (Гостиный двор). Диана Кан родилась  в Узбекистане, в городе Термез, с юности много лет жила в Оренбурге, занималась журналистикой, после жила в Москве, в Самаре, где работала руководителем литературного объединения «Отчий дом», сейчас ведет занятия литобъединения при Оренбургском Доме литераторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.