Неслучайно овраг называют «крутым»

 ДИАНА КАН 

«Ох и кру­то!» — неволь­но выры­ва­ет­ся воз­глас вос­хи­ще­ния у того, кто впер­вые посе­ща­ет уро­чи­ще Кру­той обрыв (Крас­ный овраг) в селе Под­го­род­няя Покров­ка.  Кра­си­вей­шее поис­ти­не эпи­че­ской кра­со­той место, сра­зу вызы­ва­ю­щее целую палит­ру ассо­ци­а­ций – от биб­лей­ских до древ­не­рус­ских и даже ассо­ци­а­ций с аме­ри­кан­ским вестер­ном. Попав сюда, поне­во­ле ощу­ща­ешь себя сра­зу в раз­ных стра­нах и раз­ных эпо­хах. То пер­во­хри­сти­а­ни­ном, под паля­щим солн­цем бре­ду­щим к Иор­да­ну… То древ­не­рус­ской кня­ги­ней… То геро­ем зна­ме­ни­то­го филь­ма «Золо­то Мак­ке­ны», добрав­шим­ся до леген­дар­но­го золо­то­нос­но­го уще­лья… Даже не раз­дво­е­ние, а какое-то рас­тро­е­ние лич­но­сти!

МЕЖДУ тем, еже­ли без лири­ки, а с науч­ной точ­ки зре­ния, это уро­чи­ще явля­ет­ся опор­ным гео­ло­ги­че­ским раз­ре­зом верх­не­та­тар­ско­го подъ­яру­са перм­ской систе­мы. Вскры­тая мощ­ность раз­ре­за – 70 м при слож­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях косо­сло­и­стых пес­ча­ни­ков и аргил­ли­тов. Таким зна­чит­ся опи­са­ние это­го места в экс­кур­си­он­ном путе­во­ди­те­ле по кон­ти­нен­таль­ным отло­же­ни­ям перм­ско­го и три­ас­ско­го пери­о­дов раз­ви­тия зем­ной коры.

Ещё 15 лет назад Оль­га созда­ла эту чудес­ную кол­лек­цию муж­ских и жен­ских костю­мов из аутен­тич­но­го льна, укра­сив их автор­ской вышив­кой. Эти чудо-костюмы, как ни уди­ви­тель­но, про­ле­жа­ли мно­гие годы у авто­ра, види­мо, дожи­да­ясь нас.

Жите­ли села Под­го­род­няя Покров­ка назы­ва­ют Кру­той овраг (а он реаль­но крут!) почему-то снис­хо­ди­тель­но – Мухай­ка. Хотя мух я что-то осо­бо не заме­ти­ла. А вот кор­шун сле­дил за нами едва ли не во всё вре­мя наше­го путе­ше­ствия. И сво­им мони­то­рин­гом весь­ма пора­до­вал вхо­див­ше­го в нашу литературно-художественно-туристическую груп­пу писателя-натуралиста Юрия Полу­эк­то­ва. Хотя Юрий Лео­ни­до­вич при всей его люб­ви к при­ро­де вооб­ще, отда­ёт в сво­ём лите­ра­тур­ном твор­че­стве пред­по­чте­ние пти­цам, писателем-орнитологом я бы его не назва­ла, ибо в каж­дой пти­це Полу­эк­тов видит не про­сто пти­цу, но, не побо­юсь это­го опре­де­ле­ния, одно­вре­мен­но эпи­че­скую и лири­че­скую лич­ность!

Мы же окре­сти­ли эту окрест­ную кра­со­ту, при­чём, не сго­ва­ри­ва­ясь, гранд-каньоном.  Уди­ви­тель­но, что устрем­лён­ные более к кра­со­там «бере­га турец­ко­го» наши сограж­дане живут рядом с этой при­род­ной кра­со­той и мало заме­ча­ют её. Хотя она не усту­па­ет кра­со­там заморским-заокеанским. А если и заме­ча­ют, то частень­ко лишь затем, что­бы ски­нуть в этот гранд-каньон быто­вой мусор. Кста­ти, во вре­мя наше­го недол­го­го пре­бы­ва­ния «кни­ги­ней» Покров­ской биб­лио­те­ки Верой Филип­по­вой была пре­се­че­на попыт­ка тако­го несанк­ци­о­ни­ро­ван­но­го сбро­са мусо­ра едва ли не на наши голо­вы… «Кни­ги­ня» Вера была рас­стро­е­на. Ещё бы! Неза­дол­го до это­го имен­но она высту­пи­ла одним из ини­ци­а­то­ров кол­лек­тив­ной очист­ки овра­га от мусо­ра в фор­ма­те суб­бот­ни­ка. Но, увы, чисто не там, где уби­ра­ют, а там, где не сорят!

Мы шли к месту нашей буду­щей сла­вян­ской эпи­че­ской фото­сес­сии по рус­лу пото­ка, кото­рый несёт­ся здесь в весен­нее вре­мя года, а потом пере­сы­ха­ет… Любая фото­сес­сия, конеч­но же, опре­де­ля­ет­ся некой, изви­ня­юсь за выра­же­ние, кон­цеп­ту­аль­ной состав­ля­ю­щей. Её у нас кури­ро­ва­ла член Сою­за худож­ни­ков Рос­сии, автор костюмов-образов в древне­сла­вян­ском сти­ле Оль­га Нагор­ная… Ещё 15 лет назад Оль­га созда­ла эту чудес­ную кол­лек­цию муж­ских и жен­ских костю­мов из аутен­тич­но­го льна, укра­сив их автор­ской вышив­кой. Эти чудо-костюмы, как ни уди­ви­тель­но, про­ле­жа­ли мно­гие годы у авто­ра, види­мо, дожи­да­ясь нас. Соб­ствен­но, Кру­той Овраг и стал при­чи­ной того, что я узна­ла о суще­ство­ва­нии этой уни­каль­ной кол­лек­ции одеж­ды.  Житель­ни­ца Под­го­род­ней Покров­ки Вера Филип­по­ва изве­сти­ла всех в Фейс­бу­ке о том, чтотакого-то чис­ла будет суб­бот­ник по очист­ке овра­га. А дру­гая житель­ни­ца Под­го­род­ней Покров­ки, Оль­га Нагор­ная пред­ло­жи­ла отме­тить факт очист­ки овра­га фото­сес­си­ей в сла­вян­ском духе, выло­жив фото несколь­ких сво­их костю­мов… Когда я пер­вый раз сфо­то­гра­фи­ро­ва­лась в этих чудо-одеяниях и выло­жи­ла фото в соц­се­ти, Фейс­бук охнул и ахнул: «Где Диа­на Кан взя­ла такие вол­шеб­ные наря­ды?» Фейс­буч­ный народ потре­бо­вал «про­дол­же­ния бан­ке­та», и вот уже мы целой мобиль­ной коман­дой едем к уро­чи­щу Кру­той Овраг, что­бы пока­зать кра­со­ту костю­мов Оль­ги Нагор­ной в кон­тек­сте кра­со­ты орен­бург­ской при­ро­ды.

Обер-шталмейстером в нашем литературно-художественном фото-десанте высту­па­ет писатель-натуралист Юрий Полу­эк­тов.  Его «Нива» тер­пе­ли­во пре­одо­ле­ва­ет овра­ги…  

Каж­дый костюм Оль­ги Нагор­ной – это не костюм исто­ри­че­ской рекон­струк­ции (хотя, думаю, рекон­струк­то­ры были бы очень рады!). Это, ско­рее, костюм-образ. Выпол­нен­ная в древ­не­рус­ском визан­тий­ском сти­ле автор­ская твор­че­ская интер­пре­та­ция.

Автор костю­мов Оль­га Нагор­ная и «кни­ги­ня» Вера Филип­по­ва высту­па­ют «нави­га­то­ра­ми» дви­же­ния. При­крыв­ший­ся от сол­неч­но­го пек­ла ков­бой­ской шля­пой Сер­гей Орлов гото­вит к рабо­те фото­ап­па­рат. А я думаю о том, что наде­вать в такую жару льня­ную руба­ху и мехо­вой мала­хай – одна из раз­но­вид­но­стей экс­т­ри­ма… Так или ина­че, все мы наде­ем­ся на Оль­гу, что она под­бе­рёт каж­до­му из нас оде­я­ние и аксес­су­а­ры во избе­жа­нии эклек­ти­че­ско­го раз­но­сти­лья, что в про­сто­ре­чии сего­дня име­ну­ет­ся «бор­щец».

Одна­ко грош цена любой кон­цеп­ту­аль­но­сти, если участ­ни­ки про­ек­та, в дан­ном слу­чае – фото­сес­сии, не спо­соб­ны к импро­ви­за­ции и к хули­ган­ству в самом луч­шем — твор­че­ском! — смыс­ле это­го сло­ва. Ведь порой имен­но так и рож­да­ют­ся новые идеи, ибо жизнь — веч­но меня­ю­ща­я­ся — куда шире наших пла­нов и пред­став­ле­ний о ней. И вот уже ков­бой­ская шля­па Сер­гея Орло­ва, зна­чи­мость кото­рой в жару пере­оце­нить труд­но, ста­но­вит­ся иде­ей ещё одной фото­сес­сии — в духе аме­ри­кан­ско­го вестер­на. Окрест­ный пей­заж таков, что, если сей­час из-за пово­ро­та выедет на лоша­ди шериф Мак­ке­на, я ничуть не удив­люсь.  Да и поче­му не про­ве­сти такую фото­сес­сию, если худож­ник Оль­га Нагор­ная ко всем про­чим сво­им талан­там ещё и про­фес­си­о­наль­ная кон­ни­ца?.. Так что пусть шериф Мак­ке­на на пару с «бандитом-романтиком» Коло­ра­до нерв­но поку­рят в сто­рон­ке!

…Но пока у нас фото­сес­сия в древ­не­рус­ском сти­ле, тер­ра­кот и охра костю­мов так гар­мо­нич­но впи­сы­ва­ют­ся в цве­то­вую гам­му эпи­че­ских валу­нов Кру­то­го Овра­га!  Каж­дый костюм Оль­ги Нагор­ной – это не костюм исто­ри­че­ской рекон­струк­ции (хотя, думаю, рекон­струк­то­ры были бы очень рады!). Это, ско­рее, костюм-образ. Выпол­нен­ная в древ­не­рус­ском визан­тий­ском сти­ле автор­ская твор­че­ская интер­пре­та­ция.  Подоб­ные вещи на Руси носи­ли после вве­де­ния Хри­сти­ан­ства. Поэто­му это обра­зы на сты­ке эпох, в них ста­ро­сла­вян­ские моти­вы вышив­ки пере­кли­ка­ют­ся с кельт­ски­ми, визан­тий­ски­ми, гре­че­ски­ми моти­ва­ми. И всё это созда­ёт атмо­сфе­ру былых вре­мён.

Уди­ви­ли «кни­ги­ня» Вера Филип­по­ва и Юрий Лео­ни­до­вич Полу­эк­тов, вдруг импро­ви­за­ци­он­но явив­шие столь арти­сти­че­ское вхож­де­ние в обра­зы древ­них руси­чей — кня­зя и кня­ги­ни… И ещё поду­ма­лось, что народ­ный костюм нико­гда не может уста­реть. Оста­ёт­ся лишь сожа­леть, что совре­мен­ные дизай­не­ры не уде­ля­ют долж­но­го вни­ма­ния твор­че­ско­му раз­ви­тию народ­но­го костю­ма и при­да­ния ему ста­ту­са трэн­до­во­го тече­ния в моде.

Итак, фото­сес­сия, посвя­щён­ная Году эко­ло­гии в Рос­сии, состо­я­лась. Пусть об уни­каль­ной кра­со­те орен­бург­ско­го края узна­ют и орен­бурж­цы, и жите­ли дру­гих реги­о­нов. В обрат­ный путь нас, пря­мо как в филь­ме «Золо­то Мак­ке­ны», про­во­жал кор­шун. И мы шли, любу­ясь орен­бург­ским разнотравьем-разнолесьем, где восточ­ная джи­да мир­но сосед­ству­ет с рус­ской берёз­кой, а бого­род­ская трава-чабрец с пур­пур­ном цар­ствен­ным око­лы­шем татар­ни­ка…


Диана Кан

КАН Диа­на Ели­се­ев­на – поэт, член Сою­за Писа­те­лей Рос­сии. Окон­чи­ла МГУ и ВЛК Мос­ков­ско­го Лит­ин­сти­ту­та. Автор книг: «Висо­кос­ная вес­на», «Под­дан­ная рус­ских захо­лу­стий», «Сог­ди­а­на», «Поку­да гово­рю я о люб­ви», «Обре­чён­ные на сла­ву». Лау­ре­ат мно­го­чис­лен­ных лите­ра­тур­ных пре­мий, в т.ч. Орен­бург­ской пре­мии им. В. Прав­ду­хи­на. (Гости­ный двор). Диа­на Кан роди­лась  в Узбе­ки­стане, в горо­де Тер­мез, с юно­сти мно­го лет жила в Орен­бур­ге, зани­ма­лась жур­на­ли­сти­кой, после жила в Москве, в Сама­ре, где рабо­та­ла руко­во­ди­те­лем лите­ра­тур­но­го объ­еди­не­ния «Отчий дом», сей­час ведет заня­тия лит­объ­еди­не­ния при Орен­бург­ском Доме лите­ра­то­ров.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.