Учитесь прощать

 АНДРЕЙ ЮРЬЕВ 

Я хочу затро­нуть доволь­но щекот­ли­вую тему, воз­мож­но, не совсем понят­ную сто­рон­ни­кам лаге­ря кон­сер­ва­то­ров и тра­ди­ци­о­на­ли­стов. Хотя, воз­мож­но, гово­рить об этом было позд­но еще вче­ра.

ИТАК. Оце­ни­вая состо­я­ние обще­ства, дале­ко не послед­ние умы выска­зы­ва­ют близ­кие друг дру­гу вещи, напри­мер: «В про­цес­се эво­лю­ции циви­ли­за­ции окреп­ло Зло, что выра­жа­ет­ся в поте­ре пози­ций Разу­ма и Веры в поле смыс­лов и зна­че­ний. Чело­век стал сво­бо­ден, но сво­бо­ден от чего и для чего?».

Разум и вера, а точ­нее рели­ги­оз­ное чув­ство, при­над­ле­жат к раци­о­наль­ным пси­хи­че­ским функ­ци­ям, соглас­но ана­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии Юнга. Как я уже упо­ми­нал в цик­ле эссе «Сны набе­ло», весь ХХ и нача­ло XXI века шли под зна­ком того, что дей­стви­тель­но мож­но назвать «осво­бож­де­ни­ем чело­ве­ка». Если поду­мать, то это ско­рее рас­кре­по­ще­ние. Пси­хо­ло­ги наше­го вре­ме­ни вели борь­бу за при­зна­ние под­со­зна­тель­ных моти­вов даже быто­во­го пове­де­ния, и, надо ска­зать, небез­успеш­но. То есть вой­на шла за при­зна­ние зна­чи­мы­ми и рав­но­прав­ны­ми Разу­му и Вере ирра­ци­о­наль­ных начал. Этот про­цесс охва­тил все сфе­ры искус­ства и наук о чело­веч­но­сти. То есть масте­ра, мэт­ры куль­ту­ры боро­лись за оестеств­ле­ние ощу­ще­ний и инту­и­ции, как назвал эти дви­жи­те­ли пси­хи­че­ской жиз­ни Юнг.

«Оста­но­вись, мгно­ве­нье!» – вот невы­ска­зан­ный прин­цип основ­ной мас­сы совре­мен­ных про­из­ве­де­ний. То есть: оста­но­вись, впе­чат­ле­ние! Не чув­ство и не мысль.

Заду­май­тесь! От древ­них гре­ков извест­но о мат­ри­це тем­пе­ра­мен­тов: мелан­хо­лик, флег­ма­тик, санг­ви­ник, холе­рик. Вам же не при­дет на ум вести вой­ну Печа­ли и Покоя про­тив Эйфо­рии и Задо­ра? Так поче­му те, у кого пре­об­ла­да­ю­ще раз­вит интел­лект, поз­во­ля­ют себе гнев­ные выпа­ды про­тив сен­си­ти­вов и наобо­рот? Ведь речь даже не о выбо­ре, не при­зна­нии важ­ной для себя сто­ро­ны куль­тур­но­го раз­ви­тия, а о врож­ден­ных наклон­но­стях и типах вос­при­я­тия мира и, конеч­но же, типов само­вы­ра­же­ния. Толь­ко тогда и ста­но­вит­ся осмыс­лен­ным лозунг «Будь собой!» — если надо бороть­ся за пра­во назы­вать­ся вполне себе чело­веч­ным.

Никто не смо­жет запре­тить чело­ве­че­ству вести состя­за­ния и сорев­но­ва­ния за пра­во быть пер­вым – вся наша циви­ли­за­ция живет на осно­ве борь­бы за пре­вос­ход­ство, но надо осо­знать, что мно­гое в этой борь­бе бес­смыс­лен­но, посколь­ку объ­ек­та­ми про­ти­во­сто­я­ния явля­ют­ся на самом деле сами функ­ции пси­хи­ки! Учи­тесь про­щать друг дру­гу ина­ко­вость, а уж тем более – учи­тесь при­зна­вать за ины­ми, чем вы, пра­во не про­сто на суще­ство­ва­ние, а на пол­но­цен­ную жизнь.

ФАКТОЛОГИЯ

Наи­бо­лее доступ­ны­ми в наше вре­мя вида­ми искус­ства явля­ют­ся кино и попу­ляр­ная музы­ка. Когда речь захо­дит о теме непо­ни­ма­ния и непри­я­тия, сра­зу вспо­ми­на­ет­ся дуэт Тарьи Туру­нен и Шарон ден Адель («Within Temptation») в ком­по­зи­ции «What about us?». Тек­сты Шарон, пол­ные жен­ской чув­ствен­но­сти, при более близ­ком рас­смот­ре­нии рису­ют мир, раз­дроб­лен­ный на мас­су впе­чат­ле­ний, то есть пере­жи­ва­ний ощу­ще­ния, и рефрен «Faster, faster, faster!» в одно­имен­ной песне («Быст­рее») как раз и ука­зы­ва­ет на эту осо­бен­ность ее твор­че­ства – неуто­лен­ная жизнь в ощу­ще­ни­ях, «в иску­ше­нии». Дуэ­том же метал-дивы спе­ли о том, что боро­лись всю свою жизнь за луч­шее и свет­лое, но оста­лись ни с чем: «Что насчет нас? Когда мы достиг­нем рая? Неуже­ли мы его не заслу­жи­ли?». Они фак­ти­че­ски ста­ли пер­вы­ми, ини­ци­а­то­ра­ми темы неудо­вле­тво­рен­но­сти резуль­та­та­ми жиз­нен­ной борь­бы, запу­стив цепоч­ку песен и аль­бо­мов «воз­му­ще­ний».

Миры инту­и­ти­ви­стов ста­ли экс­плу­а­ти­ру­е­мы шар­ла­та­на­ми всех мастей, а тон­кие лири­че­ские ощу­ще­ния – объ­ек­та­ми для про­да­жи все­го и вся неупо­ми­на­е­мой мас­сов­ке потреб­лен­цев…

Вто­ры­ми в этой цепи ста­ли идо­лы ме́тала «Метал­ли­ка» с аль­бо­мом «Hardwired To Self-Destruct». Риф­фы ста­ли про­ще, гораз­до про­ще, ходы моти­вов коро­че, пар­тии соло-гитары лише­ны отто­чен­но­го мело­диз­ма – самой музы­кой «Метал­ли­ка» ухо­дит в мир раз­дроб­лен­но­сти на ощу­ще­ния, не собран­ные в осо­знан­ное чув­ство. Текст заглав­ной ком­по­зи­ции «Про­ши­ты (зако­ди­ро­ва­ны) на само­раз­ру­ше­ние» как раз и гово­рит о рас­па­де чувств и мыс­лей на отдель­ные оскол­ки. Мир ста­но­вит­ся не чув­ству­ем и мыс­лим, а ощу­ща­ем, и ком­по­зи­ция «Moth Into The Flame» («Моты­лек в пла­ме­ни») пока­зы­ва­ет мечу­ще­го­ся пер­со­на­жа, губя­ще­го свою созна­тель­ную жизнь, ухо­дя­ще­го в «ощу­ти­мость», разъ­ятую на отдель­ные впе­чат­ле­ния. Един­ствен­но цель­ным сре­ди них оста­ет­ся «дви­же­ние на свет», ито­гом кото­ро­го ста­но­вит­ся сго­ра­ние, выго­ра­ние чувств: «You’re falling, but you think you’re flying high / High again».

Тре­тьи­ми в этом ряду погру­зив­ших­ся в ощу­ще­ния и наста­и­ва­ю­щих на необ­хо­ди­мо­сти их при­я­тия ста­ли «Депеш Мод» с поли­ти­че­ски заря­жен­ным аль­бо­мом «Spirit» («Дух»). Откры­ва­ет его ком­по­зи­ция «Where Is The Revolution», вопро­ша­ю­щая, чем же чело­век руко­вод­ству­ет­ся при при­ня­тии реше­ний – соб­ствен­ным мне­ни­ем, или уста­нов­ка­ми рели­гии, зом­би­ру­ю­щи­ми выкри­ка­ми сто­рон­ни­ков «госу­дар­ствен­но­сти»? Мысль и чув­ство под­ра­зу­ме­ва­е­мо­го героя пес­ни обес­це­не­ны, созна­тель­ная жизнь пол­но­стью кон­тро­ли­ру­е­ма, и ею игра­ют, доби­ва­ясь сво­их целей, кор­по­ра­ции и соци­аль­ные инсти­ту­ты. Послед­ним при­бе­жи­щем оста­ет­ся мир ощу­ще­ний, ради кото­ро­го надо взо­рвать созна­ние и «устро­ить рево­лю­цию».

Оче­ред­ным бор­цом за акти­ва­цию ирра­ци­о­наль­но­го нача­ла явил­ся Род­жер Уотерс (экс-«Пинк Флойд») со сбор­ни­ком ком­по­зи­ций под назва­ни­ем «Это ли жизнь, кото­рой мы дей­стви­тель­но хоте­ли?». Флой­ды, пев­цы ирра­ци­о­наль­но­го, выдви­ну­ли Уотер­са, глав­но­го авто­ра «Сте­ны», аль­бо­ма, в кото­ром раз­дроб­лен­ный мир пер­со­на­жа ока­зы­ва­ет­ся непри­знан­ным и вся­че­ски подав­ля­ет­ся семьей, шко­лой, суда­ми, даже меди­ци­ной. И зако­но­мер­ный итог мно­го­лет­ней борь­бы музы­кан­та за пра­ва лич­но­сти на сво­бо­ду духов­ной жиз­ни – вопрос «за что боро­лись?». Пото­му как миры инту­и­ти­ви­стов ста­ли экс­плу­а­ти­ру­е­мы шар­ла­та­на­ми всех мастей, а тон­кие лири­че­ские ощу­ще­ния – объ­ек­та­ми для про­да­жи все­го и вся неупо­ми­на­е­мой мас­сов­ке потреб­лен­цев…

«Оста­но­вись, мгно­ве­нье!» – вот невы­ска­зан­ный прин­цип основ­ной мас­сы совре­мен­ных про­из­ве­де­ний. То есть: оста­но­вись, впе­чат­ле­ние! Не чув­ство и не мысль. В кине­ма­то­гра­фе (мы не рас­смат­ри­ва­ем арт-хаус и про­чие экс­пе­ри­мен­ты) про­ис­хо­дит что? Наи­бо­лее яркие филь­мы послед­них лет – из жан­ра фэнт­э­зи. Они пол­ны кра­соч­ных и пора­жа­ю­щих вооб­ра­же­ние дета­лей, подроб­но­стей тво­ри­мо­го режис­се­ра­ми мира, и в этой дета­ли­ров­ке пер­со­на­жи ирра­ци­о­наль­ны, сла­га­ю­щи­е­ся обра­зы запре­дель­ны, ино­мир­ны – посмот­ри­те «Дом стран­ных детей мисс Пере­грин», «Фан­та­сти­че­ские тва­ри, и где они оби­та­ют», послед­ние серии саги «Звезд­ные вой­ны» — раз­во­ра­чи­ва­ю­щи­е­ся кар­ти­ны не под­да­ют­ся осо­зна­нию, они долж­ны быть при­ня­ты «как есть», режис­се­ры и сце­на­ри­сты ста­вят зри­те­ля перед фак­том мно­го­мер­но­сти мира и огром­но­сти под­ми­ров ощу­ще­ния и инту­и­ции. Ее, кста­ти, напря­мую экс­плу­а­ти­ру­ет и совре­мен­ный сери­ал о Шер­ло­ке Холм­се с Бене­дик­том Кам­бер­б­эт­чем. Да и мно­же­ство дру­гих филь­мов (что – у вас нет воз­мож­но­сти про­смат­ри­вать все новин­ки?) наста­и­ва­ют на при­я­тии душев­но­го мно­го­об­ра­зия сво­их геро­ев. Да возь­ми­те хоть «Капи­тан Фан­та­стик» — исто­рию отца семей­ства, живу­ще­го с детьми в отры­ве от циви­ли­за­ции (непри­знан­ность пси­хи­че­ских функ­ций) и посте­пен­но осо­зна­ю­ще­го необ­хо­ди­мость вхо­да потом­ства в обще­че­ло­ве­че­ский мир.

Борь­ба Хао­са за при­зна­ние рав­ных прав с Поряд­ком (а я в сво­их рабо­тах уже упо­ми­нал о том, что хао­тич­ность – это все рав­но свой, осо­бый поря­док отно­ше­ний) нахо­дит отра­же­ние и в мирах ком­пью­тер­ных игр. Леген­дар­ная ком­па­ния «Bioware» в сво­их роле­вых играх вво­дит мат­ри­цы харак­те­ров пер­со­на­жей, каж­до­му из кото­рых в иде­а­ле соот­вет­ству­ет свое ответв­ле­ние сюже­та, и дол­гое сле­до­ва­ние одно­му типу вза­и­мо­дей­ствия с игро­вым миром меня­ет и само тече­ние игры, и кон­цов­ку. Послед­няя раз­ра­бот­ка ком­па­нии – «Mass Effect: Andromeda» вклю­ча­ет в вари­ан­ты диа­ло­гов линии «Разум­ность», «Чув­ствен­ность» и транс­фор­ми­ро­ван­ные ощу­ще­ние и инту­и­цию. Про­дан­ные 2 000 000 экзем­пля­ров игры (а сколь­кие гей­ме­ры вос­поль­зо­ва­лись услу­га­ми пира­тов?) дают пред­став­ле­ние о мас­штаб­но­сти раз­во­ра­чи­ва­е­мой кар­ти­ны.

Вы уди­ви­тесь, но столь пори­ца­е­мая кон­сер­ва­тив­ной частью чело­ве­че­ства избы­точ­ная чув­ствен­ность и голая сек­су­а­ли­за­ция песен, филь­мов и спек­так­лей – из этой же сфе­ры про­блем. Суть выпя­чи­ва­ния анти­ра­зум­но­сти – пре­уве­ли­чен­ная актив­ность «ощу­ти­мо­сти». Совре­мен­ное кли­пи­ро­ван­ное созна­ние (не менее точ­но будет наиме­но­ва­ние «кли­ши­ро­ван­ное») борет­ся не столь­ко про­тив, сколь­ко за – за свое при­зна­ние, — и пора уже при­нять два подав­ля­е­мых типа пси­хи­ки в ряды име­ю­щих пол­ное пра­во на раз­ви­тие.

Дело не в про­ти­во­сто­я­нии Добра и Зла. Врачи-психотерапевты ска­жут вам, что стро­е­ние пси­хи­ки сво­бод­но от мораль­ных оце­нок – серд­це само по себе кача­ет кровь, а не явля­ет­ся вме­сти­ли­щем при­рож­ден­ных цен­но­стей. На пути отста­и­ва­ния ины­ми, чем «разум­ни­ки», прав и сво­бод пора убрать лиш­ние пре­по­ны. Мир от это­го ста­нет толь­ко ярче и насы­щен­нее крас­ка­ми.


ЮРЬЕВ Андрей Ген­на­дье­вич родил­ся в 1974 году в Печо­ре (Рес­пуб­ли­ка Коми), в 1996 году окон­чил элек­тро­тех­ни­че­ский факуль­тет Орен­бург­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, рабо­тал дизайнером-верстальщиком в орен­бург­ских газе­тах и в Фон­де Эффек­тив­ной Поли­ти­ки (Москва).
С 1993 по 1995 год – вока­лист и автор тек­стов песен груп­пы «Лич­ная Соб­ствен­ность». Лау­ре­ат спе­ци­аль­но­го дипло­ма «За фило­со­физм лири­ки» област­но­го поэ­ти­че­ско­го кон­кур­са «Яиц­кий Мост – 96». Повесть «Те, Кого Ждут» вошла в сбор­ник «Про­за – то, чем мы гово­рим» (Сара­тов, 2000), пуб­ли­ка­ции в газе­те «Орен­бур­жье» и аль­ма­на­хах «Баш­ня», «Гости­ный двор». Побе­ди­тель кон­кур­са «Орен­бург­ский край — XXI век» в номи­на­ции «Авто­граф» в 2014 году, при­зом ста­ло изда­ние отдель­ной книж­кой пове­сти «Юрки­ны беды». Диплом в номи­на­ции «Про­за» «За фило­соф­ское рас­кры­тие темы оди­но­че­ства» Все­рос­сий­ско­го лите­ра­тур­но­го кон­кур­са «Сти­ли­сты добра».

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.