Гладить при 40 градусах

 АНДРЕЙ ЮРЬЕВ 
Есть нечто раздражающее в некоторых литературоведческих изысканиях. Серьезными филологами принято теперь считать, что текст рождается, попросту говоря, в подсознании, а его содержания коллективны, и потому задача творческой личности – точное воспроизведение полученного «послания» из‐за пределов индивидуального сознания. Воспроизведение – повтор и сличение. Очевидно, что становится необходимым наличие налаженных связей между сознанием и бессознательным, выстроенность того, что Юнг называл трансцендентной функцией – прочного мостика между Я и Оно.

РАСКРЫТЬ механизмы творчества для понимания возможно более широкого числа читателей – благородная задача, однако что получаем в действительности после освоения указанных теорий? Фактически, утверждается, литератор (писатель, поэт) – Пророк не вполне познанных сил. Графоманы всех мастей теперь обоснованно утверждают – «у меня Дар», «стихи ко мне приходят сами», «моя задача только записать, остальное дается свыше». Я любитель литературного дела. Признают ли «старшие товарищи» по перу профессионалом – пока еще вопрос. Но уже сейчас интересно призадуматься над собственным пониманием творческого процесса, основываясь на работах всё того же Юнга, ставшего для меня проводником в лабиринте душевных явлений.

Согласно Карлу Густаву, психика состоит из трех слоев – сознания, личного бессознательного (наполненного фактами персональной душевной жизни, всего жизненного опыта) и коллективного бессознательного (области, как иногда говорят, «генетической памяти»), контактирующего со Всеобщим Смысловым Полем (точнее, Юнг называл его Единым), сливающим вместе содержания за‐человеческого, сверх‐человеческого опыта. Я считаю, что литературное произведение, как результат жизни трехслойной психики, можно рассмотреть в трех аспектах – структура, фактура, текстура. Говоря немного иначе и смещая внимание от написанного к пишущему – это восприятие, опыт, стиль.

Структура создаваемого произведения – это весь идейный базис автора, связанный с восприятием ровно настолько, насколько этого требуют обстоятельства его рождения и воспитания. Это – большое «почему» творчества, собрание мотивов творца и особенностей мировосприятия, обусловленных принадлежностью к стране, народу, семье, языку – связью с коллективным бессознательным.

Фактура – совокупность описываемых событий и переживаний, обусловленная историей его (автора) личного освоения мира и его (мира) отражения в продуктах культуры, фактически основанная на содержаниях личного бессознательного, «что» и «о чем» произведения.

И, наконец, текстура – непосредственно вытекающий из опыта творчества стиль, выбранный сейчас либо выработанный годами, «как» повествования.

Очевидно, я вообще не трогаю сферы за пределами познаваемого. Литературное творение – достояние народа, семьи, индивидуума. В нем столько же от эпохи, сколько от сиюминутного вдохновения, вызванного накопленным интуицией прозрения, внезапного озарения, зреющего иногда минуты, а иногда годы.

А может, всё проще.

Я просто не люблю, когда Богом прикрывают нежелание контролировать разогретое фантазмами словоизвержение.


ЮРЬЕВ Андрей Геннадьевич родился в 1974 году в Печоре (Республика Коми), в 1996 году окончил электротехнический факультет Оренбургского госуниверситета, работал дизайнером‐верстальщиком в оренбургских газетах и в Фонде Эффективной Политики (Москва).

С 1993 по 1995 год – вокалист и автор текстов песен группы «Личная Собственность». Лауреат специального диплома «За философизм лирики» областного поэтического конкурса «Яицкий Мост – 96». Повесть «Те, Кого Ждут» вошла в сборник «Проза – то, чем мы говорим» (Саратов, 2000), публикации в газете «Оренбуржье» и альманахах «Башня», «Гостиный двор». Победитель конкурса «Оренбургский край — XXI век» в номинации «Автограф» в 2014 году, призом стало издание отдельной книжкой повести «Юркины беды». За эту книгу в 2017 году получил Областную открытую премию имени Аксакова в номинации «Лучшее произведение для детей и юношества». Диплом в номинации «Проза» «За философское раскрытие темы одиночества» Всероссийского литературного конкурса «Стилисты добра».

2 Comments

  1. Антон

    Я бы определения Структуры и Фактуры поменял местами. А насчёт того, что «поток сознания» это ещё не литература согласен полностью. Это всё равно что кирпичей накидать в котлован и сказать, что это дом. Дом ещё построить надо, а для того, чтобы построить что‐то пригодное для нахождения внутри, нужно Знать и Уметь.

  2. sheldon1974

    P.S. Следует отдавать себе отчет в том, что бессознательное не есть Бог, вообще‐то. Оно – обиталище множества образов, являющихся исходными для всего многообразия религиозного и мифологического содержания. Сторонники теории «человек искусства – голос Бога» сами путаются, приходят ли к ним произведения от «Бога извне» или «Бога внутри». Религия Христа, говорящая о подобии человека Богу, этими словами подтверждает, что где‐то в глубинах души есть место и ангелам, и демонам, и вершина развития личности – способность контролировать жизнь Царства Божьего, «которое внутри вас», Светом Сознания, светом Логоса.
    «Когда важнее сотен истин нас возвышающий обман…»
    Не марайте Бога чернилами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы робот? *