И сполохи рябин над головой…

 ДИАНА КАН 
В Оренбургском музее изобразительных искусств состоялась презентация новой поэтической книги Павла Рыкова «На пути в Дамаск».

ПАВЛА РЫКОВА можно назвать московским оренбуржцем: родившись в Первопрестольной, он многие десятилетия отдал Оренбургскому краю – как тележурналист, драматург, поэт, прозаик…  Оренбургские коллеги знают Павла Георгиевича как человека, буквально фонтанирующего идеями, лёгкого на подъём и отзывчивого на каждое приглашение поучаствовать в том или ином литературном мероприятии. И – с завидной регулярностью приглашающего коллег на свои творческие вечера. Как это было на презентации новой его книги  стихотворений «На пути в Дамаск», где есть немало стихов библейской тематики. Думается, осмысление божественных заповедей для каждого писателя – вещь фатальная в своей неизбежности. Кто‐то приходит к осознанию необходимости осмысления своих отношений с Творцом раньше, кто‐то позже, но без этого осмысления писатель не может считать свою творческую биографию состоявшейся. Помнится, даже великодушный и тактичный Александр Блок как‐то обмолвился об Анне Ахматовой не очень лицеприятно: «Поэт в своих стихах должен обращаться к Богу, а Анна Андреевна в своём творчестве обращается к мужчине…». Не вдаваясь в априори сложные межличностные писательские взаимоотношения, примем это замечание как повод подумать о том, что каждый пишущий (да что там пишущий – думающий, читающий!) человек не может сделать фигурой умолчания свои отношения с Божественным Абсолютом.  Книга «На пути в Дамаск» — есть результат многих раздумий и поездок Павла  Рыкова на землю обетованную.  Такие книги – повод лишний раз задуматься в суете сует и о своём таинстве общения с Творцом…

Когда Павел Георгиевич  говорил о тех ощущениях, которые скорее следует назвать озарениями, а ещё точнее, как называют это метафизики, «духовный опыт», меня пронзила мысль – а ведь в чистом виде Каина и Авеля не существует. Было б много проще, если бы оба существовали отдельно друг от друга, как две суверенные человеческие единицы. Трагедия человека и  человечества в том, что в каждом из нас есть частица Каина и  есть частица Авеля. И Каино‐Авелева метафизика есть  метафизика души человека. Сверхзадача каждого из нас при  жизни сделать так, чтобы лично в нас побольше было Авеля и поменьше Каина. А сверхзадача писателя – заставить читателя задуматься настолько, чтобы быть честным с самим  собой. Ведь любой из нас, мало‐мальски честный по отношению к себе человек, положа руку на сердце, может припомнить неизбежные «каиновские» моменты в своей жизни, порой и имевшие место быть из самых благих побуждений, коими, как известно, вымощена дорога в Ад (благими побуждениями).

Многие из тех, кто побывал в местах, где всё пронизано библейской историей, тоже говорит о совершенно непередаваемом ощущении от непосредственного соприкосновения с этими святынями… В утешение тем, кто, как и я, не может себе позволить поехать в места обетованные, хочу вспомнить сама и напомнить вам о наверняка бывших с вами моментах, когда вы ощущали это самое дыхание Небес, и география тут сколь ни важна, столь относительна. Порой дуновение этого дыхания Свыше ты ощущаешь в какой‐нибудь захолустной маленькой церквушке, причём, тогда, как вовсе этого не ожидаешь. И можешь не ощутить его в самом что ни на есть кафедральном соборе. Порой ты ощущаешь это дуновение неземного, когда читаешь прекрасные стихи или слушаешь прекрасную музыку (не обязательно духовную). Видимо, в моменты создания этих шедевров их творцы соединялись незримыми духовными узами с Тем, Кто даёт нам вдохновение с тех пор, как вдохнул жизнь в глину, из которой слепил первочеловека…Тут тоже простое и тоже библейское объяснение: дух дышит там, где он хочет.

У каждого поэта своя молитва к Богу. Молитва Павла Рыкова звучит так:

Пошли, Господь, тому, кто изнемог,
Не самую крутую из дорог.
Не вскачь, не вскользь с ухаба на ухаб.
Пошли тому, кто на путях ослаб,
Кто растерял и упряжь, и коней,
Пошли в дороге ясный свет над ней.
И у обочин птичий перезвон.
Пошли ночлег и в том ночлеге сон,
И в этом сне надежду на покой,
И сполохи рябин над головой.

Думаю, это стихотворение созвучно очень многим русским людям, которые пришли на презентацию Павла Георгиевича – как поэту Виталию Молчанову, доктору исторических наук Алле Фёдоровой, художнику  Станиславу Бочкарёву, чьи живописные работы библейской тематики украсили книгу и созвучны всем поклонникам творчества автора и коллегам, собравшимся в зале, и автору предисловия к книге – секретарю Союза писателей Москвы, академику Российской Академии естественных наук Лоле Звонарёвой. И всем тем, кто прочитает книгу, ибо автор подарил её всем присутствующим… «Ясный свет» в дороге, о котором молится и который желает Павел Рыков своим читателям, невольно заставляет вспомнить о том, что Свет – есть одно из имён Логоса‐Христа, чьё Воскресение так символично совпало с выходом и презентацией книги «На пути в Дамаск».

Диана Кан